О чем мы думаем каждое утро, садясь за руль автомобиля? Наверное, о том, как бы успеть на работу и, сделав все свои дела за день, к вечеру вернуться домой. В такой мышиной возне, как правило, нас меньше всего интересуют так называемые второстепенные проблемы, среди которых, как это ни грустно, значится и загрязнение экологии. Посмотрите, что творится на запорожских улицах: масса маршруток, нескончаемые вереницы личных машин. И все они выбрасывают тысячи тонн особо опасных канцерогенов, способных разрушить даже самый стойкий организм.
Бурный прирост автомобильного парка города Запорожья (на сегодняшний день, по данным ГАИ, он превысил 300 тысяч единиц) в совокупности с транзитным автотранспортом вызывает естественную озабоченность экологов города и ученых вузов. По данным Европейской Экономической Комиссии ООН, уровень загрязнения атмосферы от выхлопных газов автотранспорта в городах-мегаполисах достигает 70 процентов общего уровня вредных выбросов (по данным СЭС, в Запорожье эта цифра составляет 30–40 процентов от всего объема выбросов). Именно поэтому значительно (в 2–4 раза) ужесточились стандарты Евро по выбросам оксида углерода, окислам азота и серы, углеводородам. При этом Западная Европа с 2015 года переходит уже на стандарт Евро-6. К сожалению, двигатели украинских автомобилей не дотягивают и до Евро-3.



Груз “200”
Загрязнение воздуха автомобильным транспортом происходит в результате сжигания топлива. Химический состав выбросов зависит от его вида и качества, технологии производства, способа сжигания в двигателе и его технического состояния. Наиболее неблагоприятными режимами работы являются малые скорости и “холостой ход” двигателя, когда в атмосферу выбрасываются загрязняющие вещества в количествах, значительно превышающих выброс на нагрузочных режимах. Техническое состояние двигателя непосредственно влияет на экологические показатели выбросов.
Современный автомобиль выбрасывает в воздух “коктейль” из более 200 загрязняющих веществ. Среди них есть канцерогены, способствующие заболеванию раком, ядовитые газы, угарный газ и т.п. За комфорт и быстроту перемещения мы платим своим здоровьем.
Например, углеводороды образуются при неполном сгорании топлива. Это проблема многих автомобилей, особенно старых и давно не проходивших капремонт. Бензиновые двигатели выбрасывают углеводородов больше, чем дизели той же мощности. Одним из наиболее опасных углеводородов является бензапирен. Высокие концентрации этого вещества зафиксированы на городских магистралях и возле них. Автомобили – основной источник угарного газа в крупных городах. СО воздействует на организм человека, уменьшая насыщаемость крови кислородом. Тем самым он ослабляет организм, вызывает замедление рефлексов и сонливость. Это увеличивает частоту головных болей и негативно отражается на всей нервной системе, а также на сердце и кровообращении. В больших дозах угарный газ смертелен.
Оксиды азота – эти вещества негативно воздействуют на растения. У человека оксиды азота вызывают заболевания дыхательных путей, негативно сказываются на функции легких, снижают устойчивость к вирусным заболеваниям.
Оксиды азота вызывают кислотные дожди, которые приводят к засыханию деревьев. В индустриально развитых странах 47 процентов окиси азота в атмосфере – это выбросы автомобилей. Соединения серы вызывают окисление почв и вод, отрицательно воздействуют на здоровье человека и природную среду. Много серы содержится в дизельном топливе. Альдегиды – это группа веществ, образующихся в выхлопах машины при неполном сгорании топлива. Один из самых распространенных альдегидов – формальдегид. Он вызывает раздражение глаз, носоглотки, насморк, кашель, затруднение дыхания. Наиболее чувствительны к нему дети. Дизельные двигатели выбрасывают больше альдегидов, чем бензиновые. Сажа, помимо простого загрязнения воздуха, воды и почвы, “собирает” опасные вещества (в частности, полиароматические углеводороды, вызывающие рак). Частицы достаточно малы и могут при дыхании проникать глубоко в легкие. Дизельные моторы продуцируют значительно больше сажи, чем бензиновые. Частицы сажи в воздухе могут обострять респираторные заболевания, такие как бронхит и астма.
Автомобилями также выбрасываются такие тяжелые металлы, как никель, ртуть, хром, кадмий, цинк, железо, мышьяк, марганец и бериллий. Некоторые из них – мышьяк, ртуть, кадмий и свинец – высокотоксичны в очень малых концентрациях. Металлы аккумулируются в живых организмах и с пищей попадают в организм человека. Огромный урон здоровью людей наносит тетраэтилсвинец – вещество, которое добавляется в топливо для увеличения вырабатываемой мощности мотора (этилированный бензин). Он очень токсичен, может поразить практически все органы и системы человеческого организма. Постоянное воздействие небольших доз в течение долгого времени негативно влияет на нервную систему и кровь, ослабляет умственные способности у детей.
СЭС: количество автомобильных выбросов растет
Надзор за качеством атмосферного воздуха жилых районов Запорожья осуществляется проведением подфакельных исследований специалистами горСЭС в более чем 60 условно фиксированных точках во всех районах города.
– По оценке риска здоровью населения приоритетными загрязнителями атмосферного воздуха Запорожья являются: взвешенные вещества, диоксид азота, фенол, фтористый водород, сероводород, сероуглерод, серный ангидрид, медь и ее соединения, марганец и его соединения, оксид алюминия, хлор и его соединения, акролеин, ванадий, серная кислота, хром и бензапирен, – рассказал “ЗС” заведующий отделом гигиены окружающей среды городской СЭС Евгений Тулушев.
– Основной вклад в загрязнение атмосферного воздуха города вносят промышленные предприятия, выбросы которых составляют 60–70 процентов от общего валового выброса вредных веществ. Однако значительный взнос – от 30 до 40 процентов – принадлежит и автотранспорту, доля которого в общем валовом выбросе ежегодно растет, – отмечает представитель СЭС.
Евгений Тулушев:
– Я бы отметил не только проблему загазованности основных городских магистралей, но и состояние почвы внутридворовых территорий. На сегодня реальную опасность представляет загрязнение различными продуктами сгорания автомобиля песка игровых площадок и почвы газонов возле жилых домов. Учитывая тот факт, что на сегодня это основное место прогулки детей, мы получаем огромную проблему. Ведь поступление токсичных веществ в организм ребенка происходит очень и очень просто, например, когда он тянет в рот грязные руки, игрушки или вдыхает пыль. На данный момент разрабатывается программа профилактических мероприятий с целью снизить губительное действие выхлопов на здоровье горожан. Пока программа не прописана в законодательстве как обязательная, к примеру, как это делается на Западе, и действует скорее как научная разработка.
Гибриды уменьшат смог
– Транспортно-экологическая обстановка в городе является напряженной и тревожной в связи с ростом парка и отсутствием должного контроля за качеством топлива и технического состояния транспортных средств, – говорит кандидат технических наук, доцент Транспортной академии Украины Владимир Юдин.
Исследования, выполненные за последние годы учеными Запорожского национального технического университета совместно с Управлением по вопросам экологии Запорожского горисполкома и Институтом санитарии и гигиены им.Марзеева (Киев), показали, что на 10 наиболее напряженных перекрестках города интенсивность движения автотранспорта в часы “пик” составляет от 3 до 5 тысяч автомобилей/час. При этом суточные вредные выбросы, рассчитанные по известной методике МАДИ университета с учетом интенсивности транспортных потоков и эмиссии отдельных вредных компонентов отработавших газов, составили: оксида углерода 22 тонны, окислов азота – 24 тонны, углеводородов – 67 тонн, диоксида серы – 2 тонны, бензапирена – 0,2 тонны. Последний компонент является канцерогеном, даже минимальная доза которого имеет конечное значение вероятности онкозаболевания. В среднем на десяти исследованных перекрестках концентрация бензапирена относится к третьему диапазону рисков онкозаболевания при допустимом, то есть превышает допустимое значение в 100 раз.
Нынешняя ситуация усугубляется тем, что обследованные перекрестки, выбросы на которых в десятки раз превышают нормативные значения по Евро-3, территориально совпадают с местами расположения остановок городского транспорта, которые “перерабатывают” свыше 130 автобусных маршрутов и отравляют не только пешеходов, но и жителей прилегающих жилых массивов.
Старшее поколение помнит, что в 80–90-х годах прошлого века в городе, и даже в сельской местности, функционировали специальные передвижные посты по контролю выбросов оксида углерода и углеводородов, по результатам контроля в ГАИ и в СТО выдавались талоны соответствия экологическим нормам. На сегодняшний день технический (в т.ч. экологический) контроль личного легкового автотранспорта вообще отменен, а качество бензина и дизельного топлива по-прежнему остается на совести производителей и дилеров розничной торговли.
По мнению Владимира Юдина, отсутствие у контролирующих органов современной газоаналитической аппаратуры можно объяснить ее высокой стоимостью. Так, шестикомпонентный газоанализатор модели 325ФА Киевского ЗАО “Украналит” стоит больше 30 тысяч гривен, а импортные и того дороже.
Возможные организационно-технические меры по отслеживанию вредного воздействия автотранспорта на человека и окружающую среду можно разделить на 3 группы, считает ученый. Во-первых, надо дальше продолжать работать над дальнейшим массовым внедрением и совершенствованием электронных систем в управлении питания и зажигания автомобильных двигателей, развитием альтернативных видов топлива, а также гибридных автомобилей, работающих в городском цикле как электромобили. Это направление медленнее развивается, чем хотелось бы. Причина – с 2007 года выпуск такого рода автомобилей запрещен, а их количество на дорогах страны неуклонно сокращается. Второе актуальное направление, которое может изменить ситуацию, по мнению Владимира Юдина, создание четкой и обоюдовыгодной системы инструментального контроля автотранспорта на стационарных или передвижных постах органами ГАИ или лицензированными частными фирмами с выдачей зеленых талонов, дающих право на льготную стоимость топлива. К слову, такого рода практика некоторое время назад потерпела крах ввиду того, что контролеры стали попросту брать деньги и закрывать глаза на “плохие” авто. Однако если серьезно подойти к этому пункту программы, то можно добиться положительных результатов.
Третий путь уменьшения автомобильных выбросов – градостроительное направление с переустройством напряженных перекрестков и транспортных развязок, совершенствованием светофорного регулирования, оптимальным размещением остановок общественного транспорта. Пока в Запорожье проблемными остаются перекрестки проспекта Ленина и улицы Анголенко, улиц Совхозной и Культурной, а также кольцевой перекресток улиц Иванова и 8 Марта. Практика показывает, что кардинальное переустройство транспортных развязок может быть в экологическом плане эффективнее других мер за счет ликвидации пробок и заторов, считает Владимир Юдин.