20 с хвостиком лет мы усиленно топчемся на месте и идем с повернутой назад головой. Нет, всеобщая “мобилизация” населения случилась – с мобилками теперь все. Да и по уровню магазинизации и базаризации народа мы вышли на первые позиции в мире. Впрочем, даже иномарка уже давно стала “отечественным” автомобилем. Но зашарпанные троллейбусы и трамваи – в основном – родом из СССР. Как и основа жилой застройки, все коммунальное хозяйство, школы и детские садики. “А куда деваться, – скажут многие, – ведь кризис”. При котором – без просвета – одно поколение умерло, другое – постарело, третье – поседело, а четвертое выросло. И ничего-то другого, кроме “кризиса”, за все 20 лет они не видели.



Жизнь после войны
Сегодня исполняется 91 год со дня рождения Акио Мориты, одного из основателей японской компании SONY. Дата – не круглая, и она – лишь повод поговорить не так о талантливом управленце, как вообще об экономике Японии в преломлении на то, что называют экономикой у нас.
Итак, страна Япония. 378 тыс. кв. километров площади (Украина – 603 тыс.кв.км). 13 % территории – более-менее ровная поверхность, остальное – горы. На равнине живут 2/3 из 127 миллионов населения. Природные ресурсы, кроме морепродуктов, отсутствуют. Зато есть землетрясения и цунами. В 1945 году Япония – союзник гитлеровской Германии, подверглась двойному ядерному удару, капитулировала и была оккупирована американскими войсками.
Американская администрация полностью остановила работу всей военной промышленности Японии и распустила армию. Экономика фактически рухнула – и в 1946 году опустилась до уровня 14 % довоенных показателей. Ко всему добавился неурожай 1945 года. Многие города лежали в руинах. Но…
“История корпорации SONY началась 7 мая 1946 года в Токио, на втором этаже полуразрушенного в ходе бомбардировки магазина готовой одежды. Однажды Масару Ибука и Акио Морита встретились на улице. Денег у Мориты не было, но было присутствие духа. Бывшие коллеги решили начать все сначала и основать собственное дело. Они скинулись и открыли фирму с уставным капиталом в 84500 йен (375 долларов по тогдашнему курсу). В компании, которая получила гордое название “Токио Цусин Когио Кабусики Кайса” (“Токийская телекоммуникационная инженерная компания”), работало всего-навсего 20 человек. Поначалу красивое название было всего лишь вывеской: бывшие оборонщики производили жаровни для риса, вольтметры и электрогрелки. В 1949 году Ибука запатентовал магнитную ленту для записи звука. Для ее изготовления использовали… ватман, который нарезали узкими длинными полосами и вручную покрывали особым составом. Затем компания выпустила магнитофон G-Type (1950) – громоздкое и несовершенное творение, которое, тем не менее, послужило прообразом всех современных стереосистем”. (“История SONY”)
Чтобы не томить читателя длинным рассказом, добавим: в 1954 году, т. е. спустя 8 лет после атомной бомбардировки Японии, компания SONY уже готовилась выпускать передовое чудо новых технологий – “транзисторы”. А “в 1957 году компания выпустила карманное радио и годом позже переименовалась в SONY (sonus – по-латыни, звук, а Sonny-boys – в японском сленге “движущиеся со свистом парни”). В 1960 году фирма выпускает первый транзисторный телевизор в мире”. (“Википедия”)
Может, это все случилось только потому, что в Японии были Ибука и Морита, а у нас их нет? Не уверены. “Родившийся в бедной семье Хонда, не закончив школу, уже в 16 лет поступил учеником в авторемонтную мастерскую в Токио. В 1928 году, накопив достаточно денег, он вернулся в родной город и открыл там первую ремонтную мастерскую. В этом же году он получил первый из сотен своих последующих патентов – за идею заменить в колесе деревянные спицы на металлические.
В 1946 году он основал компанию под названием “Институт технических исследований Хонда” (Honda Technical Research Institute), а в 1947 году началось производство первого продукта компании – 2-тактного двигателя A-type объёмом 50 куб. см. Через год, в 1948-м, компания была перерегистрирована, названа в соответствии с духом времени – Honda Motor Company – и приступила к разработке и производству мотоциклов. В 1949 году в компанию пришёл работать Такэо Фудзисава – человек, по праву считающийся вторым отцом-основателем компании. Между ним и Хондой существовало разделение обязанностей – Хонда занимался технологиями, Фуджисава – корпоративным управлением и продажами.
Honda Dream Type D – первый опыт Honda в строительстве мотоциклов. 1950 году открылся филиал компании в Токио; там же была куплена швейная фабрика и переделана в завод по выпуску мотоциклов. В 1951 году появился Dream Type E – новая разработка фирмы, развивавшая максимальную скорость в 70 км/ч.
В 1954 году акции Honda Motor начинают продаваться на токийской бирже, стартует продажа скутера Juno K-type и его экспорт в США, и благодаря технологическому прорыву Honda получает возможность участвовать в мотоспорте – её команда принимает участие в международной мотогонке Sao Paulo в Бразилии и Isle of Man в Великобритании”. (Honda)
А теперь подведем краткий итог: после войны в стране, где нет ресурсов и денег, появляется фирма, которая к 1954 году выставляет команду на мотогонки и начинает продажи мотоциклов в США. Где технику делать умеют…
Откуда успехи?
Можно копнуть в историю и других успешных японских корпораций, и почти у всех история схожая: начинали в послевоенных развалинах, а затем в течение 8–10 лет начали успешное завоевание мировых рынков. Почему?
“Япония – это страна частного предпринимательства. В промышленности государству принадлежит только монетный двор. В этой стране к малому бизнесу относятся 5,738 млн. предприятий – 99 % их общего числа. На них работает 88 % всех занятых”. (“Малый бизнес по-японски” [1])
Иными словами, одно из составляющих “японского чуда” в том, что там очень много предприятий малого бизнеса? В общем-то, да, и это не только более знакомый нам “купи-продай”, но и строительство, машиностроение и проч. Многие солидные компании, типа Toyota, обычно имеют целую сеть мелких субподрядчиков, которые поставляют отдельные узлы и детали знаменитых автомобилей.
У нас подобное тоже возможно, но “малышей” тут же начнут обирать – не платить денег за продукцию, неправомерно отказываться от заказов… А то и просто отнимут бизнес с помощью банальной рейдерской атаки.
В Японии же “существует закон о предотвращении нарушений субподрядных отношений. К примеру, задержки по оплате, неоплата, необоснованное возвращение партии товара. Головное предприятие – монополист для своих мелких исполнителей, но при этом оно не имеет права злоупотреблять своим монопольным положением. Для того чтобы получить защиту у государства, все договора субподрядчиков с головным предприятием должны заключаться в письменной форме, и копии должны подаваться в Управление по делам малого бизнеса и в Антимонопольную комиссию. Если спор доходит до суда, эти ведомства выступают защитниками малого предприятия.
Также для малого бизнеса предусмотрена ускоренная льготная амортизация оборудования, зданий и сооружений. Льготы даются малым предприятиям, чтобы им было выгодно покупать новое оборудование, обновлять свой парк” [1]).
Немного переварим сказанное. Если какая-то японская “акула империализма” обижает малый бизнес, то судиться с ней будет государство, а не бизнесмен, у которого подчас, может, нет денег на адвоката. И еще: вся система выстроена таким образом, что лишь бы ты ЖЕЛАЛ что-то делать – и тебе помогут, а не поставят в вечные очереди за разрешениями, в которых ты проведешь годы.
Да, и о налогах… “Современная налоговая система Японии создавалась американской оккупационной администрацией, ее организовал в 1949–50 годах профессор Карл Шоуп. Он объездил тогда всю послевоенную Японию, спрашивал, как жители относятся к налогам, и понял, что японцы как люди, уважающие порядок, налоги платить желают и будут. Тогда, чтобы дополнительно стимулировать законопослушное население, он ввел систему двух налоговых бланков: белый и голубой. Заполнение белого бланка означало расчет налогов по упрощенной системе, следуя которой предприниматели не несут особых обязательств. Но и льготами не пользуются. Если заполняются голубые бланки, то предприятия обязаны вести бухгалтерские книги с записями всех финансовых и торговых операций, баланс, счет прибылей и убытков. За это им дается право пользоваться налоговыми льготами… Что касается контроля, то если предприятие уклоняется от налогов, виновным грозит лишение свободы на срок до 5 лет или штраф в 5 млн. йен (1 йена – 0,013 доллара). Фальсификация сведений в налоговой декларации также карается лишением свободы сроком не более 1 года или штрафом до 200 тыс. йен… При таких суровых мерах наказания очень немногие из японских бизнесменов захотят рисковать” [1].
Конкуренция как двигатель прогресса
Подведем краткие итоги. “Японское экономическое чудо” базируется на развитии и государственной поддержке малого бизнеса. А еще на щадящей налоговой системе и торжестве закона в сфере экономики. И это все? Нет, ПЕРВООСНОВА здесь – стимулирование КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ. Выживает сильнейший. Но не тот, у кого все заметано, а тот, кто действительно заслуживает называться таковым.
“Реформирование японской экономики в послевоенный период осуществлялось при активном вмешательстве США и под контролем оккупационной администрации, возглавляемой генералом Дугласом Макартуром. В первые же месяцы оккупации обнаружилось, что нельзя оставлять экономику во власти старой элиты – правительственного аппарата и поддерживавших его промышленного и торгового капитала, местных властей – саботировавшей действия оккупационных властей. Одной конверсии военной промышленности оказалось мало, необходимо было разрушить монополистические связи в экономике, создать институт свободных предпринимателей, обеспечить защиту рыночной конкуренции. Для этого – провести массовое перераспределение прав собственности: продумать способы, найти исполнителей, разработать юридическую базу и обеспечить её принятие. Всё это оккупационная администрация взяла на себя, полагаясь на помощь групп американских экспертов, приезжавших в Японию…
Антимонопольный закон 1947 г., написанный группой специалистов из Министерства юстиции США, запрещал создание холдингов и устанавливал жесткий контроль над слияниями и поглощениями компаний. Этот закон, направленный против рыночной дискриминации и не привычный для делового мира Японии тех лет, был встречен в штыки… Но вскоре началось развитие малого предпринимательства, в котором Япония добилась поразительных результатов. Этот процесс жестко обеспечивался Министерством внешней торговли и промышленности (МВТП) и Комиссией по справедливым сделкам. Это не означало, что был взят курс на полное размывание крупных японских предприятий, которые и сегодня по критерию объема созданного производственного аппарата воплощают основную часть национального богатства. В общем, речь идет о состоявшемся в Японии переходе на рыночные правила регламентированной конкуренции на внутреннем рынке, одинаковые для всех ее участников (в том числе для крупных!) – правила, которые, блокируя монополистические злоупотребления, одновременно позволяют добиваться успеха только при высоком уровне экономической конкурентоспособности товара (его бездефектности, новизне, наукоемкости, сравнительно низкой цене)…
В японской антимонопольной политике утвердился принцип общего контроля и регулирования национальной экономики в целом, – вместо практики “наказания нарушителей”, как это имеет место, например, в США”. (“Япония после Второй мировой войны”)
Пожалуй, хватит о Японии. Давайте о нас. Хорошо сохранившаяся старая элита (читай: номенклатура и Ко), разгул монополизма и монополистов, отсутствие хотя бы намека и одинаковые правила поведения бизнеса: крупного и “чужого”, умеющего “дать” и не умеющего; понимающего “политику партии” и не понимающего – все это губит страну на корню. Вот опубликован новый мировой рейтинг экономических свобод. Украина тут на 163 месте (последнем в Европе), Беларусь – на 153-м, Россия – на 144-м. Зато у нас приятный для экспортеров (а кто у нас металл гонит за границу – догадываетесь?) курс доллара. “Американский журнал The Economist обновил индекс “Биг Мака”. Согласно ему, украинская валюта недооценена на 50,2 %. Согласно обновленному индексу, доллар должен стоить 4 гривны. Более того, составитель индекса решил, что гривна – вторая в списке недооцененных валют мира, после индийской рупии”. (РБК)
И поэтому у нас не дано родиться Акио Морите и фирме SONY, и поэтому мы 20 лет топчемся на месте, а нам говорят, что худшее еще впереди. Генерала Макартура на нас всех нету…