Таков девиз подавляющего большинства запорожских владельцев авто. Как результат – многие внутридворовые детские площадки и зеленые зоны “переоборудованы” под стоянки.
Парковка транспорта во дворах жилых домов – больная проблема для любого города Украины. Сегодня автомобили все настойчивее осваивают пространство, предназначенное для детских и спортивных площадок, уничтожают газоны и создают другие трудности для жильцов. Автовладельцы стараются пристроить личные автомобили поближе к дому и бесплатно. Оккупируя подходы к подъездам многоэтажек, автотранспорт становится настоящей проблемой для машин “скорой помощи”, МЧС, коммунальных служб, такси, даже для мам с колясками. Вот жители и жалуются на загруженность дворов машинами, загазованность и шум. С другой стороны – автовладельцы не хотят пользоваться дальними и дорогими стоянками и имеют право на хотя бы минимум так называемых краткосрочных парковочных мест во дворах.
Два года назад в Москве неизвестные активисты объявили войну таким вот нарушителям. Им на лобовые стекла приклеивают крупные овальные стикеры с надписью “Мне плевать на всех. Паркуюсь, где хочу”. Конечно, полностью проблему это не решило, однако на нее хотя бы обратили внимание.
В сегодняшнем Запорожье жители оставлены с проблемой практически один на один. Как можешь, так и решай, но сам. Такое себе средневековье. Хочешь – не выходи из квартиры и выгуливай детей в помещении, хочешь – ищи другое место для прогулки, хочешь – набей физиономию автовладельцу, который включил мотор своей машины и травит тебя и твоих детей выхлопными газами. К сожалению, других, видимых рычагов разрешения проблемы, сегодня нет.
Неподготовленный двор
При строительстве зданий, учреждений, жилых домов одним из обязательных условий является наличие мест для парковки автотранспорта. Если такие условия соблюдены, автолюбителям нет необходимости ставить личный транспорт под подъездами, на обочинах или детских площадках.
– На сегодняшний день жилой фонд города насчитывает 4311 домов, значительная часть которого построена в 50–60-х годах, – говорит руководитель Департамента жилищного хозяйства и распределения жилой площади Павел Соловьев. – Площадки массовых стоянок для автотранспорта во дворах попросту не предусматривались в проектах застройки жилых кварталов того времени, что в современных условиях создает очень большую проблему. Однако надо отметить и тот факт, что владельцы личного автотранспорта часто не пользуются платными специально отведенными стоянками на территории города, размещая авто на зеленых зонах, детских и хозяйственных площадках дворовых территорий, что вызывает многочисленные жалобы и нарекания со стороны жителей домов. Со своей стороны работники жилищных коммунальных предприятий города пытаются решить данную проблему следующим образом. Определяют владельцев авто, а при необходимости – по этому поводу обращаются в ГАИ и городское управления ГУ МВД Украины. После чего владельцы получают предупреждение и предписание относительно необходимости перемещения автотранспорта на специально отведенные места парковки.
Не трудно догадаться, что такие меры не очень-то пугают злостных парковщиков.
В новых домах нет закрытых паркингов
Освободить внутридворовые территории от личного транспорта можно было бы за счет обустройства парковочных мест, а также путем строительства автостоянок и многоуровневых гаражей, которые могут размещаться в общественных центрах, промышленных зонах, в микрорайонах (отдельно стоящие, подземные, полуподземные). Причем современные технологии позволяют обустроить эти паркинги так, чтобы ни выхлопные газы, ни шум не досаждали жильцам. Однако только не в Запорожье.
Так, по данным, имеющимся в Департаменте архитектуры и градостроительства городского совета, в эксплуатацию принято: в 2011 году – 2 жилых дома, в 2010 году – 5, а в 2009 году – 10 жилых домов. Информации относительно принятия в эксплуатацию подземных, многоэтажных или встроенных в жилые дома паркингов нет.
Вот как прокомментировал данный факт заместитель директора департамента, заместитель главного архитектора города Евгений Свиридов:
– В обязательном порядке Департамент архитектуры и градостроительства городского совета включает требование относительно обустройства мест для парковки автотранспорта в количестве согласно нормативным показателям. По действующему законодательству субъекты градостроительства обязаны соблюдать исходные данные во время проектирования и строительства объектов. Однако следует отметить существование определенных сложностей относительно контроля со стороны органов местной власти Запорожья за соблюдением требований исходных данных на проектирование объектов градостроительства, поскольку, согласно Закону Украины “О регулировании градостроительной деятельности”, проектная документация на строительство объектов не требует согласования государственными органами, органами местного самоуправления.
Не внес особой ясности в решение вопроса расчистки запорожских дворов и улиц от автомобилей и проект Генерального плана развития города. По данным Департамента, в соответствии с градостроительными нормами, в этом документе предусмотрены территории объектов транспорта, коммунально-складские и другие территории, в пределах которых будут размещаться современные здания и сооружения для хранения автотранспорта. Однако конкретного месторасположения с четким адресом пока нет ни у одного подземного или многоярусного паркинга.
“ГАИ устранилась от проблемы”
Разъезжать по газонам и тротуарам запрещено “Правилами благоустройства территорий г. Запорожья”, за это нарушение предусмотрено административное наказание. Так, за 2011 год в отношении нарушителей правил парковки было составлено 13 админпротоколов, а в этом году – 3 (сумма штрафа: 340–1230 гривен – для частного лица, 850 -1700 – для представителей организаций). При этом жалоб на запорожских автовладельцев, оккупировавших зеленые зоны и детские площадки, намного больше.
По словам и.о. руководителя инспекции по благоустройству Запорожского горсовета Сергея Карпия, установленных фактов нарушений много, но из 10 вызванных нарушителей приходит только 1.
– Жалоб очень много. Мы выезжаем на место, фиксируем нарушение, но есть ряд причин, по которым эти люди избегают наказания. К тому же только силами нашей инспекции не решить этот вопрос, ведь мы занимаемся и другими направлениями (в штате – 7 человек, имеющих право составлять протоколы, и это на все Запорожье, – авт.), а ГАИ попросту самоустранилась от решения этого вопроса, – констатировал Сергей Карпий.
Проблему неправильно припаркованных автомашин на территориях жилых массивов необходимо решать с помощью введения системы местных налогов и штрафов, внесенных в новые Правила благоустройства территорий, с четкой границей ответственности. По словам и.о. руководителя инспекции по благоустройству, сейчас этот вопрос прорабатывает юридический отдел горсовета.
Выхлопные газы “убивают” детский мозг
Автомобильные выхлопы вредны не только легким человека. Концентрация вредных веществ в этих газах резко снижает умственные способности людей. У детей наличие свинца в крови может ухудшать способность к обучению и вызывать приступы агрессии.
– То, что выбрасывают автомобили в атмосферу Запорожья, к сожалению, не улетает в космос, а оседает поблизости, – говорит заведующий отделом гигиены окружающей среды городской СЭС Евгений Тулушев.– “Удобренный” таким вот способом организм – один из факторов ухудшения здоровья населения. Довольно большую проблему для человека представляют присутствующие в бензине канцерогены (имеют огромное негативное воздействие на организм), а также свинец. Микрочастицы последнего вызывают у детей процессы, при которых нарушается работа головного мозга. Это приводит даже к тому, что дети становятся просто глупее. В атмосферу свинец предприятиями не выбрасывается, но из-за того, что еще пять лет тому назад он использовался как дополнение к бензину, практически весь грунт города им заражен. Сухая погода плюс небольшой ветерок – и вся эта смесь вдыхается нами и нашими детьми, – констатировал Евгений Тулушев.
Выхлопы от транспортных средств и автошум очень вредны людям с сердечно-сосудистыми заболеваниями. К группе повышенного риска ученые относят пожилых людей, женщин, а также людей, страдающих ангиной. Беременные женщины имеют выше вероятность родить ребенка, больного аутизмом.
Пора наводить порядок
Очень скоро в стране начнется долгожданный праздник – ЕВРО-2012. Пару лет назад это событие казалось знаковым и для простых людей, однако с каждым днем оптимизм все больше улетучивается. Так или иначе, но иностранцы хлынут к нам многотысячной толпой. Многие пожелают посмотреть и на запорожские достопримечательности. Однако дальше Хортицы предлагаю их не пускать, стыдно будет за средневековый уклад жизни внутридомовых территорий с их послевоенными на вид детскими площадками и зелеными зонами, к тому же заставленными автомобилями. С валяющимся мусором возле баков, с разбитыми дорожками, с … да много чего у нас есть, что показывать негоже. Однако гости приехали, ввели нас в краску и уехали, а нам здесь жить дальше. К чему может привести “оккупация” автомобилями дворов, мы узнаем лет через 10–15, когда детям начнут ставить страшные диагнозы. Начнут, ведь автор этих строк не единожды был свидетелем того, как молодая мама не успевала спрятаться с коляской от спешившего водителя, включившего мотор своей машины, который сразу же “выплюнул” очень много всего нехорошего через выхлопную трубу. Двор жилого дома – это место общего пользования, и очень хотелось бы, чтобы в нем комфортно себя чувствовали все жильцы: и автолюбители, и пешеходы. Однако в случае, если вас достала такая вот реальность, согласно Гражданскому процессуальному кодексу Украины вы имеете право обратиться в суд за защитой.
Где нельзя ставить автомобиль во дворе
На газонах и других участках с зелеными насаждениями.
На проездах во дворах со стороны, прилегающей к жилой застройке. В местах, где стоящее транспортное средство создаст препятствие для движения, работы спецтранспорта. В некоторых домах есть магазины, поэтому не стоит забывать о том, что даже во дворе действует правило – не стоять ближе 10 метров от служебных дверей, через которые производятся погрузочно-разгрузочные работы, закрытых ворот, в том числе ворот гаражей, на тротуарах, кроме специально отведенных мест, обозначенных дорожным знаком “Место стоянки” (“Место стоянки такси”). В перечисленных местах запрещена как короткая остановка (прекращение движения до 5 минут или на время посадки-высадки, загрузки-разгрузки), так и длительная стоянка транспортных средств.
Фото Владимира ШЕРЕМЕТА
На фото: детская площадка во дворе дома на улице Казачьей, 49. Детский уголок (то, что от него осталось) подвержен оккупации автомобилей и в соседнем дворе дома №47.