У природы нет плохой погоды. В Запорожье прошёл очередной снегопад: дороги замело, автомобили передвигаются как черепахи. В социальных сетях запорожцы отметили, что техника занимается расчисткой дорог, но недовольные ее работой всё же есть. В чем же причина? Бороться со снежными заметами бригады выезжают вовремя, но работа затягивается и виноваты в этом припаркованные на обочинах автомобили.
Как чистят дороги?
Очистка дорог – сложный процесс. Чтобы убрать одну полосу движения на проспекте Соборном необходимо шесть спецмашин. Они выстраивают колонной: первая идет по центру дороги, каждая последующая – чуть правее, наискосок. Техника ковшами подбивает снег, и он скапливается у обочины. Если у края дороги припаркован автомобиль – он оказывается в снежной ловушке и хозяину придётся откапывать своего железного коня.
Попросить отогнать автомобиль водители не могут, ведь колона не может останавливаться. Сами водители, даже когда видят, что движется спецтехника с мигалками – не спешат отъезжать. Некогда им и терпеливо ехать по очищенной дороге следом за медленно движущейся колонной. Поэтому автомобилисты мчатся, сигналят, пытаясь втиснуться между спецмашинами. Разбивается колона, нарушается весь технологический процесс: «вал» снега разбивается и остаётся на проезжей части. Чтобы привести полосу в идеальное состояние, рабочим приходится возвращаться, чтобы подхватить снег, а это – дополнительный расход топлива, и, соответственно, дополнительные расходы.
Одни хвалят, другие хаят
О своём нелёгком труде нам рассказали водители снегоуборочных автомобилей бригады №3 коммунального предприятия «ЭЛУАД». Я застала их в минувший вторник, в перерыве. Ребята говорят, что предыдущая смена выдалась не лёгкая – город замело сурово.
Всего в бригаде 15 водителей. Участок немалый: от площади Пушкина до вокзала Запорожье-1. Главную улицу города – проспект Соборный – стараются содержать в чистоте и порядке. Дело своё элуадовцы знают. График жесткий: работают сменами по 24 часа. За один круг уборки техника проезжает 100 километров – это занимает 6 часов. Если снегопад не закончился, автомобиль заправляют и отправляют на новый круг: так рабочий может провести 20 часов за рулём.
Водители каждую зиму на себе ощущают человеческое безразличие, поэтому самое любимое время работы – это праздники. В такие дни дорога пустая! В остальные дни, признаётся водитель «ЭЛЛУАДа» Олег, приходится нелегко: «Все куда-то спешат, всем надо срочно обогнать нас! Проехать за нами пару километров, подождать немного и двигаться по чистой дороге – это же не сложно? А так и сами едут по нерасчищенному пути и нам работу усложняют». Больше всего создают неудобства маршрутки, ведь водители работают на кассу. Им безразлично, что ведётся уборка: они лезут прямо под спецмашины.
А «снежные пятна» у края проезжей части говорят о том, что на этом месте во время уборки был припаркован автомобиль. «Люди возмущаются, что убрано некачественно. Таксисты, маршрутчики, водители, когда мы проезжаем, только выглядывают из окошка припаркованной машины, а отогнать её они и не думают», – рассказывает водитель Олег Дворецкий. С пониманием к ситуации относятся разве что таксисты. Они и сами всю ночь трудятся и без нареканий отъезжают от обочины, когда видят колонную техники.
«Парковка» вдоль проспекта мешает и во время уборки «валков» снега. А ну-ка, попробуй, затолкать глыбу на ковш! А тут еще и чужую собственность смотри не повреди. Был случай, когда водитель на спецтехнике посыпал дорогу и немного песочной смеси попало на новенький припаркованный БМВ. Рабочий только приоткрыл окно, чтобы объясниться, но не успел. Удар в нос от разъяренного владельца свидетельствовал о крайней степени недовольства.
Больше всего обижает водителей безразличие людей: никто не задумывается, что идёт работа и нужно отогнать машину во двор. Но, наверно, чтобы понять человека, убирающего снег, нужно побыть в его шкуре: «Просто нужно поработать хоть один день на нашей должности и послушать, что о тебе говорят и как тебя обзывают», – отмечает Олег. Коллеги понимающе кивают. Пожаловаться эллуадовцы могут только самым близким: водитель Виталий Семёнович – жене, а Олег – кошке, которую гладит и говорит каждый раз, уходя на работу: «Я иду зарабатывать тебе на еду!».
Водители отмечают, что проблема с автомобилями у обочины была всегда. Правда, как вспоминает Виталий Семенович – ветеран водительского движения, в далёкие девяностые снегоуборочные автомобили сопровождала милиция – поэтому никто не смел препятствовать работе коммунальщиков.
Полиция информирует
Проблема уборки снега с обочин дорог действительно острая. Парковок в городе отчаянно не хватает. Когда проектировались улицы и дороги. Такого немалого количества автомобилей в Запорожье не было. Соответственно, не обустраивались и огромные парковки для них. Теперь же недальновидность советских проектировщиков выходит горожанам боком. С одной стороны, можно понять автомобилистов, которые не имеют возможность цивилизованно парковать свои машины возле магазинов, школ, вузов, больниц. С другой стороны, хаотичные парковки в запрещенных местах мешают работе спецтехники.
Следить за соблюдением правил парковки должна патрульная полиция. Когда она только начинала работать, инспекторы строго наказывали водителей за неправильную парковку. Оставил машину на обочине возле рынка, магазина, больницы – получи штраф! Штрафы за неправильную парковку выписали экс-меру Александру Сину, экс-кандидату в меры Наталье Завгородней и заместителю начальника Нацполиции Александру Долинному!
Почему же не штрафуют автомобилистов сейчас, когда они препятствуют работе коммунальных служб? Оказывается, не все припаркованные автомобили нарушают ПДД. Вдоль проспекта можно парковаться везде, кроме:
- Остановок общественного транспорта (30 метров до и после неё).
- Мест, где стоят знаки: «Остановка запрещена», «Стоянка запрещена».
- Полосы для движения маршрутных транспортных средств.
За парковку в неположенном месте предусмотрен штраф 510 гривен.
Если автомобиль припаркован, не нарушая правила парковки, полиция может только рекомендовать водителю отъехать в другое место и не оставлять машины, чтобы коммунальные службы могли проехать.
Водители оправдываются
Чаще всего ответ на вопрос: «Почему вы здесь паркуетесь?» загоняет автомобилистов в ступор. Причины самые банальные: надо зайти в магазин, посидеть в кафе, забежать в банк. Кто-то работает рядом, во дворе боится оставить машину, поэтому паркует ее на проспекте, так сказать «на виду». Проблемы «ЭЛУАДа» понимают, но ответ примерно одинаковый: «Мне тоже надо».
По европейским стандартам
В центре Берлина парковка стоит 0,5 евро за 15 минут. В деловой части — 0,75 евро за 15 минут или 3 евро в час. Есть специальные стоянки, где стоимость одного часа составляет до 4 евро.
Столица Италии — город радиальной застройки, а потому сердце Рима обладает незавидной пропускной способностью. Городские власти давно борются с пробками, въезд в старый город ограничен. Для автомобилистов предусмотрены стоянки, стоимость часа от 1 до 5 евро. Впрочем, в центре всё-таки можно припарковаться и на улице, это обойдется в 1-2 за час.
Мадрид поделен на зоны. В «синей» парковка оценена в 1,15 евро, а простоять можно только час. «Зеленая» позволяет парковаться на два часа, каждый из которых обойдется в 2,20 евро. За непреднамеренное нарушение правил парковки в Европе можно получить штраф в 40-80 евро. В Германии подобные нарушения фиксируются камерами и стоимость ошибки растёт в зависимости от времени, которое машина провела в неположенном месте: от 10 до 30 евро. В Италии штрафы выше, стартуют от 40 евро. А в Испании грубые нарушения обойдутся в 200 евро.
Дарина Буцанова
Фото Владимира Шеремета