Запорожский муниципальный театр-лаборатория “Vie” возвратился к своим истокам, посвятив опыт освоения древнегреческого мира “Орест” по текстам Еврипида и Янниса Рицоса. Постановку осуществил основатель “Vie”, режиссер Виктор Попов, он же – создатель особых эстетических принципов, на которых воспитывалось не одно поколение зрителей этого театра.
Когда-то Виктор Попов уже обращался к “Оресту”, главную роль в той давней постановке сыграл актер Сергей Цевелев. Его Орест был одержим памфлетизмом, борьбой между инстинктами и интеллектом. Воля режиссера и мастерство актера, объединившись, воздейстовали на воображение и разум зрителей.
И снова Виктор Попов выстраивает действие в духе проверенных временем “вийских” трагедий. Холод кирпичной кладки оголенных стен, ломаные линии помоста словно воплощают сомнения и колебания, через которые предстоит пройти герою, натурализм в деталях (по сцене бродит живая овчарка, из садового шланга льется вода), кинофрагмент убийства – эмоциональный удар по первым зрителям и прекрасная ария в финале – бальзам на пораженное зрительское воображение.
Новый Орест на наших глазах убивает красавицу-мать (Ольга Доник), убивает ее мужа (Сергей Собержанский), который гораздо моложе и красивее пасынка. А затем отдает себя в руки друга (Павел Неброев) и сестры Электры, чтобы те смыли с него кровавую скверну.
Действие спектакля длится около полутора часов, если не больше, первые его минуты очень скрасила живая овчарка, умная и спокойная. А затем из люка в полу выбирается Орест – Владимир Кравченко, и начинается говорильня. Весь спектакль – сплошной монолог Ореста. Монологи Рицоса легко запоминаются. Если бы они так же легко воспринимались зрителем! Сначала на лице у актера “фантомаска”, и довольно трудно понять, о чем он вещает. Потом речь его становилась то пафосно-обличительной и голос срывался на крик, то никакой и шло сплошное пробалтывание. Почему именно этому актеру была поручена главная роль, трудно сказать. Но режиссер, по-видимому, не нашел никого в Запорожье и выписал молодое дарование (а дарованию где-то под сорок) из Днепропетровска.
Да, режиссуру Попова можно смаковать, словно дорогое вино, поэтому не очень и важно, кто там на сцене будет разговоры разговаривать. В этом отношении мои симпатии на стороне овчарки, которая очень органично вписывается в действие, весьма естественно ведет себя в непривычных условиях. И все же хочется пожелать театру и нашему режиссеру шире задействовать в спектаклях запорожских актеров, предоставив иногородним дарованиям самоутверждаться по месту их прописки.