Начальник управления социальной защиты населения Запорожского городского совета Ольга Полковникова рассказала “ЗС” и телеканалу “МТМ” о том, какие задачи поставлены перед социальными работниками, как отдохнули дети льготных категорий, о подготовке социальных объектов к зиме, помощи ветеранам, инвалидам, многодетным семьям, одиноким и малообеспеченным людям, а также о перспективах дальнейшей работы.
– Ольга Яковлевна, как прошёл в этом году летний сезон для детей-льготников?
– Сейчас мы подводим итоги лета-2012. Конечно, та подготовка, которая была проведена управлением и нашими структурными подразделениями, дала свой положительный эффект. Мы с гордостью говорим, что в этом году мы оздоровили на 200 детей больше, чем в прошлом, причём на такую же сумму (2 миллиона 800 гривен). Это удалось благодаря тому, что более тщательно был проведён тендер, к тому же мы подобрали таких социальных партнёров, которые пошли нам навстречу. В этом году с нами работали детский оздоровительный центр (ДОЦ) им. Гагарина, который расположен на Великом Лугу, и детский оздоровительный центр “Мечта” – в Бердянске.
– Удастся ли так же удачно провести следующий оздоровительный сезон?
– Конечно, мы на это рассчитываем. Уже сейчас началась подготовка к лету 2013 года. Мы сделаем бюджетные запросы, для того чтобы в бюджете следующего года тоже были заложены необходимые на оздоровление детей средства. В Запорожье достаточно детей, которые нуждаются в нашей помощи и поддержке. Кроме того, у нас сохранилась программа, которая даёт возможность детям с ограниченными возможностями вместе со своими родителями оздоровиться в ДОЦ. Мы даём возможность детям адаптироваться к сверстникам, получить необходимый заряд положительных эмоций.
– То есть ребята общаются со здоровым сверстниками, чувствуют себя обычными детьми и не комплексуют?
– Да. Они питаются с ними в столовой, проводят все праздники, участвуют во всех мероприятиях. И те, которые побывали у нас в лагере впервые, сказали, что и впредь будут пользоваться нашими услугами.
– Как дети реагируют на сверстников с особыми потребностями? Насколько нынешнее современное детское общество толерантно?
– Как правило, адаптация проходит один день. После этого ребята вместе посещают и дискотеки, и праздники, помогают опекунам, мамам, проводят время вместе.
– Дети уже пошли в школу… Какие акции управление соцзащиты проводило для того, чтобы помочь собрать в школу детей из малообеспеченных и многодетных семей?
– Согласно нашей программе, мы проводим ряд акций, которые поддерживают детей из малообеспеченных и многодетных семей. В канун Международного дня защиты детей 41 ребёнку из числа сирот и детей, лишённых родительской опеки, выдали материальную помощь, зная, что они сядут за парты 1 сентября. Кроме того, была выдана материальная помощь на приобретение одежды, обуви, школьных принадлежностей тем людям, которые обратились к нам при подготовке к началу учебного года.
– Ольга Яковлевна, наряду с поддержкой детей всегда приоритетным в работе вашего управления была и есть поддержка ветеранов. Помогаете им?
– Это категория людей, требующая особого внимания. Здесь нам помогают социальные партнёры. Я благодарна всем общественным организациям, которые поддерживают наших ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны. Традиционно в нашей программе предусмотрены акции, которые направлены на поддержку этой категории граждан. Прежде всего – освободителей города Запорожья, к сожалению, их с каждым месяцем, годом становится всё меньше и меньше… Несмотря на то, что в этом году, согласно инициативе Президента Украины, выплаты для инвалидов Великой Отечественной войны к 9 Мая были увеличены практически в два раза – 3 тысячи 200 запорожских инвалидов, участников ВОВ получили материальную поддержку из средств городского бюджета (1 миллион 300 гривен). Кроме того, мы поддержали всех тех, кто индивидуально обратился к нам за материальной помощью.
С большими трудностями сталкиваются ветераны и пенсионеры, когда попадают на больничную койку, в таких случаях, руководствуясь городской комплексной программой, всячески поддерживаем людей. Порядка 8 тысяч человек в этом году получили поддержку за счёт средств городского бюджета. Адресность – наш приоритет, и мы над этим сегодня работаем.
– А есть ли какие-то медицинские акции?
– Мы тесно работаем вместе с городским управлением здравоохранения, выявляем самых незащищённых, малообеспеченных граждан для того, чтобы поддержать их. При городском управлении работает комиссия, которая рассматривает сложные вопросы по дорогостоящему лечению, при необходимости обращаемся за помощью к депутатам горсовета, сообща решая все эти вопросы. Самое главное – не оставаться сегодня со своей проблемой один на один. Если случилась беда, возникли трудности, то прежде необходимо обратиться в районные управления труда и социальной защиты населения, так как сектор реализации местных программ на сегодняшний день работает в каждом районе города, также для посетителей всегда открыты двери нашего управления.
– Не секрет, что поддержка нужна и самим социальным работникам. Не так давно городской голова Александр Син посетил некоторые структуры социальных объектов, ознакомился с их работой. Каковы итоги визита?
– Мы готовились к визиту Александра Ченсановича. Это своеобразный экзамен для нас. Мэр посетил три объекта – Коммунарский территориальный центр, где обслуживаются одинокие престарелые граждане и дети с ограниченными возможностями, гериатрический стационар и Шевченковское управление труда и социальной защиты. Мы получили хорошую оценку из уст городского головы. Это вдохновило всех работников, которые присутствовали на этих встречах. Сейчас мы наметили пути совершенствования нашей работы с учетом той поддержки, которую получаем от городского головы и исполнительного комитета. Сегодня 47 процентов жителей Запорожья обслуживаются нашими структурными подразделениями. Мы хотим, чтобы люди чувствовали заботу о себе и внимание, не испытывали никаких трудностей. На данный момент работаем над модернизацией той техники, которая есть у нас в управлении, поскольку ряд госпрограмм, которыми мы пользуемся, должны работать безукоризненно. Поставлены задачи по оснащению детских отделений. Сегодня на обслуживании в городском территориальном центре – 4,5 тысячи одиноких и престарелых граждан, их обслуживают 220 социальных работников, нагрузка огромная. Мэром поставлена задача продумать, как облегчить людям труд, и сегодня мы занимаемся этим вопросом.
Очень надеемся, что в октябре после длительной реконструкции (с 2008 года) гериатрический пансионат вступит в строй. Те одинокие, которые пользуются нашими социальными услугами, в силу разных причин могут обслуживаться в этом учреждении в трудное для себя время. Это большое подспорье в нашей работе.
– Готовы ли к зиме объекты социальной сферы?
– Да. Мы готовы к зиме. В территориальном центре промыты все системы, утепляются окна, в самое ближайшее время будут подписаны акты готовности теплосетей к приёму теплоносителя. Этот вопрос на жесточайшем контроле, и те требования, которые ставит городской голова, выполняются.
– Насколько активно запорожцы оформляют субсидии?
– Порядка 10 тысяч семей пользуются этой социальной льготой. В отопительный сезон количество получателей жилищной субсидии возрастает в два раза – готовимся к большому приёму. Мы работаем по единой технологии – достаточно прийти в районное управление труда по месту жительства, заполнить декларацию, а все остальные справки мы сами запрашиваем у наших поставщиков услуг, чтобы оперативно оформить эту социальную льготу. Кроме того, согласно инициативе Президента при каждом районном управлении, согласно распоряжению городского головы созданы социальные мобильные офисы, где специалисты разных направлений выезжают в отдалённые уголки нашего города и помогают оперативно оформить льготы.
– Насколько успешно прошла оптимизация в органах местного самоуправления? Справляются ли с поставленными задачами ваши нынешние сотрудники?
– Во время реорганизации мы не особо не потеряли нашу численность благодаря тому, что есть понимание у руководства города. Кроме того, за счёт собственных резервов создали секторы реализации местных программ. Ранее при каждой районной администрации работал отдел соцпомощи, сегодня этого отдела нет. Поэтому такой шаг был необходим, чтобы люди могли решать проблемы в своих районах.