Принципиально вступительная вузовская кампания 2012 года от предыдущей почти не отличалась. Те же тесты, рейтинги, творческие конкурсы и средний балл аттестата. Но при минимальных отличиях по форме были разительные отличия по содержанию. Главное отличие заключалось в том, что при росте количества абитуриентов на 20 % было подано заявлений в 6 раз больше, чем в 2011 году. Ведь каждый абитуриент мог подать заявления в пять вузов, выбрав по три специальности в каждом (т.е всего – 15). В результате конкурсы в вузы “зашкаливали”. Мы уже писали о том, что, например, в ЗНУ на специальность “английский перевод” при лицензированном приеме 60 мест (из них всего 8 – на бюджет) было подано 459 заявлений. И так почти во всех вузах, где был размещен госзаказ. А о столичных национальных университетах и говорить не приходится. Там конкурс почти везде был просто немыслимым. Например, на ту же специальность в КНУ на 70 мест (20 – бюджет) – 870 заявлений. И, конечно, среди них немало уникумов, у которых 800 и больше баллов с учетом бонусов за победы в олимпиадах. Киев таких ребят, естественно, притягивает со всей страны.
В результате многие выпускники школ с очень даже конкурентоспособными баллами предпочли не “журавля в небе” (возможную учебу в престижном столичном вузе), а “синицу в руке” – гарантированное бюджетное место в родном городе. А в киевских университетах, когда растаяли, как утренний туман, сотни абитуриентов, бюджетные места во многих случаях достались тем, у кого не было и 700 баллов, но была готовность учиться по контракту, и поэтому их оригиналы документов лежали именно в киевских приемных комиссиях. Таким образом, по сравнению с прошлым годом произошло существенное перераспределение интеллекта в пользу нестоличных вузов.
Тенденцию подтвердила декан факультета иностранной филологии Запорожского Национального университета Галина Морошкина:
– Мы несомненно удовлетворены нынешней кампанией. Например, наш факультет полностью выполнил лицензию – принято 190 человек. Мы закрыли все специальности. Но главное – не количество, а качество. Мы все лето отслеживали рейтинги детей, поступающих к нам. У них очень высокие баллы ЗНО. И не только это. Когда я выступала перед первокурсниками на первом оргсобрании, в глаза бросалось, как они внимательно слушали, правильно реагировали. Мы, педагоги, это сразу чувствуем.
– А сможет ли наш вуз удовлетворить запросы тех студентов, которые действительно ищут знания?
– Во-первых, радует то, что заканчивается ремонт в нашем корпусе. Мы приходим в светлые, чистые, отремонтированные аудитории. Во-вторых, в этом году было закуплено оборудование нового лингафонного класса. У нас и раньше был лингафонный кабинет, но технологии обучения быстро прогрессируют. И теперь, можно сказать, будем работать на современном европейском уровне. Новый лингафонный кабинет рассчитан на 14 компьютеров, мы сможем разнообразить задания, которые будут выполнять студенты при обучении иностранным языкам, и это, безусловно, пойдет им на пользу. Это новое слово в обучении. Такое же оборудование, например, в Гете-Институте. Я видела, как обучают французы с помощью интерактивной доски. Такая есть и у нас.
– Кто это профинансировал?
– Ректор выделил средства. А оборудование поставила фирма “Рома”, с которой мы сотрудничаем. Когда класс будет более или менее освоен, мы его торжественно откроем.
– У вас специфический факультет – все выпускники владеют иностранными языками. Где они трудоустраиваются?
– Сейчас, когда повышается оплата труда учителей, студенты уже по-другому воспринимают и возможную работу в школе. Но в последнее время мы ввели более широкий спектр гуманитарных дисциплин, что помогает выпускникам в трудоустройстве. Их приглашают фирмы для работы менеджерами. Руководители говорят: “Нам главное, что они знают два-три языка, а своему менеджменту мы их быстро обучим”. Переводчики у нас обучаются разным видам перевода – последовательному и синхронному. Поскольку регион у нас индустриальный, даем им блоки промышленной лексики, например, металлургической, чтобы им было легче влиться в производство. Знаете, у нас есть испанское отделение, и мы хотели в этом году оставить кого-то из выпускников для работы на кафедре и не смогли – они все, еще будучи студентами, уже были “разобраны” фирмами, которые платят большие деньги. Среди наших выпускников – и переводчики, и заслуженные учителя, и авторы учебников, и дипломаты. Например, Ольга Соболь работает в посольстве во Франции. Непосредственно мой ученик Игорь Захаренко руководит в Киеве турфирмой “Феерия”. В конце концов, бывший продюсер и председатель правления телеканала “Интер” Влад Ряшин – тоже наш выпускник. А сейчас он – создатель группы компаний Star Media – одного из лидеров СНГ по производству художественных фильмов и телесериалов.
Что ж, еще раз подтверждается, что не вуз прославляет своих студентов, а выпускники – свой университет. Именно этого и хочется пожелать всем, кто стал в этом году студентом.
Фото автора и Василия Биченко