Пришла весна. Добрый хозяин готовится к завершению отопительного сезона и подготовке нового, а также – если в планах строительство или достройка начатого – начинает немного шевелиться, чтобы в теплый сезон возвести намеченное по максимуму. Впрочем, нынче со всем, что касается строительства – просто завал! Ведь и раньше ситуация с экономикой не позволяла развернуться, а сегодня вообще строить невозможно.
Самое время готовиться к столетию с начала строительства наших мостов?
В Запорожье, как известно, расположена одна из ведущих всеукраинских «строек века». Сегодня начатое в 2004 году строительство мостов практически осталось без финансирования. Т.е. при нынешнем отношении к возведению запорожских мостовых переходов через Днепр первый автомобиль, проехавший по оным в декабре 2104 года, будет встречен бурными овациями. Типа смогли, потому что захотели…
Хотя совещания по поводу мостов обычно проводятся ежегодно, а ближе к выборам — так и на саму стройку настоящее паломничество начальства организовывается. Но в этот раз все понадеялись, что до выборов не дойдёт – Арсений Петрович уволится сам, поэтому на мосты ходить не стали, а посовещались в помещении Запорожской ОГА.
Вернее, это была встреча с народными депутатами, представляющими нынче нашу область в Верховной Раде. Сразу скажем, что вот уже минимум 15 лет избранные нами товарищи, если не считать защиту интересов неких корпораций, выдвинувших их в киевские коридоры власти, и, может, какие-то предвыборные «заманухи», в защите интересов своих избирателей и региона не особо замечены. Это в 99% случаев такие себе солдаты партий, их выдвинувших в парламентарии, чётко голосующие за все документы, которые, как правило, очень и очень нужны кому-то, но уж точно не запорожцам.
Этот депутатский созыв ничем пока еще себя не проявил. Конкретной серьезной помощи регион пока не получил. А ситуация с запорожскими мостовыми переходами – критическая. Из выступления на отчётной встрече Запорожского городского головы Владимира Буряка: «Передача строительства мостов из коммунальной собственности в государственную оказалась ошибочной. В результате строительство затянулось и сейчас фактически заморожено, стоимость объекта за этот период выросла в три раза… Достраивать ли существующие мосты или начинать новый проект? (Ведь проведённая экспертиза установила факты разрушения отдельных элементов построенных мостовых сооружений). Прежде чем принимать решение о возобновлении стройки, мы должны понимать её целесообразность, при этом ставя на первое место вопрос безопасности граждан»…
Городской голова особо подчеркнул, что мосты для города жизненно важны, ибо на Правом берегу ныне проживает до 35 процентов населения Запорожья.
«Затянувшаяся реанимация»
К сказанному о состоянии мостовых переходов мы вот что добавили бы. Шесть лет назад наша газета опубликовала материал под названием «Мосты тревоги нашей». Статья базировалась на интервью тогдашнего начальника Запорожского УКСа Ивана Сухомлина. Вот цитата шестилетней давности: «Подчеркну, стройка такого уровня (рассказывал тогда Иван Прокофьевич Сухомлин. – Авт.) – это элемент современных высоких технологий, которые не допускают неуважительного к себе отношения. Применены инженерные решения мирового уровня. Например, наш пилон на мосту должен был стать самым высоким в Европе (160 метров). Поэтому испанцы приезжали, изучали опыт. Теперь в Испании вот-вот появится самый высокий в Европе пилон – 200 метров, ведь у них финансирование ритмичное…
Или т.н. неразрезная балка. Это – пространственная конструкция длиной 660 метров, по последнему слову, как говорится, мостостроительной техники. Экономия металла – 2,5 раза, длина пролётов между опорами 80–260 метров (на послевоенных мостах Преображенского – 33 метра). Но одновременно и точность монтажа – между двумя главными опорами на берегах Днепра – 0,1 миллиметра. Скажите, как можно её монтировать… несколько лет? С учётом перепадов температур +80 (на солнце) – -25 градусов и того, что конструкция крепится на временные опоры, с учётом коррозии и просто усталости металла?».
Как видим, Запорожью выпала честь построить один из самых высокотехнологичных мостовых переходов в Европе. И не для того чтобы похвастаться, а чтобы проект получился дешевле, менее материалоемкий и более надёжный. Но…
«По большому счёту, наши мосты – это своеобразная сложнейшая нейрохирургическая операция. При проведении которой нельзя раз за разом бегать в магазин за спиртом и нитками, а в аптеку за ватой. Так ОПЕРИРОВАТЬ НЕЛЬЗЯ!» (Из ответа Ивана Сухомлина на вопрос, как подобная стройка возможна при «подарочном» – с «барского» президентского или премьерского плеча – финансировании в 50-100 миллионов гривен в год? – Авт.)
Наши мосты, в которые за 12 лет зарыто уже до двух миллиардов гривен (при пересчитанной и уже давно, опять же, устаревшей смете в 5,311 млрд гривен), сегодня уже давно не операция, а реанимация. Где персонал раз за разом прерывается то на обед, то на корпоратив, а то на вояж куда-нибудь подальше от родных берегов. Не по своей, разумеется, вине, а исключительно из-за удивительного отношения к финансированию как Кабмина разных «призывов», так и Верховной Рады, где ни у кого по этому поводу все 12 лет ни один нерв не дрогнул: «Ну, зарыли деньги, ну, развалится все ещё до окончания строительства, так что из-за этого «лапшу» на уши избирателям уже не вешать?».
Здесь уместно напомнить, что в 2011 году, «по просьбам трудящихся», ибо «до 2014 года ждать окончания строительства — это очень долго», стройку у города Запорожья забрали. Заказчиком вместо УКСа горсовета стал «Укравтодор». В значительной степени для того, чтобы закрыть рот уже уволенному по просьбам тех же киевских «трудящихся» Сухомлину. Который энергично требовал у Киева деньги. В ответ же чередой шли проверки всех возможных правоохранительных органов плюс Счетной палаты. Которые громко рапортовали о найденных злоупотреблениях, но потом втихаря соглашались с аргументами, что при существующей несовершенной и часто меняющейся нормативной базе не наделать нарушений просто нереально.
Добавим, что тактика на всякую жалобу из Запорожья отвечать набегами всевозможных контролёров и проверяющих продолжается до сих пор. Чтобы доказать (а местные СМИ крючок глотают без наживки), что давать сюда деньги бессмысленно — все равно разворуют! Хотя основные потери (минимум 90-95%) – именно из-за перебоев с финансированием и просто преступной сменой заказчика и генподрядчика.
Это первое. А второе: И. Сухомлин же не для себя требовал! Вот ещё одна цитата из рассказа Ивана Прокофьевича: «Если сейчас станет вопрос консервации стройки (т.е. в начале 2010 года! – Авт.), то это огромные затраты. Как и ее расконсервация. Если честно, то проще и дешевле СТРОИТЬ. Кстати, стройка замерла, но ежедневно в январскую стужу под воду опускался водолаз, смотрел на состояние т.н. шпунтовых коробок, которые окольцовывают под водой строящиеся опоры моста. Ели возникают ненормативные ситуации, немедленно принимаются меры. Иными словами, закреплённые в проекте титула сроки (2012 год) и суммы – 1,4–1,2, млрд гривен должны быть ВЫДЕРЖАНЫ»…
Поясняем. Новый титул, т.е. главный, основополагающий документ стройки, под который и идет его финансирование, Кабмин утвердил в феврале 2010-го, это в нем речь шла о завершении строительства в 2012 году. При ежегодном финансировании до 1,4 млрд гривен. «Да где такие деньги брать?» – удивится читатель. Об этом ниже. А пока подчеркнем: строить дешевле, чем консервировать и расконсервировать стройку! Это мнение одного из самых авторитетных строителей бывшего Союза Ивана Сухомлина. Напомним, что это он был начальником штаба Госстроя СССР на восстановительных работах в армянском Спитаке после землетрясения 1988 года. Но кого мнение Сухомлина интересовало? «Ладно, и так сойдёт», – любил говорить непутёвый герой советского мультфильма «Вовка в тридевятом царстве». «Ладно, и так сойдёт!» – решили люди, которые управляют государственными финансами, и просто, как нынешняя молодёжь говорит, «тупо» прекратили финансирование.
Результат превзошёл все ожидания! «Стройка века. Так назвали возведение запорожских мостов в 2004, когда заложили первый камень в его опорах. Соединить два берега Днепра через остров Хортицу планировали за 5 лет. Но теперь этот объект превратился в долгострой века. За одиннадцать лет здесь не выполнили и половину работ. Строителей на объекте, который находится на балансе “Укравтодора”, в последний раз видели ещё в прошлом году. Сегодня здесь нет даже сторожа. “По сути, за весь этот год финансирование практически отсутствовало на эти сооружения и объекты”, – признает первый замглавы “Укравтодора” Евгений Барах». (9.10. 2015, программа «Подробности» ТК «Интер»).
Из других источников стало известно, что отсутствие сторожей и света на стройке стоило последней — только из-за воровства металла! – 15 миллионов гривен. Такие данные представила упомянутому выездному заседанию бюджетного Комитета Верховной Рады в Запорожье Служба автомобильных дорог Украины.
Знаете, что это нам напоминает? Да реанимацию, в которой персонал бросил пациентов и укатил гулять в Таиланд или Эмираты. Забыв закрыть двери, окна, подключить отопление, свет и воду. И никого это обстоятельство никак не волнует. Ответственные лица (из правительства) держат паузу и в Запорожье не появляются. Впрочем, сейчас война, а она, как многие знают, все спишет… Депутаты, т.е. направляющая и организующая сила правительства, наведываются от случая к случаю и исключительно с пиар-задачами. Не чувствуя никакой вины за убийственные и для экономики Украины в целом, и для регионов, и для конкретного объекта — мостовых переходов в Запорожье свои голосования.
А тем временем уже без слез определение «Википедии» читать не получается. «Мост — искусственное сооружение, возведённое через реку, озеро, болото, овраг, пролив или любое другое физическое препятствие. Мост, возведённый через дорогу, называют путепроводом, мост через овраг или ущелье — виадуком». Ещё раз подчеркнём — ключевое здесь слово — ЧЕРЕЗ. Посмотрите на «стройку века» – наблюдается ли там хоть что-то «ЧЕРЕЗ» спустя 12 лет с начала строительства?
Почему денег нет
Вы не заметили, что денег нет только под конкретные проекты. Например, дать 1 млрд на постройку нужного стране завода, который и прибыль получит, и обеспечит людей работой, не выходит. Ведь смета подобной стройки просчитывается точно. Стало быть, украсть здесь можно какие-то «жалкие» 50-100 миллионов. Кто будет «работать» за такой «откат»?
Другой вопрос – украсть 400 миллионов, чтобы отдать положенные 40% «добрым людям и благодетелям». Поэтому у нас все силы брошены, например, на некие виртуальные проекты – то на борьбу с гриппом (узнай, кому там помог выделенный миллиард), то на рефинансирование банков. Здесь вообще оказалось настоящее «Поле чудес». К примеру, некоему частному банку выделяют за год 9 млрд гривен. Сколько доходит до банка — неизвестно, но надеемся, что хоть миллиард. Но владельцы банка знают, что отдавать и миллиард, и девять миллиардов никто не будет. Т.е один миллиард им, а еще восемь – лучшим людям. А вы все спрашиваете, почему в Запорожье мосты погубили?
Куда же идут вырученные деньги? Кроме как на дворцовые комплексы и яхты… Вот мнение шведа Андерса Аслунда, считающегося лучшим в мире экспертом по Восточной Европе: «Выборы в 2010 и 2012 году (в Украине. – Авт.) обошлись примерно в $1-2 млрд каждые. По отношению к ВВП это почти в тысячу раз дороже, чем в США. Парламентские выборы в Швеции стоили всего $12 млн, в Германии – $100 млн. Украине стоит последовать примеру Европы… Нужны аналогичные европейским запреты на дорогостоящую политическую рекламу, в частности, телевизионные ролики. Выборы в Украине должны стоить не больше $50 млн в целом, хотя сегодня это половина расходов одной-единственной партии на всеукраинскую кампанию». («Новое время», 20.10.2015 г.).
Да, сейчас появилась новая «фишка» расходов — субсидии. На прошлый год их планировали 23 млрд (четыре полноценных запорожских мостовых перехода), на этот — 35 млрд гривен. Понятно, что скоро при таких постоянно растущих тарифах нужно будет субсидировать сто процентов населения. Но… А слабо, например, хоть один из тех десятков миллиардов запустить на реанимацию мелитопольской промплощадки (где и «Холодмаш», и «Компрессор»). Которая играючи смогла бы наладить выпуск тепловых насосов. Это такие «холодильники навыворот», которые при 800 вт потребляемой электроэнергии выдают до 4 киловатт энергии тепловой. При минус 25 градусов на улице… При нуле же затраты электроэнергии к получению тепловой соотносятся уже как 1:6,5. Представляете, со всеми потерями стране может понадобится в три-четыре раза энергоресурсов меньше, нежели сегодня. И только благодаря внедрению тепловых насосов. А ведь есть ещё и возможности возобновляемой энергетики.
Но, во-первых, против этого энергетические монополисты, а во-вторых, иди посчитай эти субсидии! И ещё: до 50% перекладываемых из одного государственного кармана в другой сумм оседают в руках все тех же монополистов. Ради благополучия которых (об этом лишь ленивый не говорит) и задраны до небес все тарифы. На фоне резкого падения главного мирового индикатора — цен на нефть.
Вот такими невесёлыми получились наши размышления о мостах. Мостах уже не тревоги нашей, а нашей жгучей боли…
Автор: Леонид Романовичев