Около десяти лет в нашем городе работает “Телефон Доверия”. О тонкостях своей работы “ЗС” рассказали консультанты-психологи Юля и Ян.
Как оказалось, все психологи здесь работают под псевдонимами, и в повседневной жизни им никому нельзя разглашать свои настоящие имена и место работы. А все потому, что бывали случаи, когда сотрудники ТД подвергались преследованию клиентов.
Мы убедились, что несмотря на то, что консультанты “Телефона Доверия” – молодые специалисты, они могут дать квалифицированную помощь по любым вопросам психологического характера. Они всегда с радостью принимают звонки и пытаются предоставить человеку несколько вариантов выхода из ситуации, посмотреть на нее со всех сторон.
“Часто люди говорят, что мы – неопытные, когда слышат молодой голос в трубке, – говорит Юля, – тогда приходится объяснять, что мы специалисты, нас этому учат, и не обязательно иметь жизненный опыт, чтобы помочь. Наоборот, наши возрастные проблемы не накладываются на ваши”.
На “Телефон Доверия” звонят люди разных возрастов. Самыми маленькими абонентами были девочка четырёх и мальчик пяти лет. Правда, дети случайно набрали номер службы, но консультанты не растерялись. Они решили узнать возраст ребят и поговорить с ними о родителях, выяснив, нет ли у детей психологических проблем. Нередко на номер 15–84 поступают звонки от постоянных клиентов, которые уже узнают сотрудников по голосу и просят передать трубку “любимому” консультанту. Часто “любимчики” у таких людей меняются. Психологи аргументируют это тем, что человек не желает искать пути решения проблемы, а ищет психолога, который дает совет ближе всего к тому, что он давно для себя выбрал сам. “На самом деле такие люди уже давно сделали свой выбор, иногда сами не хотят этого понимать. Мы же не видим всю ситуацию полностью, только со слов позвонившего. Человек сам до конца ее не видит”, – говорит Ян. Некоторые же и вправду прислушиваются к консультантам, искренне хотят найти выход из ситуации, вместе пытаются разобраться в ней.
Есть абоненты, которым интересна личная жизнь сотрудников службы. А попадаются такие, что сами дают советы и консультации психологам.
По словам Юли и Яна, консультанты-психологи службы доверия имеют несколько правил, которых придерживаются неукоснительно. Во-первых, абсолютная анонимность. Во-вторых, взгляды, которые высказывает абонент, не обсуждаются и не критикуются, для того чтобы человек чувствовал себя уютно в разговоре. В-третьих, специалисты использую технику активного слушания, т. е. не просто слушают, а и принимают участие в беседе. “Главная задача психологов – снять стресс у человека, когда он звонит в истерике и плачет. Потом уже начинаем искать пути решения его проблемы”, – говорит Юля.
Преимущественно звонки, поступающие на номера экстренной психологической службы, касаются проблем межличностных, семьи, депрессии, стрессов. Также это проблемы зависимости, здоровья, насилия в семье, социально-экономические. Чаще звонят женщины, чем мужчины. Не менее активны и абоненты 12–15 лет. Их проблемы – подростковая любовь, отношения с одноклассниками, непонимание родителей. Но все же есть и такие темы, которые невозможно решить по телефону, тогда человека приглашают на очные консультации с психологом. Бывали случаи, когда люди звонили с благодарностью. Даже передавали ее консультантам, которые уже не работают в службе.
В Запорожье “Телефон Доверия” 15–84 работает с 9.00 до 21.00. Хотя специалисты службы экстренной психологической помощи считают, что она должна быть доступна запорожцам круглосуточно. Ведь именно ночью человек острее всего чувствует свое одиночество, а время, когда человек наиболее склонен к суициду – раннее утро.