Об этом «ЗС» рассказал Руслан Божко, глава бюджетной комиссии Запорожского городского совета, глава фракции “Оппозиционного блока” в горсовете, советник мэра Запорожья Владимира Буряка.

 

– У всех на слуху сейчас децентрализация. Чем она обернулась для Запорожья и городского бюджета?

– С одной стороны, как гражданин Украины, я рад работе по созданию громад, рад тому, что люди берут инициативу по управлению в свои руки. Но с другой стороны, как глава бюджетной комиссии горсовета, я могу сказать, что децентрализация имеет половинчатый характер. Передавая полномочия, центральная власть не передает средства, которые необходимы для их обеспечения. Например, в прошлом году на местный бюджет переложили затраты по содержанию ПТУ. Городу это обошлось почти в 150 миллионов гривен – без какой-либо компенсации со стороны госбюджета. В бюджете этого года, с одной стороны, уменьшен единый социальный взнос (ЕСВ), в городе появилось больше дохода. Но одновременно с этим уменьшены образовательная и медицинская субвенции из госбюджета фактически на ту сумму, которая изменилась в связи с уменьшением ЕСВ. То есть фактически для бюджета города эффект от такой децентрализации – ноль. По сути, за все переданные полномочия приходится платить городу, а не госбюджету. Таким образом по субвенциям и прочим статьям мы теряем около 800 миллионов гривен в год.

И грядущая медицинская реформа также ляжет на плечи местного бюджета?

– Я не берусь судить в процентном отношении, но предполагаю, что львиная доля затрат будет лежать на местном бюджете. Мы принимали не одну петицию о том, чтобы в рамках реформы не только передавали полномочия, но и реформировали Налоговый и Бюджетный кодексы, чтобы местные бюджеты получали не субвенции, а доходы в виде налогов на деятельность громады. Это касается как экологического налога, так и налога на прибыль. Именно НДФЛ сегодня является основным бюджет наполняющим налогом. Но идеи привлечения инвесторов и создания промплощадок, например, не только в том, чтобы создавались рабочие места, но и в том, что предприниматели зарабатывали прибыль. Но она-то сегодня и уходит в госбюджет. А у нас остаются только рабочие места…

Центральная власть отзывается на ваши обращения?

– Она крайне неохотно идет навстречу по таким вопросам. Ведь они предполагают глобальные принципы реформирования децентрализации. В нынешнем бюджете страны возник дефицит из-за роста минимальной заработной платы, но ряд министерств получили существенные увеличения в бюджетных ассигнованиях. Например, Верховному суду, по сравнению с 2016 годом, увеличили финансирования на 800%, минагрополитики – на 500% и так далее. На этом фоне отдавать средства в бюджеты городов не получится, поскольку финансируются – центральные структуры власти. И города получают деньги по остаточному принципу. И в Запорожье вместо финансирования бюджета развития городской инфраструктуры, ЖКХ, благоустройства, мы вынуждены выделять деньги на те объекты, которые нам передали «сверху».

 

Наталья Захарова