В небе над Донбассом случилась трагедия мирового масштаба. На территории, контролируемой пророссийскими сепаратистами (читай: войсками и парамилитарными подразделениями Российской Федерации), был совершен пуск ракеты, которая поразила пассажирский лайнер “Боинг-777” “Малайзийских авиалиний”. Погибли все люди на борту – 298 человек.

 

События с точки зрения знаменитых сыщиков

Путин ни за что не сознается в убийстве почти трехсот человек. Его европейские адвокаты – типа Меркель и Олланда – даже если “друг Вольдемар” отбомбится по Берлину или Парижу, тоже найдут, чем напудрить мозги своим согражданам, дабы обелить последнего.
Мы сейчас о другом. Представим себе, что за дело расследования взялись популярные герои детективных романов XIX и XX века. Вот Шерлок Холмс узнал бы, что на российском TV то вдруг начали хвастаться очередным сбитым в “Новороссии” украинским самолетом (а всего над Донбассом за время конфликта, заметим, сбито 14 единиц авиатехники), а то вдруг напрочь забыли, чем хвастались. И про “Новороссию” тоже – на каналах ПутинТВ это уже, оказывается, территория Украины и ее Донецкой области. И вообще, а не Путина ли там хотели сбить? И не украинские ли истребители?
Или вот Эркюль Пуаро. Посмотрел он на “энтузиазм” боевиков, с которым они “допускали” международных экспертов на место падения самолета под селом Грабово на границе Донецкой и Луганской областей. Это, если кто обратится к карте – севернее Тореза-Снежного, почти в центре четырехугольника Снежное-Шахтерск-Дебальцево-Красный Луч. Посмотрел Пуаро и на то, как они же пытаются максимально спрятать следы преступления, запугивая экспертов ОБСЕ, и сделал бы свои выводы.
А вот и комиссар Мегре. Попалась ему лишь одна запись переговоров террористов и их кураторов в Москве (из десятка обнародованных), и он бы тоже все сразу же понял. Кстати, а что бы поняли все трое знаменитых книжных сыщиков? Что Путин виновен по всем пунктам предъявленного обвинения… А все маневры и вся болтовня вокруг и “сбор” всяческих “доказательств” – это лишь: а) попытка замутить воду; б) помочь тем же Меркель и Олланду не потерять лицо в глазах собственных избирателей.

Особенности межнационального управления полетами

Мы попробуем помочь упомянутым детективам еще больше убедиться в своей правоте. Поэтому немного сведений о том, почему самолеты летают и, слава Богу, не часто сталкиваются или вообще не падают на землю. Хотя, как все знают, небо над нами забито сотнями, если не тысячами летательных аппаратов. Особенно над “старушкой” Европой и Северной Америкой. Хотя, конечно, и Япония с Китаем стараются не отставать. Для управления воздушным движением, дабы самолеты не сталкивались, своевременно взлетали и беспроблемно садились в аэропортах назначения, была создана система управления воздушным движением, работающая в полном взаимодействии с национальными системами ПВО.
Заметили, что когда говорят о противовоздушной обороне, то всегда употребляют слово система? Дело в том, что если у вас в руках суперпуперистребитель или даже зенитно-ракетный комплекс самой современный модели, то вы ничего не сделаете. Когда самолету взлетать и куда лететь? Это при условии, что летчик в воздухе может пробыть час с небольшим и что дело он имеет с целью, двигающейся примерно 10–20 км в минуту на высотах от 100 метров до 12 км.
Примерно та же история с зенитно-ракетным комплексом. Без точного целеуказания (особенно в период боевых действий, когда не исключено применение противником активных и пассивных радиопомех) он мало на что способен. Нет, он, конечно, может короткий период  во время противовоздушного боя вести самостоятельную разведку и наводить свои ракеты в любом направлении. Но не сутки же напролет!
Поэтому в ПВО существует разделение функций. Радиолокационную разведку ведут радиотехнические войска. Их локаторы крутятся круглосуточно, командные пункты (КП) обрабатывают полученную информацию и передают наверх. Как правило, на КП (корпуса, дивизии или командования по новомодному ПВО). Там специальная группа контроля смотрит заявки и определяет, с кем имеет дело. Вот это, к примеру, рейс Киев-Москва: вылет вовремя, отклонения от коридора нет, высота полета соответствует заявке, жалоб от Центра УВД (управления воздушным движением) нет. Что же – лети себе с миром. А вот военный самолет: в плане есть, из района полетов не отклоняется, сигнал “я свой” присутствует – тоже летай себе. Или перелет военной авиации: маршрут соответствует плановому, время полета тоже без серьезных отклонений. Все хорошо!
Ага! Вот вдали от наших границ (в километрах 300) появился международный рейс. Что там гражданский Центр? Уже связался. Рейс Амстердам – Куала-Лумпур, позывной (номер рейса)? В плане есть, отклонений от коридора нет, замечаний от Центра УВД нет. Отлично, значит, пролет госграницы разрешен, залетай себе на здоровье.
А если что-то не так? Тогда через упомянутый Центр самолет вынуждают барражировать (кружиться) возле границы до выяснения всех обстоятельств и получения дополнительного разрешения на пролет госграницы. Или  возвращайся, друг, домой, или совершай посадку в аэропорту сопредельного государства.
А если самолет не слушается? Тогда на его перехват – уже над своей территорией – взлетают истребители и вынуждают к посадке. После сбитого над Сахалином в 1983 году “Боинга” гражданских у нас (постСССР) не сбивают…
Да, стоит сказать и такое. На территории Восточной Украины до последней войны было четыре Центра УВД: Харьков, Днепропетровск, Донецк и Симферополь. Два последних сейчас либо не наши, либо бездействуют. Поэтому трагический рейс MH17 обеспечивал Днепропетровский центр УВД. Его сосед на востоке – ростовский центр. Расстояние между упомянутыми городами по прямой – километров четыреста. Из них от Ростова до границы – примерно сто и от Днепропетровска – примерно триста.
Мы это о чем? Мы о том, что, как минимум, НАД ДНЕПРОПЕТРОВСКОМ российские локаторы ОБЯЗАНЫ БЫЛИ ВЗЯТЬ НА СОПРОВОЖДЕНИЕ УПОМЯНУТЫЙ РЕЙС. При подлете к Донецкой области (!) Ростовский центр УВД просто обречен связаться с малайзийским экипажем и взять у него все необходимые данные. Если диспетчерам из Ростова что-то не нравилось, то они  заставили бы  экипаж перейти на барражирование. Сообщений о последнем никаких… Если же учесть, что и во время пуска, и во время падения самолета его расстояние от российской границы не превышало сто км, то о чем все это говорит? Если в ста километрах возле границы “иностранец”, то даже в мирное время за ним следят во все глаза, а если в военное, когда за предыдущие два дня (“спасибо” и российским ЗРК “Бук”, и российским истребителям) было сбито минимум два украинских самолета, то тем более.
Понятно, что и ростовские диспетчеры, и локаторщики российских подразделений все глаза высмотрели – не отклонился ли малайзиец от коридора, не ушел ли из установленного эшелона (так называют высоту) и т. д. И тут “Боинг-777” падает…

О “Буке” и прочих…

Существуют несколько модификаций этого мобильного зенитно-ракетного комплекса. Если верить “Википедии”, то “Бук-М2” разработан еще в 1988 году, но стал на вооружение в РФ в 2008 году. “Бук-М1–2” – 1994 года разработки, но на вооружение поступил в 1998 году. Если же верить справке киселевского РИА “Новости” (известный телекиллер Дм. Киселев там начальником), то разработка “Бука” началась еще в 1972 году. И дальше дополнение: “ЗРК “Бук-М1” стоит на оснащении Вооруженных сил Украины, а также ряда других государств”. Под “рядом государств” нужно понимать Россию, которая их разработала, дорабатывает, модернизирует и производит.
Итак, самым древним “Буком” “обеспечивается обстрел неманеврирующих целей, которые летят на высотах от 25 метров до 18 километров со скоростью до 800 метров в секунду, на дальностях от 3–25 километров (при скорости до 300 метров в секунду – до 30 километров) при курсовом параметре до 18 километров с вероятностью поражения одной управляемой ракетой – 0,7–0,8. При стрельбе по маневрирующим целям (перегрузки до 8 единиц) вероятность поражения – 0,6. Дальнейшей модификацией комплекса стал ЗРК “Бук-М1”.
В состав ЗРК “Бук-М1” входят следующие боевые средства: зенитные управляемые ракеты 9М38М1; командный пункт 9С470M1; станция обнаружения и целеуказания 9С18M1 “Купол-М1”; самоходная огневая установка 9А310M1 (6 ед.); пуско-заряжающая установка 9А39 (3 ед.)” (РИА “Новости”).
А теперь – внимание. Пуск совершал не комплекс в составе минимум десятка транспортных единиц, а одна САМОХОДНАЯ ОГНЕВАЯ УСТАНОВКА. Которая, вроде, и может в ближнем бою по ком-то пальнуть, но эффективность этой стрельбы будет невысокой. К чему мы подводим читателя? К тому, что без ТОЧНОГО целеуказания по “Боингу” от РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЫ ПВО никто бы никуда не пальнул.
Объясним ситуацию. Представьте себе ночь. Вы сидите в “Мерседесе”, работающем на предельных оборотах, и тупо всматриваетесь в окрестности. Намного хватит вашей работоспособности и внимания (а еще бензина в “мерсе”)? А представьте себе, что вы не в комфортном автомобиле, а в танке. Где грохот такой, что в шлемофоне ничего не слышно. Сколько вы высидите, бдя “супостата” лишь в примерно установленном секторе стрельбы? Да недолго. Другой вопрос, когда вас нацелили на самолет самым точным образом, указав и градус по высоте, и азимут по направлению, и расстояние по дальности. Тогда вы цель схватите на сопровождение и совершите удачный пуск.
Вы верите, что Вася с водокачки с помощью ломика и какой-то матери провел микрохирургическую операцию и спас инсультника? А почему тогда верите, что тот же Вася справится с целью, несущейся Бог знает где со скоростью 15 км в минуту? При этом у него для пуска всего минута “в лоб” и минута “вдогон”. Это не считая провалов в зоне поражения. Да здесь непросто обученный и слаженный расчет нужен! Здесь настроенная на пять баллов техника потребуется и не одни удачные стрельбы на полигоне, дабы прочувствовать момент.
И после этого какие-то клоуны заявляют про “казаков с Чернухинского блок-поста”? Бред. Стреляли, как минимум, лучшие в России экипажи (экипаж) из офицеров или, частично, из очень опытных контрактников. Которых не так и много. Но нас другой вопрос интересует: кто дал целеуказание и команду на пуск? Некто Безлер (Бес), говорят. Читайте приказы МО СССР (России)! Только в ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫХ СЛУЧАЯХ право САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ команды на огонь получает КОМАНДИР ЧАСТИ (полка, бригады). Во всех остальных случаях – как минимум, КОМАНДУЮЩИЙ СИЛАМИ ВВС-ПВО Западного или Южного направления (мы не в курсе, чья там сейчас зона).
А генерал-лейтенант или даже генерал-полковник без путинского “Давай!” хоть, извиняемся, пукнет? Да о чем вы говорите! Другой вопрос, а зачем это все было Путину?
Самый простой ответ – боевики неуправляемы. Но тут есть железные контраргументы: а) расчеты ЗРК “Бук” – это не боевики, а кадровые военнослужащие высочайшего класса подготовки; б) в Ростовской области – рядом с украинской территорией, где сбивают самолеты пачками, опять же пачками идут международные рейсы с юга на Москву. Их столько, что над райцентром Морозовка ростовские диспетчеры на днях едва не столкнули шесть самолетов сразу. И ведь никто не боится, что “дикие” террористы кого-то собьют.
Второй вариант “отмазки” говорит о том, что расчет просто ошибся и теперь его вместе с установкой “Бук” ликвидируют. И еще: наша подыгрывающая “братьям” контрразведка тут же дала о себе знать. Сообщением о задержании некоего днепропетровского бортпроводника, который лично стучал Безлеру-Бесу в Горловку по поводу вылетов украинской авиации. Учитывая, что у нас вся система заточена на стучание, и не “Бесу”, а в Москву, новость выглядит, как то, что пожар высшего разряда с привлечением расчетов со всего города затушил мальчик из детской лейки…
И последняя версия. Путина могли подставить свои, или это все настолько хитромудрая глобальная политико-разведывательно-дипломатическая операция, что у нас пока нет ни аргументов, ни догадок не только о том, кто и как за этим всем стоит, но и чем все закончится. Впрочем, могло сработать и легендарное российское разгильдяйство – ибо где тонко, там всегда рвется…
Пока же согласимся с экспертами из РФ только в одном: гибель “Боинга-777” случилась в тот момент, когда она меньше всего нужна Путину. Все, что происходит дальше – это его отступление: и с Донбасса, и в отношениях с Западом, и в позиции по Украине в целом. Но винить в подобных вещах он может только себя. Загнав такое количество тяжелой боевой техники и систем ПВО в Украину, он не мог не знать, что это все где-то и когда-то так грохнет, что мало не покажется. Оно и грохнуло…