Управление по вопросам транспортного обеспечения и связи Запорожского городского совета распространило среди депутатов проект Программы усовершенствования пассажирского транспорта в городе Запорожье на 2012 год. Главными приоритетами очерчены оптимизация транспортной сети, первостепенное развитие городского электротранспорта на основании гибких графиков, организация экспрессных и сокращенных маршрутов.  

На вопросы “Запорозької Січі” отвечает начальник управления Юрий Дроздов.
– Какие основные задачи программы? – переспрашивает Юрий Владимирович и продолжает: – Финансирование пассажирообследования городской маршрутной сети; определение автобусных маршрутов общего пользования для вынесения на конкурс в текущем году; формирование сети стоянок легковых такси, их устройство. А еще – ведение реестра стоянок легковых такси и отведенных площадок для парковки транспорта. Контроль исполнения автоперевозчиками договоров о предоставлении услуг по перевозке пассажиров на автобусных маршрутах общего пользования. А именно: соблюдение автоперевозчиками должного санитарного состояния в местах отстоя и разворота маршрутных транспортных средств; обеспечение перевозчиками санитарно-гигиенических условий работы водителей маршруток. А также организация проверок проведения работ по обустройству остановок общественного транспорта общего пользования в соответствии с утвержденными проектами, размещение на них информационных указателей расписания движения; контроль движения электротранспорта на линии. И еще – внесение предложений относительно упорядочения движения авто- и электротранспорта на наиболее загруженных транспортом участках, выделение отдельных полос исключительно для движения транспортных средств общего пользования (троллейбусов, автобусов).
– Юрий Владимирович, пожалуйста, расскажите о сегодняшних городских маршрутных сетях, их пассажирообследовании, укрупнении.
– Маршрутная сеть города состоит из 107 автобусных, 10 трамвайных и 8 троллейбусных направлений. Последнее пассажирообследование городской маршрутной сети проводилось в 1989 году. В последние годы изменились пассажиропотоки, количество и классность транспорта на маршрутах города, произошло перераспределение пассажиров по транспортным видам. Учитывая заинтересованность города в создании оптимальной транспортной сети, которая бы учитывала интересы его жителей, соответствовала действующему законодательству, удовлетворяла предпринимательский интерес предприятий-перевозчиков, при этом предоставляя приоритетность электрическому транспорту, а также позволяла проводить инвестиционную политику на транспорте, возникает необходимость проведения комплексного пассажирообследования. Материалы этих исследований используются для организации рациональной маршрутной системы и ее корректирования, координации работы разных видов транспорта, обоснования типа, количества подвижного состава.
– Поговорим о ценообразовании, механизме формирования тарифов на маршрутах.
– Механизм формирования тарифов на услуги по перевозке пассажиров на автобусных маршрутах общего пользования определен Методикой расчета тарифов на услуги пассажирского автомобильного транспорта, утвержденного приказом Министерства транспорта и связи Украины от 17.11.2009 № 1175. Для предприятий некоммунальной формы собственности, которые осуществляют перевозки в экспрессном и режиме маршрутного такси, тарифы свободные. Они устанавливаются перевозчиком самостоятельно по согласованию сторон, за исключением тех услуг, на которые установлен регулируемый тариф. Тариф на автобусных маршрутах общего пользования – это стоимость разового проезда одного пассажира в городском сообщении. То есть, стоимость проезда на автобусном маршруте в городском сообщении не может быть установлена на несколько остановок или километров маршрута.
Предоставляются и рассматриваются расчеты экономически обоснованных расходов для установления тарифов на услуги пассажирского автомобильного транспорта в соответствии с Порядком, утвержденным решением горисполкома от 25.11.2010 № 556. Расчет тарифов на услуги по перевозке пассажиров, которые предоставляются на городских автобусных маршрутах общего пользования (экспрессный и режим маршрутного такси) осуществляется в соответствии с расчетной плановой себестоимостью с применением необходимой для функционирования и развития перевозчика размера прибыли.
После предоставления аргументированных выводов уполномоченным органом (исполнительные органы городского совета, которые являются органами управления имуществом этих предприятий или обслуживающие сферу услуг) и департаментом экономического развития городского совета готовится соответствующий проект решения на рассмотрение исполнительного комитета городского совета. Таким образом, в частности, в случае установления тарифа на маршруты с экспрессным и режимом маршрутного такси, исполком местного совета позволяет перевозчику использовать новый тариф только после экономической экспертизы.
– Юрий Владимирович, по каким критериям подбираются кадры водителей на маршрутных такси? Фиксируются ли конфликтные ситуации между водителями и пассажирами? Сколько их было в последнее время? Какие санкции применялись?
– Вопросы отношений водителей и предприятий-перевозчиков не относятся к компетенции управления. Все случаи нарушения законодательства в части предоставления услуг по перевозке пассажиров на автомобильном транспорте (отказ от льготных перевозок, хамского поведения шоферов) отрабатываются по каждому конкретному случаю, в соответствии с действующим законодательством. Нарушений, к сожалению, еще много. Недавно, например, с интервалом в один день, на 49 маршруте было выявлено двух водителей “под дозой”… Некоторые водители очень часто напоминают каких-то “инопланетян”… Никакие санкции на них не действуют…
– Назовите, пожалуйста, контактные телефоны и адреса основных перевозчиков, которые победили в тендере.
– Пожалуйста: ПАТ “Автопарк”, 222–16–20, Запорожье, Хортицкое шоссе, 3; ПрАТ “ЗАТП-12329”, 222–08–93, Запорожье, ул. Южное шоссе, 66; ООО “ТК “Гранд-Авто”, 283–54–88, Запорожье, ул. Сковороды, 19; ООО “ТК “Спринт-Авто”, 283–54–87, Запорожье, ул. Сковороды, 19; ООО “Хортица 2001”, 289–74–35, Запорожье, ул. Сковороды, 19; ЧП “АВБ плюс”, 270–56–09, Запорожье, ул. Патриотическая, 62/57; ООО “Запорожавтомотор”, 270–56–09, Запорожье, ул. Героев Сталинграда, 4; ООО Автохозяйство “Казацкая Лава”, 220–08–50, Запорожье, ул. 40 лет Советской Украины, 86-а, кв. 47; ООО “Альянс-Авто”, 96–28–46, Запорожье, ул. Чумаченко, 13-а; ООО “Авто-Кичкас”, 270–09–72, Запорожье, ул. Футбольная; ООО “Авто-Кичкас-1”, 270–09–72, Запорожье, ул. Каспийская, 41; ООО “Автостандарт”, 35–14–90, Запорожье, ул. Вроцлавская, 21/1. В общем, всего 35 предприятий-перевозчиков.
– Юрий Владимирович, какие преимущества больших автобусов, о которых сегодня часто говорят? Очень многим жителям Запорожья хочется, чтобы они побыстрее появились на улицах города.
– Увеличение количества больших автобусов в городе предоставит возможность повысить уровень качества обслуживания городским пассажирским транспортом на пр. Ленина (уменьшится количество автобусов малой вместимости), а также тех районов города, в которых отсутствует или частично отсутствует электрический транспорт (Хортицкий, Шевченковский и Ленинский районы).
Для решения вопросов улучшения обслуживания жителей города городским советом разрабатываются программы, направленные на закупку автотранспорта большой вместимости. Реализуются они в рамках финансирования… В 2006 году за счет средств городского бюджета приобретено 6 автобусов марки МАЗ 103. К сожалению, в последние годы из-за отсутствия средств эти программы не реализуются…
Внедрение и реализация кредитных и лизинговых программ, направленных на обновление подвижного состава авто- и электротранспорта, невозможно в ситуации, когда имеет место недостаточный уровень субвенций на покрытие затрат от перевозок льготных категорий граждан из средств Госбюджета, неблагоприятная кредитная политика банковских учреждений, отсутствие на государственном уровне механизма внедрения адресного денежного обеспечения граждан-потребителей пассажирского транспорта, которые имеют соответствующие льготы, высокая стоимость транспорта и превышение затрат на их обслуживание над доходами.
Фото Владимира Шеремета