Запорожец Евгений Клопота – первый незрячий человек, который защитил докторскую диссертацию по психологии. Такое событие произошло впервые за всю историю независимой Украины. Корреспондент «ЗС» пообщалась с незрячим доктором наук, который, несмотря на ограниченные возможности, ведет жизнь обычного здорового человека.

Евгений лишился зрения шестилетним ребенком из-за травмы, полученной в детском саду и последующих врачебной ошибки и неверного диагноза. Сегодня Евгению – 41 год, и несмотря ни на что, он живет полноценной жизнью: работает преподавателем психологии в ЗНУ, является председателем Запорожского отделения «Всеукраинского парламента трудоспособных инвалидов», главой редколлегии научного журнала, членом областного комитета доступности при облгосадминистрации. Он занимается спортом, домашними делами, умеет готовить.

Евгений  Клопота  с  нардами,
изготовленными  вместе  с  сыном

У Евгения Анатольевича есть любящая семья: жена Ольга – кандидат педагогических наук и 12-летний сын Илья.
– Недавно вместе с сыном по собственному проекту сделали нарды. В них могут играть как незрячие люди, так и зрячие. На доске – специальные отверстия, в которые вставляются фишки. Чтобы можно было отличить цвет на ощупь, сделаны специальные прорези, – рассказал нам Евгений.
Евгений, как вы стали преподавателем психологии?
– Психология меня всегда привлекала, ведь она окружает нас везде. Преподаю я с 2004-го года, провожу тренинги, имею больше 60-ти научных трудов. Этот опыт помогает мне самому совершенствоваться, развиваться, выходить из трудных жизненных ситуаций.
Однажды мне пришлось заменять своего преподавателя. Когда зашел в аудиторию и начал лекцию, то сразу понял: это – мое.
– Недавно вы защитили докторскую диссертацию. Расскажите, пожалуйста, о чем была ваша работа?
– 22 декабря 2015 состоялась защита докторской диссертации в Киеве, в Институте специальной педагогики Национальной академии педагогических наук. Защита длилась около 4 часов. Присутствовали более 20 докторов наук, а также представители СМИ и общественных организаций.
Моя работа посвящена теме «Психологические основы интеграции в общество людей с нарушением зрения». Один из ключевых аспектов моей работы – тезис о том, что общество пока не готово принять людей с инвалидностью в качестве равноправных партнеров. Вместе с тем, к сожалению, сами люди, имеющие нарушения зрения, не всегда готовы интегрироваться в разные сферы жизни общества. Знаю на собственном опыте, тема очень актуальная и является новым направлением, позволяющим на уровне государства оптимизировать работу по интеграции людей с ограниченными возможностями, приближаясь к европейскому уровню.
Что вы предлагаете в своей работе для решения этих проблем?
– Основой социальной интеграции является психологическая работа, направленная на мотивирование как общества, так и человека с инвалидностью на успешное взаимодействие. Я разработал модель социально-психологического сопровождения интеграции в общество людей с нарушениями зрения. Она включает в себя систему психологических тренингов (незрячих, членов их семей, педагогов, работодателей, управленцев, общественных деятелей), а также интегрированных мероприятий, социальную рекламу.
Мы организовывали интегрированные концерты, форумы, выставки, социальную рекламу, а также пространство для взаимодействия зрячей молодежи и успешных незрячих. Профессионалы с нарушением слуха, зрения выступали вместе и наряду с обычными людьми и для широкого общества. Этим пытались доказать, что все преграды можно преодолеть, если есть желание достичь взаимопонимания и взаимодействия.
– А вам лично как удавалось преодолевать препятствия в своей жизни?
– Благодаря моим родителям. Они – простые люди. Мама всегда говорила, что я такой, как все. Папа учил работать с разными инструментами. В результате могу делать по дому любую работу. С самого детства активно общался со сверстниками, не замыкался, как многие. Посещал разные кружки, занимался спортом. Закончил ЗНУ с красным дипломом. Постоянно стремлюсь осваивать современные технологии, в том числе компьютерные, облегчающие жизнь и профессиональную деятельность незрячих. Я никогда не останавливаюсь перед барьерами, просто беру и делаю, добиваясь успеха.
– Расскажите, как вы познакомились со своей супругой?
– Мы учились в параллельных группах. Я – человек общительный, и у меня сразу появилось много знакомых. С будущей женой мы постепенно друг друга узнавали, оказалось, что живем рядом. Однажды пришел починить ей кран. После этого наши отношения перешли на другой уровень. Потом поженились. Сейчас воспитываем сына.
– А какой вы преподаватель? Со студентами строгий?
– По словам студентов, строгий, но справедливый. Отношусь к ним как к уникальным личностям, которых нужно мотивировать не только на учебу, но и на саморазвитие и самореализацию. Если вижу, что человек тянется к знаниям, я полностью выкладываюсь. Ребята могут ко мне подойти посоветоваться по любым, в том числе не касающимся предмета, вопросам, а я стараюсь с ними вести себя, как старший брат. Это помогает поддерживать человеческий контакт. Большинство отвечают взаимностью. Вместе с тем, не люблю свинства по отношению к себе. Если ловлю на списывании, то наказываю, чтобы другим не хотелось.
Давно ли вы занимаетесь общественной деятельностью?
– В 97 году создал Харьковскую общественную организацию, помогал реализовывать международные проекты в Харькове и Запорожье. Сейчас возглавляю запорожское отделение «Всеукраинского парламента трудоспособных инвалидов». Стремлюсь активизировать в Запорожье работу по созданию безбарьерного пространства, помочь людям с инвалидностью достигать успехов в жизни, чувствовать себя комфортно в обществе.
С какими основными проблемами сталкиваются незрячие люди?
– Существуют различные барьеры. Главный – информационный, то есть невозможность самостоятельно воспринимать печатные тексты. Сейчас, владея компьютерными тифлотехнологиями, эту проблему можно решить.
Физический барьер заключается в том, что человек, даже если хочет, опасается выйти с тростью на улицу. Он боится попасть в открытый люк или стать жертвой нерадивости водителей… Действительно, такое бывает в нашем городе. Необходимо устанавливать звуковые светофоры, помогающие переходить дорогу, а также звуковые информаторы в общественном транспорте, сообщающие об остановках и маршруте.
Психологические барьеры – это неадекватная самооценка своих способностей, неуверенность в себе, неумение общаться, желание «скрыть» свои нарушения от окружающих…
Если бы не эти ограничения, мы  знали бы больше незрячих, которые достигли успеха в разных сферах.
Что вы любите делать в свободное время?
– Я много читаю, люблю играть в шахматы, заниматься спортом. Но сейчас не так много времени для этого. Раньше занимался дзюдо, восточными единоборствами, профессионально плаваньем, даже предлагали участвовать в соревнованиях. Сам люблю спорт и пропагандирую здоровый образ жизни.
– А какие у вас планы на будущее?
– Хотелось бы, чтобы мои научные разработки получили возможность практической реализации, помогая людям с инвалидностью найти свое место и самореализоваться в разных сферах жизни.