С недавних пор безвиз для украинцев действительно стал реальностью. Не секрет, что его так же ждали украинские автолюбители в надежде на упрощение ввоза авто из Европы. И отчасти это, конечно, так.
Возьмем, к примеру, законодательство про льготный акциз на б/у автомобили. Закон №3251 “Переходные положения Налогового кодекса Украины относительно стимулирования развития рынка подержанных транспортных средств“ (этим законом предусмотрено существенное снижение акцизного сбора при импорте подержанных автомобилей) требует от гражданина Украины лично ввозить машину на территорию Украины. Поэтому привезти авто из Германии или Нидерландов действительно стало намного проще, ведь можно сразу ехать за желанной машиной (которые в среднем подешевели для нас на 2 тысячи долларов) и не бояться, что ее заберут, пока будет оформляться виза. Разумеется количество «льготных» б/у авто из ЕС в Украине существенно выросло, как и временно (сроком на год) ввозимых автомобилей безо всякой регистрации с иностранными номерами. Вы их можете заметить теперь и в Запорожье, если приглядитесь (синие номера). На автомобиле с иностранными номерами легче пересекать туда-сюда и государственную границу, а бандитам совершать разбои… Но, как оказалось, «манне небесной» из ЕС есть альтернатива из-за океана, но об этом позже.
А как же теперь наш автопром?
Возможно простым украинцам жизнь на колесах и облегчили, а что теперь будет с отечественным автопромом? Как утверждает учредитель «Тойота-Центр Запорожья Восток-Автомир» Алексей Кравчун, украинский автопром в прошлом году и так выпустил всего около 3 тысячи автомобилей. Хотя в начале 2000-х он собирал до 200 тысяч авто, а благодаря запущенным в то время пяти инвестиционным проектам, страна могла выйти на объем до 500 и более тысяч автомобилей в год. Но это уже в прошлом. Автопром – это очень «длинные деньги» и такой инвестор всегда будет искать стабильного экономического и политического курса. А мы похвастаться этим не можем, и не в одних ввозных пошлинах дело, они апреори не могут быть низкими, Китай начинал с 200% пошлины на ввоз готовых авто. Но выбор уже сделан, по пути Китая и нескольких стран бывшего Союза мы не пошли. В итоге, тысячи подержанных авто из ЕС хлынули в Украину…
А ведь потом начинать поднимать отечественное автомобилестроение с нуля будет почти невозможно, придется завоевывать доверие инвесторов. Хотя всем известно, что автомобилестроение в тех планах, как его закладывали инвесторы ещё 15 лет назад, – это сотни тысяч рабочих мест. Ведь они найдутся не только для сотрудников автозаводов, автопром всегда тянет за собой и ряд других промышленностей, скажем, химическую, резинотехническу, машиностроение и т. д. Это современная кадровая подготовка в вузах страны, создание профильных узкоспециализированных кафедр, развитие отечественной науки. Выходит, страна теряет целый промышленный сигмент. Но «маємо те, що маємо».
Считаю, это нужно запретить!
Ситуацию с растаможенными и не растаможенными авто мы попросили прокомментировать начальника сервисного центра 2342 (госструктура МВД) Руслана Корницкого.
– Все эти машины при пересечении границы регистрируются на таможне, – говорит он. – Но что касается временно ввозимых авто, то тут такая ситуация. На машине может заехать не резидент, продать ее нашему резиденту и тот на ней ездит. Для страны это, конечно же, плохо. Любой разбой или разыскное ДТП – пойди, найди владельца! Машина зашла в страну, а кто на ней заезжал? Ведь сейчас, посмотрите, как не расстрел какой-то, так машина то прибалтийская, то польская, то еще какая. Ее просто бросили и все. А таможня проверила – заежал румын или поляк, который давно уже выехал из Украины. Считаю, что это нужно запретить. Или хотя бы разрешили ставить на временный учет, чтобы знать, кто на них ездит, – заметил Руслан Корницкий.
– А вообще, зачем нам весь этот европейских хлам в Украине? К тому же, когда завозят нерастаможенные автомобили, государство теряет коллосальные деньги, они ведь не платят никакие пошлины. Просто мышину временно ввезли, а здесь она, как обычно, потерялась, – подчеркнул он.
Также Руслан рассказал, что в Запорожье добавилось много машин, которые заходят к нам по льоготной растаможке. Люди снимают там машину с учета, платят таможенную пошлину, получают удостоверение от таможни, делают сертификат и регистрируют к ней уже наши номера. Человек становится собственником авто. Причем его можно зарегистрировать в любой точке Украины, так как уже не существует привязки к месту жительства. К примеру, заехал, растаможил, можеш тут же во Львове поставить ее на учет, тебе выдадут запорожские номера и ты поехал дальше домой.
Однако есть одно «но» по льготной растаможке. Такой автомобиль вы в течение года продать не сможете.
Из Америки авто еще дешевле
В Запорожье этим, вот уже почти год, занимается комания GEM. Как рассказал ее коммерческий директор Сергей Богуславский, существуют очень крупные американские аукционы (на сайтах iaai.com, copart.com), где страховые компании продают списанные автомобили после ДТП. Они, конечно, повреждены: там крыло, там бампер, – но запорожская компания выбирает, чтобы были не сильно битые. В США они попросту, можно сказать, выбрасываются. Их за копейки продают на аукционах, к которым у запорожской компании есть доступы. Они их покупают прямо отсюда. Затем автомобили параходами в контейнерах доставляют в Украину, где они растамаживаются и восстанавливаются. Такой автомобиль выходит в половину дешевле, чем среднерыночная цена здесь (причем, уже с нашими номерами).
– А везут, все больше Форды? – спрашиваю у Сергея.
– В США большое разнообразие авто, можно взять любой.
– Может они и дешевле, чем из ЕС?
– После того, как в сентябре прошлого года ввели льготный акциз, этим делом действительно стало очень выгодно заниматься. Если взять европейцев, то там, в основном, перекупщики, которые стараются подобрать машину подешевле, чтобы здесь на ней заработать побольше. Главный минус авто из Европы в том, что они дороже американских (даже с пересылкой) и, в основном, после 300 тысяч км пробега. Ведь, чем больше пробег, тем она у них дешевле и можно больше заработать. А вот средний пробег машин, которые нам везут из США, примерно, 20-40 тысяч километров. Причем, в Америке, с этим очень строго – если показания спидометра скручивают – это уголовное преступление. Плюс автомобили там всегда обслуживаются вовремя. К тому же, комплектация у них лучше, чем у европейцев.
– Ну, а сколько, к примеру, покупателю обойдется Фольцваген?
– Фольцваген-Пассат может обойтись запорожцам до 10 тысяч долларов. Авто доставляют в Одессу, а дальше уже по желанию клиента. То ли он расстамаживается на региональной таможне, где человек живет, либо прямо в Одессе. Опять же, либо покупатель сам занимается этим, либо мы ему помогаем, – подытожил Сергей Богуславский.
Заметим, что компания GEM начинала свой бизнес с идеи ввозить в Украину лишь электромобили из США.
– Для езды по городу – это идеальный вариант, – говорят они. – За 50 гривен одна зарядка, которой хватает на 150 км. А на бензине с двигателем 2,5 л те же 150 км обойдутся где-то в 500 гривен.
Но это уже отдельная тема для разговора. А пока вы можете заказать дешевле, чем из ЕС более укомплектованый и со значительно меньшим пробегом автомобиль из США. Адрес компании GEM: пр.Соборный, 94, комната 8, телефон 067-999-8299 – Сергей Богуславский.
На фото: Авто из ЕС…
… и из-за океана