Иногда пациентов направляют на ненужные дорогостоящие анализы, частные медицинские лаборатории диагностируют людям несуществующие заболевания. Что делать запорожцам, чтобы не стать жертвой аферистов в белых халатах? Все просто – доверять, но проверять. А еще лучше – повышать свою правовую и потребительскую грамотность в целом.
– Я обратилась в частный медицинский центр в связи с гинекологическими проблемами, – рассказывает Татьяна М. – Меня направили на множество дорогих анализов. Наконец, диагностировали полип и “установили” его причину – аборт. Я сказала врачам, что не делала абортов, а когда услышала в ответ: “Что ты мне врешь?!”, просто встала и ушла. Обратилась к рекомендованному конкретному врачу в 3-м роддоме, оказалось, что нет никакого полипа, что подтвердило УЗИ.
В похожих неприятных ситуациях побывали многие наши читатели – особенно проверявшиеся на ЗППП, беременные женщины, пациенты, имеющие подозрения на онкологию… Объединяет пострадавших желание забыть “мелкие неприятности”. Отстаивать свои права, писать жалобы на медиков решаются лишь люди, пережившие настоящий кошмар. Например, родители, детям которых ошибочно ставили страшные диагнозы – лейкоз и токсоплазмоз. Причем в последнем случае ложный диагноз был поставлен дважды.
– Мы сомневались в правильности диагноза, потребовали повторный анализ, – говорит Игорь Е. – Но, даже получив подтверждение, не успокоились и пересдали анализ в другой лаборатории. А деньги аферисты-лаборанты за неправильно проведенные анализы нам так и не вернули.
Особенно зверствуют лаборатории, специализирующиеся на венерических инфекционных заболеваниях. Диагностировав мнимую “инфекцию”, медики требуют привести на анализ половых партнеров пациента.
– У меня из-за врачебного обмана чуть не распалась семья, – вспоминает Оксана Н. – Хорошо, что мой жених имел медицинские связи и проверился у компетентных специалистов. Мы поняли, что у лабораторий это такой бизнес. Теперь мы дублируем любые анализы и пользуемся только услугами проверенных центров.
В Запорожье сегодня “рынок” лабораторных услуг поделен между частными медицинскими центрами. Специалисты приблизительно делят этот пирог следующим образом. Безусловным лидером является “Диасервис”, чьи разветвленные районные филиалы проводят более половины платных анализов и лабораторных исследований в городе. Затем называют центры “Брайт-Био”, “Биолайн”, “Шеки”, “СИНЕВО” и другие.
Если центр небольшой, не имеющий сети представительств, – это совсем не означает, что он является аутсайдером рынка. Некоторые из перечисленных лабораторий специализируются только на определенных видах исследований (например, ПЦР – полимеразная цепная реакция) и являются в своих нишах едва ли не монополистами. Другие работают только с ВИП-клиентами, для чего достаточно единственного офиса на весь город, и не стремятся обслуживать “население”.
Но у каждого уважающего себя центра имеется широкий штат рекламных агентов. Это, в первую очередь, врачи бюджетных медицинских учреждений. Городские медики открыто комментировать сложившуюся в этой сфере ситуацию отказываются. Только на условиях анонимности рассказывают, что в стоимость услуг частных лабораторий входят откаты коммунальным медикам, выписывающим направления на анализы. Размер откатов колеблется сильно – от 10 до 40 % от стоимости анализа. Факторов в данном случае много – количество пациентов, назначенных анализов, их стоимость и себестоимость, и т.п. Однако главная проблема заключается не в этом.
– Большинство анализов городские лаборатории провести просто не в состоянии – нет необходимого оборудования, – рассказывает бывший сотрудник одного из частных медицинских центров Дмитрий Р. – Поэтому материал для анализа просто отправляется в лаборатории Днепропетровска и даже Киева. При этом условия транспортировки – использование термоконтейнеров и хладагентов – как правило, игнорируются.
Особенно плачевно обстоят дела в глубинке области – биологический материал передается в Запорожье транспортными оказиями, перевозится едва ли не в бардачках маршруток. В результате качество исследуемого материала не позволяет провести полноценный анализ даже профессионалам. То же можно сказать о ноу-хау медицинских услуг Запорожья – анализах на дому. Согласно медицинским, санитарным, строительным и другим нормам пункты забора крови должны соответствовать ряду строгих требований – например, состоять как минимум из двух кабинетов, быть оснащенными холодильным оборудованием, вакуумными системами и т.д.
На практике забор материала проводится на выкатываемом столике, анализы транспортируются едва ли не в хозяйственных сумках. Чтобы не делать никому антирекламу, мы не станем сравнивать друг с другом недостатки частных медицинских лабораторий Запорожья. Увидеть их пациенты смогут самостоятельно, следуя правилам потребительской безопасности.
В частных центрах требуйте приходные документы на каждую уплаченную сумму – без этого вам будет трудно впоследствии доказать врачебную халатность. Многие центры, не только запорожские, ведут два журнала учета: один – для контролирующих органов, второй – реальный. Официальная учетная книжка позволит вам “поднять” историю болезни даже трехлетней давности.
Впрочем, решить проблему самостоятельно потребители в полной мере не могут – для этого необходима добрая воля власти и проверяющих органов. Например, чтобы поставить под контроль использование реагентов, стоимость которых составляет более половины себестоимости лабораторных услуг, недобросовестные хозяева центров закупают либо украинские “аналоги”, отвечающие далеко не всем требованиям и нормам, либо приобретают товар с истекающим сроком годности и соответствующим “дисконтом”.
– Жалуются на медицинские конторы регулярно, мне приходилось защищать права пострадавших в судах, – говорит адвокат Михаил Ильясов. – Но, кроме гражданского судопроизводства, бояться нарушителям, увы, нечего. Лицензии у нас выдаются, по сути, навечно, процедуры контроля над результатами анализов, фиксации нарушений и отзыва лицензии у нас не предусмотрены. В моей практике не было случая, чтобы лаборатория была наказана в судебном порядке или государственными органами как юридическое лицо – только ее сотрудники за личную халатность.
Но европейский опыт показывает: развивающийся в условиях новых технологий рынок порождает конкуренцию и вытесняет недобросовестных операторов на периферию. Рано или поздно.