– Вообще я – из семьи, где милиционерами были многие родственники, и я пошел по их стопам, – рассказывает Юрий Захарович. – Был учеником слесаря на 77-м заводе до армии. Потом служил в городе Николаеве в учебном танковом полку. Стал кандидатом в члены партии, закончил войсковое училище. Занимался и спортом, и самодеятельностью в армии.
После службы работал в Орджоникидзевском райкоме комсомола, заочно закончил юрфак Одесского университета с отличием. Стал инструктором парткома комбината “Запорожсталь”. А оттуда в 1970 году был рекомендован на службу в органы внутренних дел. Сбылась мечта работать непосредственно в милиции. Начал старшим инструктором политотдела. Закончил с отличием Академию МВД СССР, первый набор.
Работал начальником службы охраны общественного порядка Запорожья, затем зам. начальника УВД города Запорожья.
Был командиром сводного украинского отряда по обеспечению общественного порядка во время проведения 20 Олимпийских игр в Москве (тогда задержали трех иностранных разведчиков во Дворце спорта “Олимпийский”). На всех объектах охрана была мощная – четыре работника милиции на каждые пять квадратных метров. За эту работу меня наградили орденом “Знак почета”.
Продолжал работать заместителем начальника УВД. В 1980 году после телеграммы ЦК КПСС были подобраны кандидаты на работу советником в Министерство внутренних дел Демократической республики Афганистан. Я к тому времени уже был женат, двое детей. Провожал меня едва ли не весь город. В Москве с нами, десятью первыми советниками по линии МВД, проводил беседу секретарь ЦК КПСС Михаил Суслов. Из Москвы через Ташкент нас забросили в Кабул.
Там была работа в Представительстве МВД в СССР в Афганистане. Пару недель осваивались, знакомились с провинцией, с работой, с задачами. Затем был старшим советником (или старшим оперативным сотрудником МВД) в провинции Вардак.
На тот момент из тридцати провинций около десяти были контролируемые. Работали совместно с афганскими коллегами – группами: пять наших специалистов из разных сфер, пять афганских (кстати, почти все афганские офицеры знали немецкий – там учились, на этом языке, в основном, и общались). Это было оргядро, которое забрасывалось в неконтролируемую провинцию. Заброс на вертолетах, укрепление, работали с местным населением.
Расширяли, укрепляли демократическую власть, боролись с бандформированиями, решали вопросы призыва местного населения на работу и службу.
А в Афганистане – 14 век, ни паспортов, ни переписи. Действовали методом “отлова” – вошли в кишлак, окружили, все мужское население принудительно отправлялось на службу. Присягали афганцы на Коране. Мы фактически создавали армию и силовые структуры страны. Так же создавали и школы, и аграрную реформу проводили, и другие вопросы решали. Я и раньше знал немецкий, немного английский, там изучил язык “дари”, на котором общается среднее сословие страны.
Через год провинция Варнак попросила у руководства Афганистана независимость, и Бабрак Кармаль согласился. Провинция заявила о своем нейтралитете, был подписан соответствующий документ.
Я снова оказался в Кабуле, где стал в центральном аппарате Представительства советником начальника управления кадров и начальника оперативного управления МВД ДРА.
Три года провел в Афганистане, третий год – по просьбе министра внутренних дел ДРА Саида Мухаммада Гулябзоя.
Курировал подбор, обучение и расстановку кадров МВД ДРА. А кадровая политика – очень серьезный вопрос, с учетом, что в народно-демократической партии Афганистана было два противоборствующие фракционные крыла – “парчамистов” (высшее сословие) и “халькистов” (среднее и низшее). Фракционная борьба, борьба за власть там проходила с убийствами, тотальными чистками…
17 учебных заведений Союза готовили кадры для МВД ДРА. Но афганцы ехали к нам не учиться, а отдыхать. Вернувшись в свою страну, убегали и родину защищать не собирались, пополняли банды. С 1983 года на территории Афганистана стали создавать сеть учебных заведений. И этим тоже пришлось заниматься.
Раз в год приезжал в Запорожье к семье. Жена Татьяна навещала в Кабуле, на пару недель приезжала, затем вместе мы ехали в Союз. Она у меня “безльготная афганка”. Запомнился климат – очень суровый, жара до 65 градусов, с 12 до 16 никто не работает.
Завершилась моя работа в Афганистане на должности начальника отдела контрразведки Представительства МВД СССР в Афганистане. Есть у меня награды Афганистана: орден “Дружбы народов”, медаль “За мужество и доблесть”, “Воину интернационалисту от благодарного афганского народа”, награды Советского Союза – всего 24 государственные награды, в том числе три ордена.
Затем был начальником УВД города Запорожья в 1984–1985 годы. За 15 лет прошел путь от инспектора до начальника УВД, был тогда самым молодым начальником УВД в Украине.
Затем работал заместителем генерального директора “Днепроспецстали” – вернулся в рабочую среду. С 1998 года и до сегодня – в страховом бизнесе. Сейчас – директор компании “ТАС-финанс консалтинг”, национальной брокерской компании, председатель совета директоров компании. И не думаю о пенсии. Горжусь двумя сыновьями и внуком, которому уже десять лет.