“Сколь­ко сто­ле­тий ва­ше­му хра­му?” – так, по сло­вам игу­ме­ньи Кле­о­пат­ры, час­то спра­ши­ва­ют при­хо­жа­не Свя­то-Ни­ко­ла­ев­ской цер­к­ви на Южном рын­ке. На са­мом де­ле, она прос­то стро­и­лась из бэ­уш­но­го кир­пи­ча, по­это­му и вы­гля­дит стар­ше сво­е­го воз­рас­та.

 Исто­рия хра­ма на “Южном” бе­рет на­ча­ло из да­лё­ко­го 1888 го­да, прав­да, рас­по­ла­гал­ся он да­ле­ко от то­го мес­та, на ко­то­ром на­хо­дит­ся се­го­дня. 13 лет на­зад при хра­ме об­ра­зо­ва­лось по­дво­рье Свя­то-Ели­са­ве­тин­ско­го мо­нас­ты­ря, тог­да же про­изо­шёл и пер­вый по­стриг в мо­на­шес­т­во и в ино­чес­т­во. В 2012 при хра­ме от­крыт Свя­то-Ни­ко­ла­ев­ский жен­ский мо­нас­тырь. В ны­неш­нем го­ду в мо­нас­ты­ре по­яви­лась своя игу­ме­нья – мо­на­хи­ня Кле­о­пат­ра. Не­смот­ря на все эти со­бы­тия, мно­гие за­по­рож­цы до сих пор не зна­ют, что в го­ро­де есть мо­на­шес­кая оби­тель.
Ког­да за­хо­дишь на тер­ри­то­рию, чув­ст­ву­ешь, буд­то ока­зал­ся да­ле­ко за чер­той За­по­ро­жья. На­хо­дясь в од­ной из весь­ма ожив­лён­ных час­тей го­ро­да, этот мо­нас­тырь, как ни стран­но – очень ти­хое и уеди­нён­ное мес­то.

Пре­дыс­то­рия

В 1888 го­ду про­изо­шло ­кру­ше­ние поезда, в котором ехал  им­пе­ра­то­р Алек­сан­д­р III и его се­мья (в том чис­ле и  бу­ду­щий им­пе­ра­то­р Ни­ко­лай II),  во­зле стан­ции Бор­ки в рай­о­не Харь­ко­ва Южной же­лез­ной до­ро­ги. Чу­дом са­мо­дер­жец и вся его се­мья спас­лись.
Так как чти­мым свя­тым ца­ря был Свя­ти­тель Ни­ко­лай, на уз­ло­вых стан­ци­ях Южной же­лез­ной до­ро­ги Цар­ским ука­зом на­ча­лось стро­и­тель­ст­во хра­мов в честь Свя­ти­те­ля Ни­ко­лая. На стан­ции Алек­сан­д­ровск (“За­по­ро­жье I”) бы­ла уста­нов­ле­на ико­на свя­то­го и на­чат сбор по­жер­т­во­ва­ний. Воз­во­дить же цер­ковь на­ча­ли в 1891, сра­зу по­сле то­го, как две се­мьи ме­но­ни­тов по­жер­т­во­ва­ли под стро­и­тель­ст­во свои учас­т­ки зем­ли.
Освя­ти­ли храм в мае 1893 го­да, а на вход­ных вра­тах раз­мес­ти­ли над­пись: “В па­мять 17 ок­тяб­ря 1888 го­да” (день спа­се­ния цар­ской се­мьи).

Ко­чу­ю­щая цер­ковь

Цер­ковь тог­да на­хо­ди­лась на мес­те бу­ду­ще­го трам­вай­но­го коль­ца во­зле же­лез­но­до­рож­но­го вок­за­ла “За­по­ро­жье-I”. Но в 1930 го­ду цер­ковь раз­ру­ши­ли – ра­зо­бра­ли по кир­пи­чи­ку, а че­рез па­ру лет и во­все сров­ня­ли с зем­лёй.
Но быв­шие при­хо­жа­не быв­ше­го Свя­то-Ни­коль­с­ко­го хра­ма не остав­ля­ли на­деж­ды вер­нуть свою цер­ковь к жиз­ни. Их уси­ли­я­ми и на­стой­чи­вос­тью в 1991 го­ду уда­лось до­бить­ся то­го, что­бы го­род­ские влас­ти вы­де­ли­ли учас­ток зем­ли под стро­и­тель­ст­во но­во­го хра­ма, те­перь уже в рай­о­не Южно­го рын­ка.
Пер­вую ли­тур­гию в честь праз­д­ни­ка Рож­дес­т­ва Хрис­то­ва от­слу­жи­ли в 1992 го­ду в по­ме­ще­нии быв­ше­го про­до­воль­ст­вен­но­го скла­да. С фев­ра­ля 1992 го­да на­сто­я­те­лем Свя­то-Ни­коль­с­ко­го хра­ма был на­зна­чен иерей Вла­ди­мир Бес­па­лый.
При этом на­сто­я­те­ле тер­ри­то­рия хра­ма зна­чи­тель­но рас­ши­ри­лась. Здесь на­хо­дил­ся ста­рый быв­ший ма­га­зин­чик, где отец Вла­ди­мир с при­хо­жа­на­ми обо­ру­до­ва­ли по­ме­ще­ние с бас­сей­ном для кре­ще­ния взрос­лых и де­тей. А к 1997 го­ду при­стро­и­ли храм в честь Рож­дес­т­ва Иоан­на Крес­ти­те­ля. За­тем сю­да до­стро­и­ли вто­рой этаж для сес­т­рин­ских ке­лий.
Па­рал­лель­но шли ра­бо­ты по при­строй­ке к Ни­коль­с­ко­му хра­му Бо­го­ро­дич­но­го при­де­ла с ко­ло­коль­ней в честь ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри “Взыс­ка­ние по­гиб­ших”. Этот при­дел на­ча­ли стро­ить по­то­му, что в хра­ме по­яви­лась та­кая ико­на, да еще и на­пи­сан­ная в 1904 го­ду на Афо­не иеро­мо­на­хом Иоани­ки­ем, как гла­си­ла над­пись на ней. “Взыс­ка­ние по­гиб­ших” бы­ла из­уро­до­ва­на, но её рес­тав­ри­ро­ва­ли Вла­ди­мир Ось­му­ха (ны­не по­кой­ный) и Свет­ла­на Бес­па­лая (ны­не мо­на­хи­ня Та­ма­ра).

Чу­до там,
где в не­го ве­рят

“Чу­дот­вор­ная ико­на или нет – это Си­нод ре­ша­ет, но на­ши при­хо­жа­не при­но­сят в дар ико­не дра­го­цен­нос­ти как сви­де­тель­ст­во то­го, что по мо­лит­вам свя­то­му у той или иной ико­ны со­вер­ша­лись чу­дес­ные ис­це­ле­ния или спа­се­ния, – вспо­ми­на­ет игу­ме­нья Кле­о­пат­ра. – Был ког­да-то слу­чай, ма­лень­кий маль­чик глот­нул сред­ст­во для про­чис­т­ки труб “Крот”. В храм при­бе­жа­ли ба­буш­ки маль­чи­ка – од­на ста­ла на­про­тив ико­ны “Взыс­ка­ние по­гиб­ших”, а вто­рая на­про­тив дру­гой – ико­ны Бо­го­ро­ди­цы. Ба­буш­ки мо­ли­лись за вну­ка, и, пред­став­ля­е­те, у маль­чи­ка да­же хи­ми­чес­ко­го ожо­га не ока­за­лось, не го­во­ря уже о се­рьё­з­ных по­след­ст­ви­ях. Вла­ды­ка Ва­си­лий го­во­рил: “Стань пе­ред ико­ной и по­мо­лись хо­тя бы пол­ча­са, и по­мощь не за­ста­вит се­бя ждать”. Пол­ча­са по­мо­лить­ся ред­ко уда­ет­ся: то де­ла ка­кие-то, то по­зо­вёт кто, но Ма­терь Бо­жья все рав­но слы­шит и по­мо­га­ет…”.

Мо­нас­тырь
в на­ши дни

Сре­ди при­хо­жан Свя­то-Ни­ко­ла­ев­ско­го хра­ма бы­ли лю­ди, же­ла­ю­щие мо­на­шес­кой жиз­ни, по­это­му в 2000 го­ду по бла­го­сло­ве­нию вы­со­ко­пре­ос­вя­щен­но­го Ва­си­лия, Ар­хи­епис­ко­па За­по­рож­ско­го и Ме­ли­то­поль­с­ко­го при хра­ме об­ра­зо­ва­лось по­дво­рье Свя­то-Ели­са­ве­тин­ско­го жен­ско­го мо­нас­ты­ря (с. Ка­мы­ше­ва­ха).
В 2010 го­ду при­стро­и­ли к хра­му при­дел в честь Про­ро­ка Илии (его ико­ну рес­тав­ри­ро­ва­ли вмес­те с ико­ной “Взыс­ка­ние по­гиб­ших”).
20 де­каб­ря 2012 го­да Свя­щен­ный Си­нод бла­го­сло­вил от­кры­тие Свя­то-Ни­ко­ла­ев­ско­го жен­ско­го мо­нас­ты­ря на ос­но­ве Свя­то-Ни­коль­с­кой цер­к­ви.
В ян­ва­ре 2013 го­да вла­ды­ка Лу­ка со­вер­шил чин на­ре­че­ния мо­нас­ты­ря, а 8 ок­тяб­ря – чин воз­ве­де­ния в игу­ме­нью мо­на­хи­ни Кле­о­пат­ры. Рань­ше в За­по­ро­жье ни­ког­да не бы­ло мо­нас­ты­ря со сво­ей игу­ме­ньей, по­это­му та­кое со­бы­тие мож­но на­звать ис­то­ри­чес­ким для на­ше­го го­ро­да. Кро­ме то­го, мо­на­хи­ня Кле­о­пат­ра – са­мая мо­ло­дая игу­ме­нья в Укра­и­не.
“Это – от­вет­ст­вен­ность, ведь нуж­но быть ду­хов­ной ма­те­рью для сес­тёр, а тут с со­бой не зна­ешь, как спра­вить­ся. Но есть та­кие сло­ва: “Всё мо­гу о укреп­ля­ю­щем ме­ня Иису­се”. Бла­го­сло­ви­ли, зна­чит, нуж­но вы­пол­нять. Но са­ма бы я это­го не хо­те­ла, ведь это очень тя­же­лый крест”, – го­во­рит игу­ме­нья Кле­о­пат­ра.
Ма­туш­ка очень не хо­те­ла за­ни­мать та­кой вы­со­кий и от­вет­ст­вен­ный сан. Не слу­чай­но день воз­ве­де­ния в игу­мен­ст­во со­впал с Днем па­мя­ти Пре­по­доб­но­го Сер­гия Ра­до­неж­ско­го, игу­ме­на зем­ли Рус­ской, ос­но­ва­те­ля Тро­и­це-Сер­ги­е­вой Лав­ры. Вла­ды­ка Лу­ка при­звал в тот день ма­туш­ку под­ра­жать пре­по­доб­но­му и при­нять сан как во­лю Бо­жью, как честь и до­ве­рие, ко­то­рые мо­на­хи­ня Кле­о­пат­ра за­слу­жи­ла.