В начале ХХ-го века поэт, художник, философ Максимилиан Александрович Волошин построил дом на пустынном берегу Черного моря, недалеко от болгарской деревушки Коктебель. Стал приглашать друзей. Был среди них и феодосийский художник Константин Федорович Богаевский. Это был автор великолепных романтических, героических и фантастических пейзажей. Его работы украшают многие художественные музеи и картинные галереи, включая и Третьяковскую.
На небольшой юбилейной выставке (24 января этого года художнику исполнилось бы 140 лет) среди его классических работ висела акварель, на которой многие запорожцы узнали бы знакомое место – Днепр, остров Дубовый, Совутину скалу на острове Хортице, контур строящегося моста. “Да, эта акварель из Днепростроевского цикла Богаевского. – подтвердила мою догадку заведующая экспозиционным отделом музея Татьяна Свидова. – Богаевский несколько раз ездил на строительство гидроэлектростанции”.



Современный вид. Мост Преображенского, построенный на месте довоенного моста Стрелецкого

Но как эти работы попали в Коктебель? За ответом я пошел к главному хранителю Ирине Палаш: “В сентябре 1943 года, после трагической смерти мужа, Жозефина Густавовна Богаевская обратилась к вдове поэта Марии Степановне Волошиной с просьбой о сохранении части художественного наследия Константина Федоровича “до более покойных времен”. В Коктебеле находятся около 35 работ Богаевского, посвященных Днепрострою. Это – акварели и карандашные эскизы, имеющие авторские пометки и надписи”.
“К сожалению, небольшая экспозиционная площадь позволяет выставлять для обозрения лишь небольшую часть хранящихся у нас экспонатов, – говорит директор Дома-музея М. А. Волошина Наталья Мирошниченко. – Даже живопись Максимилиана Александровича представлена несколькими десятками работ из полутора тысяч, хранящихся в фондах. Но мы стараемся знакомить посетителей с малоизвестными реликвиями, организуя временные выставки, для которых у нас отведен специальный зал. Я рада, что выставка работ Константина Богаевского так неожиданно помогла исследованию истории Запорожского края. Ведь предки Максимилиана Александровича, по семейному преданию, были запорожскими казаками”.

Богаевский К. Ф. Строительство виадука. Дом-музей М. Волошина

Богаевский трижды приезжал в Запорожье в 1930–1932 годах. Написал серию больших картин маслом. Они получили восторженные отзывы критиков. “Ваши Днепрострои превосходны. До чего они живописно претворены, а вместе с тем не оторваны от технической реальности”, – написал Сергей Шервинский.
В живописи Константин Федорович всегда следовал совету своего учителя Архипа Ивановича Куинджи: “Внимательно работать на этюдах, разрабатывать, по возможности, все детали. Мы должны были правильно передавать форму предмета, цвет его и отношения – все так, как в природе. Но когда наступал момент композиционной работы, когда мы начинали писать картину, он советовал подальше отодвигать этюды, чтобы не мешали свободе творчества”. Поэтому каждой картине предшествовали десятки карандашных рисунков и акварелей, которые в большинстве случаев уничтожались. Рисунки, хранящиеся в Коктебеле, являются его первыми набросками к большим картинам. В них он стремился к точности в фиксации всех деталей строительства – их места, формы и цвета. На рисунках карандашом есть многочисленные авторские поясняющие подписи. Картины Богаевского живописны, а этюды документальны.
“Здесь нельзя было так свободно обращаться с представшей перед глазами натурой, как я привык распоряжаться в композиции обычных пейзажей с деревьями, скалами и облаками – переставлять домны, трубы, каупера и прочее”, – вспоминал художник. Именно такая скрупулезность художника сделала его работы ценными историческими документами для запорожских краеведов. Их интересно рассматривать, сравнивая с современными фотографиями.
На рисунках Богаевского можно видеть не только индустриальные объекты. Он писал берега Днепра, пороги, уже исчезнувшие песчаные отмели. Фиксировал, даже на переднем плане, старые и полуразрушенные строения, которые, конечно, исчезнут после завершения грандиозного строительства. Часто художник оживлял пейзаж скользящей по воде лодочкой.
Работы, хранящиеся в Коктебеле, не датированы. Но время написания многих из них можно определить по видимым на них строительным объектам. Так, акварели, на дальнем плане которых виден контур моста Стрелецкого через Новый Днепр, написаны в августе 1930 года. На них видны две арки моста, а на некоторых – и металлическая вышка в русле реки для подъема полуарок. Ежемесячник “Хроника Днепростроя” сообщал, что замыкание арки второго пролета было завершено именно в августе 1930 г.
К сожалению, “Днепрогэсы” Богаевского мало известны в Запорожье. Работы, переданные им в музей Днепровского строительства, были утрачены в годы войны. В настоящее время в Запорожском художественном музее есть только миниатюрная акварель (15 на 19 см) и огромное полотно диорамы “Днепрострой” (2 на 6 метров). Последняя хранится намотанной на вал, и ее уже несколько десятилетий никто не видел.
В то же время известно, что картины “днепростроевского” цикла К. Богаевского выставлены во многих музеях и картинных галереях, а в запасниках хранятся многочисленные эскизы.
Хочется надеяться, что когда-нибудь сбудутся слова профессора Саркисова-Серазини, обращенные к художнику: “Ваши зарисовки – это документы эпохи. Через сто лет в каком-нибудь украинском музее будут стоять наши потомки и внимательно вглядываться в исчезнувшие очертания Днепра… Ведь гоголевская романтическая Сечь запорожская не исчезнет. Внимание к буйной казацкой вольнице не умрет. Судьба даст Вам возможность не исчезнуть из памяти народной много сотен лет…”. И жители Запорожья смогут увидеть выставку и альбом работ выдающегося живописца, запечатлевшего страницы истории нашего края.