На прошлой неделе ушёл из жизни почётный гражданин города Запорожье Борис Терентьевич Кузьменко – начальник управления строительства второй очереди «Днепрогэс» и начальник управления «Днепрострой». Под его началом всемирно известная гидроэлектростанция слала мощнее, были воплощены в жизнь смелые идеи. В городе появились сооружения социального, культурного, промышленного значения. Все это стало возможным благодаря опыту великого проектировщика. Мы всегда будем помнить о его неоценимом вкладе в жизнь нашего родного города и хотим немного рассказать о жизни Бориса Терентьевича. О своей непростой но невероятно интересной жизни почётный гражданин рассказал в январе 2017 года.
Детство
Родился Борис Терентьевич Кузьменко в небольшом городке Песчаный Брод Кировоградской области в 1930 году: «К моменту моего рождения, в семье было трое детей: старшему брату было 10 лет, сестренке 7, младшему брату три. Недолго семья была вместе: когда мне было пять лет -умер отец, я его даже не помню. Беда не покидала наш дом: в 1943 году не стало мамы, а старшего брата забрали служить. Мы с ним постоянно переписывались. Как-то брат написал, что их переводят, новый адрес он сообщит в следующем письме. Но мы его так и не получили».
До конца войны Борис ходил на почту в надежде получить весточку. Писал письма в районный военкомат, область, министерство обороны, чтобы получить хоть какую-то информацию. Увы… так и жил в неведении.
Остались ребята втроем: занимались хозяйством, в свободное время купались в речке недалеко от хаты. Скучать не приходилось: летом вместе с братом и сестрой, которые работали в колхозе, Боря трудился на уборочной кампании. Обязанности были разные: косить урожай, связывать снопы, грузить, управлять повозкой с лошадьми. Он успешно учился в школе: до войны окончил четыре класса. После освобождения села – еще 3 года посещал занятия. Был круглым отличником: за время учебы в школе, техникуме университете получил всего две четверки! Одна из них в школе по математике, ведь «Только Бог знает математику на 5» – смеется Борис Терентьевич. А вторая – уже в институте из-за разногласий с преподавателем.
В машинисты я пойду- пусть меня научат!
Как-то взял брат Бориса на железную дорогу, за семь километром от городка. Там он впервые увидел паровозы, машинистов одетых в форму и принял решение – пойду учиться на железнодорожника. Так и получилось – поступил в Одесский техникум железнодорожного транспорта. По окончанию учебы отправили на практику: сначала в депо чинить паровозы, а затем ездить с составом. В команде было 3 человека: машинист, помощник и кочегар. Маршрут был 150 км в сторону Александрии и обратно. Борис был кочегаром, должен был подкладывать уголь в топку. Чтобы доехать в одну сторону, необходимо было забросить 18 тон угля! Кроме того, на остановках он отвечал за чистоту трубы: «Я приезжал обессиленный, валился на кровать без матраса и засыпал. Открываю глаза – снова в дорогу. От природы я был щуплый – 52 килограмма. Было очень тяжело, я подумал – а что же дальше?»
Решение пришло само собой – накануне последнего экзамена, Борис получил 2 письма: повестку в военкомат и направление на трудоустройство на Амур: там была миниатюрная железная дорога в лесополосе. И экзамен, и военкомат, и отъезд: все в один день на 9 утра! Преподаватель вошел в положение, принял экзамен заочно и посоветовал идти в военкома: коль призвали – нужно служить.
Там Борис познакомился полковником Васильевым, который позвал его кандидатом в слушатели Ленинградской военно-транспортной академии. Так и поехал в Ленинград. В академии были свои порядки: три недели устав зубрили, потом в лагере проходили полевые учения, а после экзамена уже принимали в слушатели. Обстановка пришлась не по нраву: напыщенные офицеры, чуть что не так наказывали. Ну а после того как Борис решил покупаться в Неве с баржи недалеко от корпуса – об учебе в стенах академии можно было забыть. Но он не жалел, только хотел вернуться домой. Но полковник Васильев предложил пойти в училище при академии. Ему выдали документы и направление. Но по дороге, Борис зашел в горный институт: там была заманчивая специальность геолога-разведчика. Казалось – вот она интересная и занимательная работа, путешествия и приключений. Даже документы приняли… но… Общежитие оказалось на ремонте, а остановиться было негде.
И снова, здравствуй, Одесса!
Так дорога привела назад в Одессу. Тут приютил Бориса товарищ. Поиски учебного заведения продолжились – на очереди был медицинский. Но в программу 7 классов советской школы не входила биология, поэтому ему отказали.
Опять решение пришло само собой: в трамвае два товарища увидели «Сталинский план преобразования природы». По проекту Одесский архитектурный институт преобразовали в Одесский гидротехнический институт: учили строить шлюзы, плотины, электростанции: « Я экзамен сдал без проблем, а товарищи перепутал два показателя (наверно перенервничал), а он хорошо учился. Ему поставили три – он сгоряча так хлопнул дверью, что выбил стекла. Ему приписывали хулиганство, его отец писал письмо самому Сталину. Так моего товарища в результате приняли».
Взяв вещи, ребята пошли в общежитие. Там внизу сидели абиткриентки, и среди них Борис заприметил девушку: она сидела в стороне на чемодане. Тогда он еще не знал, что Валя станет его супругой: верной, преданной. Она проедет с мужем тысячи километров, станет надежным советчиком в работе и подарит троих детей.
На третьем курсе института, не смотря на повышенную стипендию, денег не хватало, Борис даже разгружал вагоны. Но вскоре кафедра позвала работать лаборантом. Помимо прямых обязанностей он помогал аспирантам: как-то провел 1500 опытов, чтобы вывести формулу. В способностях молодого человека сомнений не было, поэтому, когда после учебы всех специалистов разобрали, Бориса решили оставить в институте. Только он себя в этой роли аспиранта-преподавателя не видел, поэтому отказался. Делать было не чего, поехал за женой на строительство Бухтарминской электростанции на реке Иртыш в надежде получить там работу.
От мастера до начальника
Первые две недели пока жена работала, Борис ходил на рыбалку: «Жена выбила для меня должность мастера на основных сооружениях. Там меня научили не только работать, но и курить». Молодой человек быстро шел по карьерной лестнице: стал прорабом затем начальником участка. В этой должности он проявил себя как грамотный проектировщик: предложил бетонировать ярус из блоков. Их устанавили по ярусам, и на месте строительных швов сделать металлический каркас с сеткой. Новый проект понравился министрам, а для проектного института Борис стал врагом №1. Вскоре из-за разногласий с руководством, которое было менее компетентно в вопросах экономики, строительства и не прислушивалось к советам, новатор уволился с этой ГЕС.
Направило министерство молодого специалиста на строительство Чиркейской ГЕС. Там на реке-ущелье, из-за неквалифицированных проектировщиков была масса проблем. Вместе с женой они нашли недочеты в сметах, средств на строительство не хватало. Кроме того были и разногласия у министерства энергетики с министерством рыбного хозяйства по поводу работы этого объекта: необходимо было строить вододелитель, чтобы защитить ихтиофауну. Но командировку отсюда отозвали. Бориса Терентьевича несколько недель держали в Москве, после чего перенаправили на другой объект: в Карелию на реку Кемь. Сразу с поезда отвели на партсобрание, где назначили начальником управления «Ордагесстрой». Жена тем временем не могла его найти, угрожала подать в суд. Но вскоре семья вновь воссоединилась. Борис Терентьевич начал работу: на ГЕС из-за низкой температуры замерз водоотводящий канал, из-за чего комиссия не разрешала запустить станцию. Но начальник привык справляться со сложными задачами. Он спросил совета у руководителя аэропорта, ведь у них в идеальном состоянии должна находиться взлётная полоса. И удача – начальник одолжил двигатели со старых самолетов, которыми он пользовался для оттаивания полосы, взамен попросив патруль, чтобы дисциплинировать свою команду. Так взаимовыручка и фантазия помогли решить проблему: «Работать на этой ГЕС было нелегко, нужно было строить и другие объекты, например рыбозавод, лесопильный завод». Еще Борису Терентьевичу хотели отдать под руководство ГЕС за полярным кругом. Но этого не случилось, ведь представилась возможность поработать на всемирно известном объекте – Днепрогэсе.
«Днепрогес-2»: как это было
В семидесятые годы, гордость Запорожья «Денепрогэс» нуждался в реконструкции, ведь после его восстановления в тридцатые на каскаде Днепра появились еще гидростанции. Из-за этого режим Днепра изменился: если раньше для спуска воды в паводок нужны были все 46 пролетов, то теперь хватало 30. Вот и появилась возможность использовать это место в створе для строительства Днепрогэса-2. Строительство ГЕС затянулось, поэтому требовался хороший руководитель. Первый секретарь обкома партии Михаил Всеволожский позвал Бориса Кузьменко: «Строить «Днепрогэс» – это большая часть, ведь это всемирно известная станция. Поэтому я, не раздумывая, согласился». Работа заключалась в том, чтобы у основания плотины было взорвать 150 кубометров бетона с наименьшим ущербом, ведь при сильной взрывной волне можно нарушить конструкцию. Помог опыт изучения иностранной литературы и работники Запорожского карьера. Нужно было уложиться в узкие сроки, и к 100 летию с рождения Владимира Ильича Ленина уложить 1 кубометр бетона.
Борис Терентьевич руководил строительством однокамерного шлюза: сооружение позволило пропускать через створ Днепрогэса крупнотоннажные суда. В состав нового комплекса гидроузла вошёл автодорожный переход общей длиной более 2090 метров. В составе этого перехода – эстакада через шлюз, проезжая часть плотины и мост через аванкамеру.
Воплощена в жизнь принципиально новая, сложная конструкция – криволинейная эстакада, которая не пересекает шлюз, а обходит его.
Кроме масштабных работ на «Днепргес-2», «Днепрострой» под руководством Бориса Кузьменко построил электроаппаратный и энергомеханический заводы, завод сверхмощных трансформаторов, карьерное хозяйство. Не остались в стороне социально значимые объекты: водоочистные сооружения, водозабор, больницу, школу, троллейбусную линию и другие. Для облегчения строительства водоотводов и уменьшения транспортной нагрузки на плотину в северной части острова Хортица поострили мост. Много внимания уделяли жилым домам: все долгострои были построены в кратчайшие сроки.
Кроме того строительные объекты «Днепростроя» находились в Крыму, Московской, Смоленской, Николаевской, Черновицкой и Черкасской областях.
На заслуженном отдыхе
На пенсии Борис Терентьевич состоял в совете ветеранов «Днепрострой», стал председателем совета ветеранов Ленинской районной администрации. Он боролся за права, обращаясь к коммунальным предприятиям, властям которые халатно выполняли свои обязательства: то у инвалида войны нет света, у бабки протекает труба, то женщина оформила доверенность на пенсию и не может восстановить права. А помочь людям не кому: они не нужны, никто внимание не обращает. За 7 лет работы, говорил Борис Терентьевич, стресса было больше чем за все стройки. Ушел в 2007 году, ведь на из-за нервовпоявились проблемы со здоровьем.
На пенсии ездил отвести душу на дачу, ухаживал за землей, как в далеком детстве. Появилось, наконец, недостающее ранее время, которое можно всецело уделить семье – а она у почетного гражданина Запорожья большая. У Бориса Терентьевича две родные дочери и приемный сын. Он очень переживал, что за работой не успел усыновить его. Времена были другие, и на этот факт глупые люди не только обращали внимание, но и говорили ребенку. Борис Терентьевич сожалел, что упустил этот момент. Сын женился у него дочки-близняшки и сынок. Дочки Бориса Терентьевича радовали отца своими оценками – учились в школе на отлично. У старшей – сын, закончил техникум, женился и подарил правнука Назара. У младшей дочери родилась девочка, сейчас учится в магистратуре в одном из Гамбургских университетов – гордость знаменитого дедушки. Всю жизнь жена Валентина сопровождала мужа по союзу, помогала в работе, хранила семейный очаг.
Справка: Награждён орденами Ленина, Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени, Знак Почёта. Завоевал золотую и серебряную медали ВДНХ СССР.
Буцанова Дарина