9 мая завершился ремонт основной взлётно-посадочной полосы Международного аэропорта «Запорожье». Первые воздушные суда были отправлены из Запорожья уже утром 10 мая. Это были самолёты в Киев, Анталию, Минск.

Безопасность пассажиров превыше всего

Напомним, железобетонная взлётно-посадочная полоса Международного аэропорта «Запорожье» серьёзно не ремонтировалась с 1982 года. В результате она отработала 35 лет, вместо предусмотренных нормами 20 лет и крайне нуждалась в ремонте. Тем более что в 2016 году количество обслуживаемых рейсов увеличилось в разы. К тому же значительный ущерб техническому состоянию взлётно-посадочной полосы был нанесён прошедшей зимой, которая отличилась постоянными перепадами температур.

В результате состояние взлётно-посадочной полосы стало представлять угрозу безопасности полётов. Самое верное решение – закрыть полосу на ремонт. Наиболее приемлемым вариантом была бы реконструкция полосы, но для этого Запорожью необходимо от 350 до 600 миллионов гривен. Планы реконструкции полосы включают её расширение, удлинение с двух половиной до трёх километров. Однако на сегодня таких средств у города нет.

Запорожцы могли бы рассчитывать на начало реализации Государственной целевой программы развития аэропортов Украины на период до 2023 года, которая была принята в феврале 2016 года. Благодаря обращению городского головы Владимира Буряка, наш аэропорт был включён в программу. Среди прочего она предполагает  выделение государственных средств (в том числе, привлекаемых под государственные гарантии) для реконструкции взлётно-посадочной полосы. Программа должна была начать работать в Запорожье с 2017 года, но этого пока не произошло. Проект фактически заморожен на уровне государства. Когда начнётся его практическая реализация пока неизвестно.

Ждать денег из Киева и рисковать безопасностью полётов в Запорожье не стали. Городской голова Запорожья Владимир Буряк принял решение закрыть с 26 марта взлётно-посадочную полосу на ремонт.

Строгое соблюдение технологии – главный залог качества выполнения работ

Ремонтные работы стартовали, как только позволили погодные условия. Их выполняла специализированная организация, имеющая необходимый опыт, специалистов и технику. В начале повреждённые плиты вырезали с помощью специального оборудования. Потом на этом месте устанавливался каркас из арматуры, который заливали бетоном. Также восстанавливались повреждённые стыки между плитами.

Ремонт планировалось завершить за месяц, но неожиданное апрельское похолодание со снегопадом и дождями – помешало подрядчикам. Качественный ремонт такого серьёзного объекта требует 100% соблюдения технологии. Заливку бетона нельзя было проводить в дождь и тем более во время снегопада. Температура атмосферного воздуха должна быть выше плюс пяти градусов. При этом, чем ниже температура, тем больше времени необходимо на застывание бетона. В результате из-за апрельской погодной аномалии ремонтные работы затянулись и были завершены 9 мая.

Отремонтировано более четырнадцати тысяч квадратных метров аварийного покрытия взлётно-посадочной полосы, уложено новое покрытие. Стоимость работ составила более 30 миллионов гривен. Из них около 20 миллионов гривен выделены из городского бюджета, 10 миллионов гривен – собственные средства аэропорта.

В среду, 10 мая, в ходе выездного совещания городской голова Владимир Буряк проконтролировал состояние отремонтированной полосы. О результатах работ отчитался директор КП «Международный аэропорт Запорожье» Виктор Бискупский. По его словам, представители ряда турецких авиакомпаний уже оценили качество ремонта и остались довольны проведёнными работами.

– Выполненный ремонт позволит нам продлить срок безопасной эксплуатации взлётно-посадочной полосы минимум на два года. Надеюсь, что за это время начнётся практическая реализация Государственной программы развития аэропортов Украины. Тогда мы сможем приступить к реконструкции взлётно-посадочной полосы нашего аэропорта, за счёт софинансирования проекта из государственного и городского бюджетов, – сказал городской голова.

Владимир Буряк: «В запорожском аэропорту будет современный пассажирский терминал»

В Запорожье понимают, что ещё одним требованием к международному аэропорту является наличие современного пассажирского терминала, которым на сегодня Международный аэропорт «Запорожье» похвастаться не может.

Напомним, городской голова Владимир Буряк представил концепцию строительства современного пассажирского терминала для обслуживания пассажиров международных авиарейсов. Планируется, что новый терминал сможет обслуживать н менее 400 человек в час. Его площадь составит почти тринадцать тысяч квадратных метров. Строительство начнётся в 2017 году.

В бюджете Запорожья на 2017 год первоначально было предусмотрено 180 миллионов гривен на начало строительства пассажирского терминала. Однако на последней сессии, по поручению Владимира Буряка, 40 миллионов гривен из этой суммы было перераспределено на выплату зарплат педагогам. Это позволило уже с апреля повысить им заработную плату.

– Это не означает, что мы отказываемся от начала строительства нового пассажирского терминала для обслуживания международных авиарейсов в 2017 году. Строительство терминала с самого начала было рассчитано минимум на два с половиной года. В бюджете Запорожья предусмотрено достаточно средств, чтобы начать работы в текущем году. При необходимости собственные средства на строительство терминала выделит аэропорт, – заявил Владимир Буряк.

Строительства пассажирского терминала стартует в 2017 году

На сегодня проектно-сметная документация строительства пассажирского терминала подготовлена и находится на экспертизе, которая должна завершиться в мае. После этого проект будет рассмотрен научно-техническим советом Министерства регионального развития, строительства и ЖКХ, утверждён распоряжением Кабинета Министров Украины. При этом  проект распоряжения должен пройти согласования в Минюсте, Минфине, Минэкономики. Обычно такая процедура занимает до трёх месяцев.

Параллельно с этим, после получения положительных выводов экспертизы, можно будет начать процедуру закупки для определения генерального подрядчика строительства.  Она будет продолжаться 45 суток, так как это будет международный тендер. Таким образом, генеральный подрядчик может быть определён в середине июля. Однако договор с ним можно будет заключить только после вступления в силу указанного выше распоряжения Кабинета Министров Украины. Таков закон!

А поэтому реальный срок начала строительства нового терминала – конец августа – начало сентября 2017 года.

– Для дальнейшего развития запорожскому аэропорту необходим современный пассажирский терминал для обслуживания международных авиарейсов. Этот объект для Запорожья с полным правом может считаться одним из важнейших. Хочу заверить: такой терминал в нашем аэропорту будет. Необходимые средства для этого город найдёт. Первые результаты работы все увидят уже в этом году, – подчеркнул Владимир Буряк.

На сегодня проектная стоимость строительства терминала составляет 542 миллиона гривен. При этом, с учётом стабильного роста прибыли аэропорта, это достаточно перспективный для города проект.

Напомним, в 2016 году прибыль КП «Международный аэропорт «Запорожье» составила сорок миллионов гривен. В этом году руководство аэропорта планирует повысить её минимум до 50 миллионов гривен за счёт увеличения количества обслуживаемых регулярных и чартерных рейсов. Будут работать дополнительные рейсы в Израиль, Батуми, увеличивается количество рейсов в Киев и Турцию.

Инвестиции городского бюджета – в безопасность аэропорта

Ещё одним требованием для международного аэропорта является установка современного ограждения по периметру, для обеспечения безопасности. Для Запорожья это особенно важно, поскольку регион – прифронтовой.

В запорожском аэропорту строительство такого ограждения уже начато. Оно состоит из специальных металлических конструкций, которые сертифицированы Госавиаслужбой. Проект предполагает не просто металлический забор, но и видеокамеры, датчики движения, серверную, противоподкопные системы и многое другое.

Общая протяжённость ограждения составит двенадцать километров. Общая стоимость проекта – 39 миллионов гривен. Финансирование осуществляется из городского бюджета.  В 2017 году выделено пять миллионов гривен, большинство из которых уже использованы для выполнения работ и закупки металлоконструкций. Сейчас необходимо решить вопрос выделения дополнительных средств для продолжения строительства.

 В запорожский аэропорт по современной дороге

В 2017 году в Запорожье планируется завершить ещё один масштабный проект, непосредственно связанный с запорожским аэропортом. Напомним, в 2016 году прошёл первый этап реконструкции дороги к Международному аэропорту «Запорожье» – на участке от трассы Харьков-Симферополь до Военного городка. В планах на этот год – продолжение реконструкции магистрали – уже от Военного городка до аэропорта.

Особенность проекта в том, что он предусматривает не только ремонт дорожного полотна, но также установку современных остановочных комплексов, обустройство тротуаров и заездов во дворы частного сектора, парковочные карманы. Такого запорожские окраины ещё не видели! Кроме этого, в 2017 году будет выполнено освещение дороги, с использованием современных энергосберегающих светильников.

Андрей Коваленко