В общем объеме экспорта предприятий Запорожской области около 40 процентов приходится на рынок Российской Федерации, порядка 18 процентов – на страны Европейского Союза.
Доля металлургической отрасли, в которой заняты 37 тысяч человек, в общем объеме реализации продукции составляет 30 процентов. При этом объем экспорта продукции металлургии в РФ – 27 процентов. На машиностроение, на предприятиях которого работают порядка 50 тысяч человек, в общем объеме реализации продукции приходится 19 процентов. Объем экспорта в Российскую Федерацию предприятий данной отрасли составляет около 60 процентов экспорта области.
В разгар украинско-российского конфликта “ЗС” решила узнать, насколько такое критическое развитие событий повлияло на деловую активность запорожских предприятий с россиянами. К сожалению, не все основные представители промышленного сектора областного центра пошли на контакт и согласились ответить на наши вопросы.
МК “Запорожсталь”: готовы продавать туда, где будут покупать
В мирное время объем продаж в Россию составляет 7–12 процентов и зависит от конъюнктуры российского рынка.
– Наша позиция – открытое и прозрачное сотрудничество со всеми возможными партнерами. Комбинат продает свою “продукцию в 52 страны мира, а импортирует из 35. Поэтому мы заинтересованы в хороших партнерских отношениях со всеми странами, – говорят на предприятии.
По словам представителей МК “Запорожсталь”, приоритет номер один для них – Украина и ее рынок, а также отечественные поставщики оборудования и материалов. При этом структура продаж “Запорожстали” будет зависеть исключительно от динамики потребления на внутреннем рынке. На сегодня комбинат готов 100 процентов произведенного продукта продавать внутри Украины, но пока, к сожалению, у нас нет такого потребления.
Что касается последствий напряженной ситуации в стране, то конфликт практически не затронул крупнейший металлургический комбинат региона.
– Ситуация в стране сильно влияет на потребление нашей продукции на внутреннем рынке. Надеемся, что она стабилизируется и мы сможем увеличить объем продаж. Относительно направления отгрузки запорожсталевской продукции железнодорожным транспортом, то все работает в штатном режиме, проблем нет, – сообщили на комбинате.
Относительно перспектив предприятия в связи с заявлениями о беспошлинной торговле с Европой, то четкого ответа по этому поводу от представителей предприятия мы так и не получили. Основной посыл таков: “Металл – это глобальный рынок и жесткая конкуренция. Сегодня МК “Запорожсталь” № 1 в Украине с точки зрения производственно-технической эффективности. И таким заводом № 1 мы хотим стать в рамках СНГ и Восточной Европы – это наша задача”, – конец цитаты.
МОТОР СИЧ увеличивает объемы производства двигателей для российских заказчиков
Куда более четко по поводу дальнейших бизнес-деловых планов своего завода высказался президент АО “МОТОР СИЧ” Вячеслав Богуслаев:
– МОТОР СИЧ успешно выполняет все контрактные обязательства по производству авиадвигателей для российских заказчиков. Последние события в Украине не сказались на его работе, – сообщил президент АО “МОТОР СИЧ” на своем персональном сайте.
По его словам, по всем двигателям объемы заказов на этот год выросли от 7 до 20 процентов, а новые власти в Киеве заинтересованы в стабильной работе крупнейшего запорожского предприятия.
– Казна украинская пуста. И к нам сегодня обращаются новые власти с тем, чтобы мы не прекращали работу, потому что надо наполнять казну через налоги, – отметил Вячеслав Богуслаев.
В 2014 году предприятие планирует произвести порядка 1000 вертолетных двигателей, в том числе для российских заказчиков – около 400. Подписано соглашение с Россией по транспортному самолету “Ан-148Т”. Больше 150 самолетов надо будет сделать за четыре года. Проект реализуется компанией “Антонов” совместно с Объединенной авиастроительной корпорацией (ОАК). Президент ОАК Михаил Погосян заявил, что на самолет “Ан-148Т” он планирует только двигатели производства АО “МОТОР СИЧ”. По словам Вячеслава Богуслаева, это будет более мощный двигатель – на 8,5 тонны тяги. Сейчас двигатель Д-436 имеет тягу 7,5 тонны. Таким же двигателем планируется оснащать создаваемый госпредприятием “Антонов” транспортный самолет “Ан-178”. Отвечая на вопрос, где планируется строить самолеты “Ан-148Т”, Вячеслав Богуслаев отметил, что для этого будут использованы производственные мощности Воронежского авиационного завода.
“ЗАлК”: проблем
и без войны хватает
В отличие от МОТОР СИЧи, когда-то единственный производитель алюминия в стране “ЗАлК” на сегодня совсем не ориентирован на российский рынок, являясь при этом собственностью одного из богатейших граждан этой страны – Олега Дерипаски.
С 2011 года после сокращения электролизных мощностей в связи с высокой стоимостью электроэнергии “ЗАлК” специализируется на производстве алюминиевой катанки. На данный момент предприятие является единственным производителем этой продукции в Украине. Первичный алюминий как сырье для производства алюминиевой катанки поставляют на “ЗАлК” российские заводы компании “РУСАЛ”. Около 95 процентов своей продукции предприятие реализует на внутреннем рынке Украины, предприятиям электротехнической промышленности и металлургии. Небольшие объемы продукции экспортируются потребителям Белоруссии и Молдовы, сообщили “ЗС” в пресс-службе комбината.
Если “братское” вторжение никак не сказалось на функционировании “ЗАлК”, то от надзирательных органов Украины в адрес предприятия приходят все новые обвинения. Так, Днепровской экологической прокуратурой проведена проверка в порядке надзора в сфере охраны атмосферного воздуха относительно деятельности ОАО “Запорожский производственный алюминиевый комбинат”. В результате установлено, что “предприятие почти год без соответствующего разрешения осуществляло в атмосферный воздух выбросы загрязняющих веществ, которые входят в перечень наиболее распространенных и опасных загрязняющих веществ, чем создана опасность для здоровья людей и окружающей среды и нанесен ущерб государству на сумму около 300 тысяч гривен. По данному факту в отношении должностных лиц комбината начато досудебное расследование”, – говорится в заявлении Днепровской экологической прокуратуры.
“Днепроспецсталь” –
среди ведущих поставщиков “нержавейки” в Россию
К сожалению, представители предприятия проигнорировали наш запрос относительно его жизнедеятельности в нынешний период. Однако в 2013 году “ДСС” довольно комфортно чувствовал себя на рынке сопредельного государства (назвать его братским язык не поворачивается). Так, Российская ассоциация “Спецсталь” подвела итоги прошлого года среди ведущих поставщиков продукции из нержавеющей стали в РФ. В рейтинг попала и запорожская “Днепроспецсталь”. Список составлялся по трем номинациям: ведущие металлоторгующие компании, ведущие торговые дома и сбытовые компании отечественных заводов-производителей и ведущие иностранные поставщики. Как раз к последним отнесли “ДСС”.
Прокомментировать европейские перспективы запорожских предприятий “ЗС” согласился президент Запорожской торгово-промышленной палаты Владимир Шамилов:
– Говоря о развитии региональной экономической интеграции, следует отметить, что в рамках Европейского Союза на взаимные капиталовложения приходится 55 процентов. Будущая зона свободной торговли между Украиной и ЕС не требует пересмотра существующих договоров о зоне свободной торговли Украины с другими странами, а также не ограничивает возможности создавать новые зоны свободной торговли. Известно, что отмена или существенное уменьшение ввозных пошлин предусмотрено для более чем 95 процентов тарифных позиций, что соответствует примерно 0,5 миллиарда долларов. По сути, соглашение о зоне свободной торговли – это кодекс правил торговли на европейском рынке. Предусмотрена не только адаптация украинского законодательства, но и технических регламентов. В связи с этим Торгово-промышленной палатой создается Департамент по техническому сопровождению экспорта в страны Европейского Союза. Меры по адаптации будут включать услуги аудита, сертификации, аккредитации лабораторий по системам ЕС и другие мероприятия для бизнеса.