За политическими коллизиями, накрывшими страну, ситуация со строительством запорожских мостов отошла на второй план. Но с потеплением и ростом автомобильного потока “мостовая” проблема вновь напомнила о себе.
Сейчас на стройке страны № 1 редкий строитель нарушит тишину, царящую здесь больше месяца. А ведь ещё в феврале проезжавшие по мостам Преображенского (через Старый Днепр) запорожцы наблюдали надвижку пролётного строения на опору. Первый этап закончился – сообщили нам в службе автомобильных дорог в Запорожской области. С начала года надвинули 72 метра секций металлоконструкции. В конце февраля работы прекратились.
– С начала года мы хорошо стартовали. Работы велись на всем протяжении первого пускового комплекса одновременно. Если бы не возникло проблем с финансированием, то к началу лета закончили бы надвижку всех 340 метров мостовых металлоконструкций, – рассказывает Александр Шандыба, заместитель начальника по строительству Службы автомобильных дорог в Запорожской области.- В текущем году на строительство мостов не получили ни копейки, хотя постановлением КМ (дореволюционным) было предусмотрено 82 миллиона. Вот всё и замерло. Подрядчики разъехались, оставив лишь несколько десятков человек преимущественно для охраны своих участков. Сейчас на объекте работы ведет лишь одна подрядная организация. К слову, запорожская – прокладывает канализационные коммуникации.
– На каком этапе стройка остановилась?
– На сегодняшний день, если брать по стоимости всего строительства от проспекта Советского в Хортицком жилмассиве до Южного шоссе, а это 9,1 км, то 50 % работ выполнено. При наличии средств мы готовы хоть завтра возобновить строительство. В Кривой бухте смонтированы два 50-тонных козловых крана, два стапеля для сборки секций. Оборудуется выкаточный пирс и монтируются укрупнённые секции пролётных строений вантового моста. Из 8 пролётов получили уже 4. Начали сборку. На сооружении № 4 (мост через Старый Днепр) продолжаются некоторые работы. В Севастополе на “Севморзаводе” на уровне 70 % готовности ждет окончания строительства плавкран грузоподъёмностью 1200 тонн. Но как будет проходить его достройка – пока неизвестно.
– На какой высоте “остановился” пилон – наиболее сложный объект мостов?
– Сегодня высота пилона составляет 155,3 метра – осталось 10,7 метра до завершения. Опалубки подняты, материалы закуплены.
– В случае возобновления финансирования, когда можно будет говорить о “первых победах”?
– Напомню, что для ускорения открытия движения по автомагистрали в 2012 году было принято решение о выделении первой очереди строительства. Планом предполагается ввести в эксплуатацию верховую часть мостовых переходов. По ним движение будет осуществляться с правого берега на левый. Для движения обратно – на Бабурку, предполагается использовать мосты Преображенского. Но для введения первой очереди нужно порядка 1 миллиарда 400 миллионов. Если в этом году возобновим работы в необходимом объёме, то в 2015 году движение откроем. Когда же будет принято решение о строительстве 2-й очереди – до Южного шоссе, будет задействована и вторая – низовая часть мостов.
– В связи с остановкой работ, в СМИ заговорили о консервации стройки…
– Ни о какой консервации не может быть и речи. Работы временно приостановлены. Думаю, что со временем найдутся и деньги и, не исключаю, инвесторы.
Председатель Запорожской областной государственной администрации Валерий Баранов высказал свое мнение о перспективах мостовых переходов через Днепр во время встречи с руководителями региональных СМИ 27 марта 2014 года:
“Мы же с вами – реалисты. Смотрите: весь фонд регионального развития в Государственном бюджете Украины составляет 3,5 млрд. грн. На нужды обороны забрали 1 млрд. Осталось 2,5 млрд. грн. на всю Украину. На запорожские мосты нужно минимум 4 млрд. грн. Даже если забрать средства у всей Украины, мосты мы не достроим.
В ближайшее время мы будем презентовать ряд проектов в Запорожской области. Я намерен развернуть государственно-частное партнерство: освещение города, замена лифтов, мосты через Днепр. Есть несколько механизмов для решения этой проблемы. Простой механизм – это взаимодействие с частным партнером, который берет деньги в международной финансовой организации в кредит лет на 10 – 15 под небольшие проценты (3–5 %). Но в таком случае нужен платный проезд через мост. Да, придется платить, но город мост получит практически завтра. Могу привести пример Черногории: там много туннелей и шикарных дорог. Все они платные. Ты сокращаешь свой путь на 30 км и имеешь возможность ехать по чудесной дороге. Но общество должно быть готовым к этому. Платность проезда по мостам – вопрос муниципальных слушаний. Никто не должен принимать таких решений в кабинете”.
Сергей Кальцев, народный депутат Украины, фракция Партии регионов: “По моей инициативе, еще в декабре прошлого года, были направлены письма от группы народных депутатов, членов межфракционного объединения “Запорожский край” – Вячеслава Богуслаева, Ярослава Сухого, Евгения Карташова на имя Премьер-министра Украины (тогда Н.Азарова) и Председателя комитета по вопросам бюджета ВРУ Евгения Геллера с предложениями относительно необходимости внести изменения в проект Закона Украины “О государственном бюджете” Украины на 2014 год”. В числе предложений, в том числе, выделение средств на продолжение строительства наших мостов в сумме 1 380,0 млн. грн. К сожалению, наши предложения не были учтены, хотя уверен, если бы ситуация в стране не поменялась, мы бы “дожали” этот вопрос при пересмотре бюджета”.
Запорожские мосты – это: автотранспортная магистраль от проспекта Советского до Южного шоссе протяженностью 9,1 км; 27 сооружений; 25 эстакад и путепроводов; вантовый мост через реку Днепр длиной 660 м и мост через Старый Днепр длиной 340 м. Стоимость проекта – 5,028 млрд. гривен.
Заказчик строительства – Служба автомобильных дорог в Запорожской области. Генеральный подрядчик строительства – ОАО “Уманьавтодор”.
фото Владимира Шеремета