В стенах музыкальной школы №8 звучит множество инструментов: и изысканная скрипка, и романтичное фортепиано, и гордая труба… Но внимание привлекает протяжный и глубокий «голос» виолончели. Заходим в класс, откуда он слышен, и сразу окунаемся в творческий процесс. Учитель Всеволод Георгиевич Мадан, заприметив нас, даже не спрашивает, кто мы и что хотели, а чтобы не прерывать музыкальное произведение, просто молча указывает на стулья: мол, присядьте на минутку, подождите, послушайте…

 

А потом подходит ко мне и тихо и воодушевленно шепчет на ухо: «Обратите внимание, как дети аккуратно ставят руки на струны, как ровно держат смычок!». Лишь потом становится понятно, почему преподаватель так акцентирует внимание на таких нюансах: его ученики – дети с ограниченными возможностями, с болезнью ДЦП. Но их болезнь замечаешь лишь тогда, когда они перестают играть. В музыке же они прекрасны!

– У меня сейчас двенадцать учеников, пятеро из них – с тяжелыми диагнозами, – говорит Всеволод Георгиевич. – И знаете, я на практике вижу, что музыка действительно лечит, а струнные инструменты развивают моторику.
Работать Всеволоду Мадану с детьми в удовольствие, несмотря на то, что этой осенью ему исполнилось 83 года.
– С виолончелью я профессионально «познакомился» 65 лет назад, – рассказывает учитель. – За то, что музыка стала моей судьбой, благодарен, прежде всего, своей маме, которая тоже работала в культуре, пела и выступала на сцене. Она и привела меня однажды в музыкальную школу (родом музыкант из Кишинева, там и окончил музшколу, – авт.). Дальше были консерватория, один год работы в городе Николаеве и конкурс в оркестр Запорожья. Приехал сюда, прошел конкурс, да здесь и остался. В ДК «Октябрьский» много лет руководил оркестром, потом преподавал по классу виолончели в разных музыкальных школах Запорожья.
Всеволод Георгиевич научил игре на виолончели более ста учеников. Как утверждает, его воспитанники сегодня есть в любом музыкальном учреждении Запорожья. Около десяти исполнителей Запорожского академического симфонического оркестра тоже начинали учиться играть у Всеволода Мадана. Кроме того, его ученики сегодня являются успешными, талантливыми музыкантами в Канаде, США, Словении, Германии, Аргентине, Москве…
По музыкальным стопам отца пошли и двое его сыновей. Так, старший, Алексей – пианист, преподает в Америке, а младший, Михаил – скрипач, живет и концертирует в Словении. Внуки, правда, не связали свою судьбу с музыкой. Однако одна внучка все же полюбила сцену, она – профессиональная балерина в Москве и выучилась на режиссера-постановщика. Есть еще у Всеволода Георгиевича пятеро внуков, и он все-таки ждет, что кто-то из них возьмет в сердце и судьбу музыку…
Что же касается учеников, то с каждым из них Всеволод Мадан занимается индивидуально. Говорит, что играть можно научить любого желающего, но и подход к каждому ребенку должен быть особенный. Ведь нельзя заставлять, навязывать. Нужно чувствовать воспитанника, уметь заинтересовать и раскрыть красоту звучания инструмента.
– Ведь музыка – это не просто игра на инструменте, а это, прежде всего, воспитание, – уверяет преподаватель. – Я горжусь своими многочисленными учениками, все они стали очень хорошими людьми. Это еще раз доказывает, что музыкальная школа дает человеку прекрасное воспитание, «уводит» его от негативного влияния улицы и развивает чувство прекрасного и внутреннюю дисциплину. Заметьте, человек, который занимался или занимается музыкой, и работает по-другому. Он более внимателен, более творческий и более самоорганизован.
Кстати, в классе Всеволода Георгиевича сегодня ни много ни мало – пятьдесят виолончелей! Каждую из них он самостоятельно настроил, усовершенствовал.
Мастер садится, берет в руки виолончель и дает нам послушать ее звучание, объясняя каждый тон и полутон…
– Сегодня у нас в Запорожье виолончель не так популярна, как, например, скрипка или фортепиано, – говорит музыкант. – Но я стараюсь популяризовать этот инструмент, а главное – искренне радуюсь от того, что он помогает больным детям.
Всеволод Георгиевич уверяет, что несмотря на его 83-летний возраст, работать ему абсолютно не тяжело. Наоборот, на работе с детьми он отдыхает.
– Такие люди, как Всеволод Мадан – это наша легенда, наш авторитет и гордость коллектива, – говорит директор музыкальной школы №8 Геннадий Скрипников. – Он работает наравне со всеми, делится опытом с молодыми коллегами и прекрасно учит детей. Доказательством его мастерства и эффективного обучения является то, что ученики Всеволода Георгиевича побеждают в различных конкурсах и фестивалях, а 90 процентов его выпускников и дальше продолжают идти дорогой музыки.
Елена МУХА,
фото Владимира ШЕРЕМЕТА