Падение национальной валюты и последовавший вслед за этим рост цен на проезд в маршрутках создал, выражаясь языком экономистов, конкурентные условия для работы коммунального электротранспорта. Двукратная разница в цене на проезд по городу вернула на остановки общественного транспорта подзабытую картинку толп, штурмующих (по-другому не скажешь) трамваи и троллейбусы. Это тот редкий случай, когда кризис дал шанс коммунальному электротранспорту для восстановления материально-технической базы и ликвидации долгов по зарплате.
Предприятие, которое на протяжении многих лет выполняло скорее социальную, нежели транспортную функцию (почти 70 % пассажиропотока составляли льготники), обрело перспективу. По информации руководства предприятия, с удорожанием проезда в маршрутках суточная выручка предприятия выросла на 40 % – с 85 до 120 тысяч гривен. Коммунальные транспортники столкнулись с острой нехваткой подвижного состава. Точнее, вагоны-то есть, но они недвижимы из-за поломок разной сложности. Так, из имеющихся 126 трамваев только 76 выходят на линии. По троллейбусам ситуация еще плачевнее – из 90 исправны только 50…
Еще одним положительным последствием возрождения электротранспорта в Запорожье станет очищение городского воздуха. По данным Запорожского городского управления Госсанэпидемслужбы, удельный вес транспортных выхлопов в загрязнении атмосферного воздуха составляет 30–40 %. С развитием электротранспорта эти губительные проценты можно уменьшить… К тому же, городской транспортный поток формирует до 80 процентов общего уровня шумов в Запорожье.
Факторами негативного экологического воздействия являются также пылеобразование, вибрация, загрязнение при утечке горючесмазочных материалов и т. д. Несомненное преимущество электротранспорта в сравнении с другими видами городского транспорта – отсутствие выбросов в атмосферу непосредственно от передвижных источников при сжигании топлива, что позволяет частично снять проблему чрезмерной концентрации выбросов в местах интенсивного движения транспортного потока.
Городской дорожно-транспортный комплекс является неотъемлемой частью экономики. В средних и больших городах Украины среднестатистический житель совершает 300–600 поездок в год, то есть в среднем три раза в два дня каждый из нас пользуется услугами городского транспорта. Во многих развитых странах электротранспорт является основным перевозчиком пассажиров внутри города, на его долю приходится более 50 процентов перевозок.
Электрическая тяга имеет массу преимуществ. Кроме экологического эффекта, это и повышенная надёжность, и вместительность, и обилечивание пассажиров троллейбусов и трамваев. А это в свою очередь детенизация денежных потоков, обслуживающих городской транспорт. Как резюме – электротранспорт, а в особенности рельсовый транспорт, в наибольшей степени отвечает основной задаче общественного транспорта. Он обеспечивает устойчивое развитие города за счёт сокращения отрицательного воздействия на окружающую среду и снижения использования энергоресурсов.
Власти города, депутатский корпус Запорожского горсовета понимают важность электротранспорта для и без того загазованного Запорожья. В январе этого года сессией горсовета была утверждена целевая программа по обеспечению стабильной работы Запорожского коммунального предприятия городского электрического транспорта “Запорожэлектротранс”. Программой предусмотрено выделение предприятию 23 миллионов 700 тысяч гривен для покупки 10 новых троллейбусов. Но покупка новой техники – пока перспектива, а нежданно нахлынувший пассажиропоток вынудил руководство КП отвлечь из оборотных средств предприятия значительные суммы и без проведения тендерных процедур закупить необходимые запчасти. В результате к концу марта на линии города дополнительно вышли 23 трамвайных вагона и 10 троллейбусов. Генеральный директор “Запорожэлектротранса” Юрий Папач обратился к депутатам горсовета за финансовой поддержкой в размере 500 тысяч гривен для закрытия образовавшегося “кассового разрыва” на выплату заработной платы полуторатысячному коллективу. Просьба об оперативной денежной поддержке была услышана. Проект решения о выделении полумиллиона вошел в корректировку бюджета.
Еще одним с позволения сказать “подарком” власти в деле возрождения электротранспорта в городе стала законодательная норма, прописанная в Законе о бюджете на 2015 год, о ликвидации бесплатного проезда пенсионеров с 1 июня текущего года – основной на сегодня категории “клиентов” пока еще бесплатной электрической тяги.
– Годы выполнения социальной функции по перевозке льготников дали о себе знать. В минувшем году произошло снижение выпуска подвижного состава в сравнении с 2013 годом на 5 трамваев и 11 троллейбусов ежедневно. Поэтому в начале марта руководством города была поставлена задача в срочном порядке увеличить количество электротранспорта на маршрутах Запорожья. И мы это сделали в короткий срок, – говорит генеральный директор КП “Запорожэлектротранс” Юрий Папач. – С начала марта мы развернули масштабную ремонтную кампанию на нашем предприятии. Но средств предприятия для ее успешной реализации явно недостаточно. И мы просим город о предоставлении дополнительных ассигнований. В детали ударяться не буду, скажу лишь, что речь идет не об одном миллионе гривен. Для успешной конкуренции с другими видами транспорта предприятию нужен определенный переходный период. Но мы не только просим. Предприятием разработана программа развития на текущий год в условиях отмены льготного проезда, которая выходит за рамки одного лишь ремонта подвижного состава. Переход на полную оплату проезда позволит в 7 раз снизить субсидирование нашего предприятия со стороны городского бюджета. При том что определенная часть пассажиров льготных категорий останется. Мы оцениваем это количество в 15 % от сегодняшнего объёма. Программой предусмотрено поэтапное введение безналичной оплаты за проезд с одновременным сокращением количества кондукторов. Окончание перехода на безналичную оплату планируем на 2016 год. Для улучшения контроля за движением подвижного состава установим на каждую машину, а это 120 трамваев и 90 троллейбусов, GPS-навигаторы. Электрический транспорт Запорожья докажет, что троллейбусу и трамваю на проспекте Ленина как вместительному, дешёвому, экологически чистому и надежному виду коммунального транспорта альтернативы со стороны других видов коммунального транспорта просто нет, – резюмировал Юрий Владимирович.
В результате капитально-восстановительного ремонта, который сегодня ведется в ремонтных депо “Запорожэлектротранса”, город получает практически новый осовремененный вагон с улучшенными потребительскими качествами. В процесе ремонта кузов вагона полностью “расшивается”, остается только балка. На неё навариваются новые листы металла. Оставшиеся детали дефектуются и, в случае необходимости, восстанавливаются или меняются на новые. Наиболее подверженные коррозии ступеньки вагонов изготавливаются и навариваются заново. Проводится дефектация и замена электрооборудования, проводки, колесных пар. Полностью меняются подшипники.
Для покраски вагонов на предприятии используются трехкомпонентные синтетические краски, применяемые в автомобилестроении. Они служат значительно дольше, чем обычные эмали.
Производится замена сидений с жестких на мягкие, тем самым улучшая потребительские качества трамвая. Модернизируются обогрев и освещение. Лампы накаливания меняются на современные светодиодные, которые потребляют намного меньше электрической энергии, а служат дольше. Подлежат полной замене все стекла вагона.
Экономический эффект “реанимации” вагонов более чем весомый – восстановление одного вагона обходится предприятию в 500–550 тысяч гривен, в то время как новый, покупаемый по импорту в условиях резкого падения национальной валюты, обошелся бы городу не в один миллион гривен. В восстановительных работах задействовано более 70 рабочих при средней зарплате на “Запорожэлектротрансе” по прошлому году в 3175 гривен. Ежемесячно на линии города выходит один полностью восстановленный вагон. После “капиталки” он будет ходить еще долгих 10 лет.
Фото Владимира ШЕРЕМЕТА