Самый очевидный вред от нарастающего использования автотранспорта – выхлопные газы. Однако это еще не все: отходы, которые образует автомобиль, в особенности уже проехавший не одну сотню тысяч километров, причиняют нам и природе огромный вред.
Старый и вредный
Многие автовладельцы не особо обременяются дальнейшей судьбой уже ненужного им авто. Бросают во дворах, в посадках, на дачах. Вот только далеко не все задумываются над тем, чем это может быть чревато. Машинные фильтры, смазочные вещества, отработанное моторное масло, шины – все это небезопасные отходы, загрязняющие окружающую среду, что, в свою очередь, ведет к ухудшению нашего здоровья.
Тот же аккумулятор, содержащий тяжелые металлы, представляет не меньшую опасность, чем выхлопные газы. Вредным веществом в этой части автомобиля является также электролит. Конечно, аккумулятор можно сдать на переработку, получив при этом небольшое вознаграждение за каждый килограмм свинца, однако это делают не все. Да и сама переработка часто заканчивается лишь изъятием самого ценного – свинца, а вот химические реактивы попросту сливаются в ближайшую яму.
Примерно один раз в полгода автомобилисты меняют моторное масло. По самым скромным подсчетам, в год в Украине образуется более 100 тысяч тонн таких отходов. Вместе с тем, всего один литр этого вещества может затянуть грязной маслянистой пленкой целый гектар водной поверхности. Моторное масло является нефтепродуктом, который за время работы насыщается, к тому же, тяжелыми металлами от мотора. Все эти отравляющие вещества, попадая в окружающую среду, а следом и в наш организм, имеют способность накапливаться. Именно поэтому тяжелые заболевания – вплоть до онкологии – проявляются, как правило, только со временем. К слову, переработка превращает отработанное моторное масло в новый продукт, который часто используют как альтернативу мазуту, добавляют к новому маслу. Делают также из него эмульсию, применяемую для изготовления бетонных плит. Иногда используют как топливо для отопительного котла.
Критики заслуживает “экономная” привычка превращать старые шины в клумбы или использовать их другим подобным способом. Шины выделяют загрязняющие вещества в воздух, а атмосферные осадки вымывают токсины из резины прямо в грунт. При контакте автомобильных шин с дождевыми осадками и грунтовыми водами происходит вымывание ряда токсичных органических соединений в почву. Нельзя также исключить и прочие группы органических веществ, так как в разных странах при создании покрышек используются различные пластификаторы и т. п. вещества. Нетоксичные органические вещества попадаются среди них очень редко. Шины обладают высокой пожароопасностью, а продукты их неконтролируемого сжигания оказывают чрезвычайно негативное воздействие на окружающую среду. Места складирования этих отходов, как правило, идеальные условия для размножения грызунов и кровососущих насекомых, которые являются источником инфекционных заболеваний. Переработчики перетирают старые шины в резиновую крошку, которую используют при строительстве железнодорожных переездов и асфальтировании дорог, для покрытия спортивных сооружений.
Первый звонок для старых авто
В этом году в Украине 1 сентября – не только День знаний, но и день, когда в стране вступил в силу новый Закон “Об утилизации транспортных средств”. Так что же из себя представляет этот утилизационный сбор? Закон “Об утилизации снятых с эксплуатации транспортных средств” подробно регламентирует правила и требования к утилизационным компаниям, согласно которым будет производиться утилизация авто в 2013 году в Украине: какие транспортные средства признаются такими, что подлежат списанию и последующей утилизации, порядки, по которым будет выполняться утилизация старых авто на специальных точках принятия и разборки транспортных средств. Правила регистрации и основные требования к компаниям-изготовителям транспортных средств, которые берутся за проведение утилизации автомобилей собственного производства по окончании их эксплуатационного периода, регламентированы.
Согласно принятому закону, правомерная утилизация авто может проводиться юридическими лицами, которые официально зарегистрированы (согласно порядку, установленному действующим законодательством) и ведут такие типы деятельности: прием снятых с эксплуатации автотранспортных средств в целях последующей их утилизации или (и) разборка автотранспорта, утилизация которых производится с полным соблюдением порядков и норм касательно отходов, установленных действующим законодательством. Документ также устанавливает порядок ведения Государственного реестра субъектов, выполняющих хозяйственную деятельность, сопряженную с приемом автомобильной техники, которая списана с эксплуатации, или ее разборку. Передача автотранспортного средства, которое списано и подлежит утилизации, на точку приема производится владельцем транспорта. Если владелец не имеет возможности лично сдать списанный автотранспорт, он имеет право передать это полномочие третьему лицу.
До передачи транспорта в пункт утилизации владельцем (уполномоченным лицом) проводится его снятие с учета органов исполнительной власти, которые занимаются реализацией государственной политики в автотранспортной сфере. Также снятие с учета может выполняться в подразделениях государственных уполномоченных органов, которые могут производить ведомственную регистрацию автотранспорта. Кстати, на сегодня парк легковых, грузовых, грузопассажирских автомобилей и автобусов в нашей стране – один из самых устаревших в Европе.
Центры утилизации созданы,
но очередей нет
Не все автомобили подпадают под утилизационный сбор. Исходя из требований закона, следует, что отечественные производители автомобилей, имеющие полный цикл производства, освобождаются от уплаты сбора. Но только при условии самостоятельной гарантированной утилизации и создания необходимых для этого мощностей. Таких предприятий в Украине всего два: “ЗАЗ” и “Богдан”.
По данным вице-президента корпорации “УкрАвто” Олега Папашева, Запорожский автомобильный завод уже открыл 101 площадку по приему автомобилей для утилизации, а также 25 площадок для разборки автомобилей, однако очередей пока нет.
– В ближайшие два года в Украине создадут полноценную систему приема и утилизации автомобилей. Планируется открыть примерно 150 пунктов приема, разборки и сортировки автомобильного металлолома, а также создание 10 крупных центров для переработки вредных веществ. Один такой центр обойдется Украине в 7000000 евро, что несколько затрудняет реализацию таких проектов лишь автопроизводителями. К этому процессу должно подключиться и государство, ведь сегодня этот процесс – сугубо добровольное дело, а это значит, что очень мало автовладельцев согласятся на добровольную утилизацию своего авто, – подчеркнул Олег Папашев.
По информации AUTO-Consulting, уже в следующем году под Киевом, в районе Жулян, начнет работу завод по утилизации автомобилей. Представители ассоциации “УкрАвтоПром” и компании поставщика шредерного оборудования уже подписали договор о намерениях. Мощность этого предприятия будет составлять 15–25 тонн в час. Старые автомобили здесь переработают на 95 процентов. Для их доставки под Киев из регионов будут использовать мобильные прессы, которые для удобства перевозки превратят старые авто в компактный металлический куб.
Технология процесса такова, что перед утилизацией (предполагающей измельчение, а затем сортировку кусочков бывшего авто) сам автомобиль разбирать не надо. Он идет под пресс и измельчение целиком – с мотором, стеклами и колесами. Что, несомненно, удобно, но ставит под вопрос целесообразность организации предусмотренных Законом об утилизации пунктов разборки. Ориентировочная цена такого предприятия – 3 миллиона евро.
Утилизация во дворах
Во многих дворах нашего города можно найти брошенные владельцами автомобили. Они годами ржавеют и портят не только внешний вид города, но и окружающую среду. В основном, это старый советский транспорт, который давно сломан, или транспорт, побывавший в ДТП.
Автовладельцы бросают своих “железный коней” на произвол судьбы по разным причинам – в одном случае автомобиль просто сломался, а у владельца нет средств и времени его починить, в другом – владелец транспортного средства пропал, переехал, оставив никому ненужное наследство, или даже умер. Бывает также, что владелец не позаботился о сохранности машины и оставил ее во дворе, через некоторое время машину заметили неравнодушные к чужому добру граждане и моментально разобрали на запчасти. А ненужный владельцу корпус остался пылиться под открытым небом.
Такие “брошенки” не подойдут для сдачи на металлолом по программе утилизации. Ведь основной критерий любого автосалона, который принимает автотранспорт на утилизацию, – полная комплектация автомобиля. На запчасти “брошенку” не примут, на утилизацию такой транспорт не подойдет, владельцу остается лишь сдать его в металлолом за символическую плату. Однако, если вы не договоритесь с приемщиками о самовывозе, то часто транспортировка такого вот металлолома выйдет дороже. Так что, если вопросом уборки брошенных автомобилей из запорожских дворов не займутся системно органы власти и ГАИ, результат будет такой же, как и сегодня.
Сергей Чистенко