18-19 августа на аэродроме в Широком проходил фестиваль «Музыка и небо». Тысячи запорожцев и жителей города посетили данное мероприятие. Было действительно зрелищно и интересно. В этом лично убедился корреспондент «ЗС».
Авиашоу и концерт под открытым небом
Это первый такой масштабный фестиваль, который объединил асов пилотирования летательными объектами с выступлениями диджеев и музыкальных групп. Это был настоящий праздник авиации и музыки. Здесь все желающие могли полюбоваться показательными полетами малой авиации, увидеть настоящее авиашоу от мастеров высшего вертолетного пилотажа, а еще была возможность посидеть в кабине первого украинского вертолета «Надія» и даже подняться в небо.
– Мы поставили перед собой цель – проводить в Запорожье больше фестивалей, где горожане могли бы отдохнуть всей семьей. И один из таких фестивалей – «Музыка и небо» – проходит сегодня на аэродроме в Широком, — отметил заместитель городского головы Запорожья Анатолий Пустоваров. – Фестиваль объединил тысячи запорожцев и гостей города. Я уверен, что такого праздника нет больше нигде в Украине. Фестиваль нужно продолжать. Именно такими интересными мероприятиями должен жить город Запорожье. Ведь наши горожане умеют хорошо работать, а также активно отдыхать. Фестиваль получился действительно семейным праздником — здесь интересно и детям, и взрослым. Теперь на карте событий нашего города появилось еще одно грандиозное событие — фестиваль «Музыка и небо».
Запорожские спортсмены — лучшие
Безусловно, самой зрелищной частью фестиваля стал открытый чемпионат Украины по вертолетному спорту. В соревнованиях приняли участие лучшие экипажи Украины и Беларуси. Мастера спорта международного класса, призеры чемпионатов и Кубка мира продемонстрировали филигранную технику пилотирования.
Участвовали в состязаниях 8 команд: 4 экипажа из Запорожья, 1 из Харькова и 3 из Беларуси. Пилоты демонстрировали свои умения в трех дисциплинах – «Полет на точность», «Развозка грузов» и «Слалом». Наверное, одним из самых ярких был «слалом» – экипаж должен был зачерпнуть воду ведром из бочки и пронести его через 12 ворот, а затем с одной попытки поставить на стол. Судьями оценивалась чистота и правильность прохождения ворот, количество воды, оставшейся в ведре, и время выполнения упражнения.
Каждый экипаж состоит из двух людей: пилота и оператора.
– Задача оператора — направлять пилота, – поясняет нам Алина Бабинская, участница чемпионата. – Например, во время «Полета на точность» задача оператора – подсказывать пилоту высоту, на которой летит вертолет. Оператор должен контролировать высоту, буквально ощущать ее визуально, иногда чувствовать интуитивно.
Алина – пилот. Работает на АО «Мотор Сич» командиром вертолета. В этих соревнованиях она принимает участие в качестве оператора.
– И что сложнее: быть за штурвалом или направлять вертолет? – интересуюсь у девушки.
– Бывает по-разному. В одном упражнении проще оператору, в другом – пилоту. Допустим, в упражнении «Полет на точность» все зависит от пилота, его мастерства. А вот в «Навигации» оператор ведет и направляет вертолет. В «Разгрузке груза» также сложнее работа у оператора.
По итогам соревнований в индивидуальном зачете лучшими стал экипаж Николая Дерегуса и Александра Довженко (Запорожье), на втором месте – Владимир Бугаев и Андрей Романов (Беларусь), третье – Владислав Мусиенко и Владислав Стависюк (Запорожье).
Среди команд первой стала запорожская «Мотор 1», на втором месте – команда Белоруссии, на третьем – «Мотор 2».
– Уровень участников чемпионата очень высокий, – отметил главный судья чемпионата Александр Скрынников (г. Харьков). – На прошлом чемпионате мира мы заняли третье командное место. Это впервые за всю историю независимой Украины. В этом году нам досталось четвертое место. Приятно осознавать, что в нашей стране подрастает способная молодежь. При хорошей практике и обучении они достойно заменят старшее поколение.
Самолеты, дельтапланы, автожиры
В рамках фестиваля состоялся первый Всеукраинский слет сверхлегкой и малой авиации. На данной выставке были и самолеты, и автожиры, и мотодельтапланы, и парапланы, и радиоуправляемые модели вертолетов и самолетов. На аэродроме в Широком собрались люди, которые своими руками сконструировали летательные аппараты, сами их построили и сами на них летают, так называемые конструкторы-любители.
– На фестиваль прилетели участники практически со всех городов Украины, что доказало надежность этих летательных средств, собранных своими руками, – рассказал руководитель запорожского областного клуба сверхлегких летательных аппаратов, руководитель центра авиационно-технического творчества Алексей Чирва. – Представлено более 30 экземпляров из Житомира, Харькова, Киева, Полтавы, Черновцов, Одессы, Запорожья. Здесь и мотодельтапланы, и самолеты, и авиационные модели с реактивными двигателями, которые имеют размах крыльев до четырех метров, почти самолеты.
Много было представлено и автожиров. Автожир (в переводе с греческого «авто» — сам, «жир» — вращаться) — это летательный аппарат с самовращающимся винтом. Винт раскручивается за счет надвигающего потока воздуха.
По словам Алексея Чирвы, у автожиров масса преимуществ: это и маленький разбег, и способность летать при ветрах. К тому же на таком летательном аппарате можно сесть с любой высоты.
Подняться в небо? Пожалуйста!
Гости праздника могли не только наблюдать за воздушными виражами пилотов-асов, но и подняться в воздух, естественно, в качестве пассажира. 10-минутное катание на вертолете стоило 900 гривен. И оказалось, что желающих очень много.
– Сегодня вы уже не сможете полетать — уже нет мест. Приходите завтра, – огорошили нашего корреспондента.
Программа фестиваля действительно была разноплановая. Гости праздника, помимо авиационных моделей и их показательных полетов, могли познакомиться с выставкой ретро-техники музея «Фаэтон» и протестировать новейшие автомобили мировых брендов. А еще на аэродроме были специальные зоны для самых маленьких посетителей, работала фуд-зона от лучших рестораторов города. Закрывал мероприятие киновечер от Василия Бушарова.
Организаторы фестиваля «Музыка и небо» – Запорожский городской совет, корпорация «Рассвет» и АО «Мотор Сич».