Сегодня, 30 мая, начались испытания первого трамвая, собранного в нашем городе. Ранее свои трамваи собирали только два города в Украине – Киев и Одесса. Начало испытаний первого запорожского трамвая проконтролировал городской голова Владимир Буряк.
– Сегодня для нас главное провести испытания первого запорожского трамвая с соблюдением всех технических требований. Это будущее «Запорожэлектротранса». Мы должны не только ремонтировать, закупать трамваи, но и собирать их здесь, – заявил Владимир Буряк.
Городской голова отметил, что многие города Украины хотели бы наладить сборку трамваев у себя, но у них отсутствует необходимая производственная база. Такая база сохранилась в Запорожье, на предприятии «Запорожэлектротранс». Это не только оборудование, производственные площади, но и квалифицированные специалисты.
– На сегодня предприятие также сохранило значительный запас ходовых частей трамваев. После капитального ремонта, закупки кузовов и других запчастей на их основе мы сможем собрать до шестидесяти трамваев, – сказал Владимир Буряк.
Напомним, в прошлом году, изучив возможности производственной базы КП «Запорожэлектротранс», городской голова Владимир Буряк убедился в том, что у предприятия есть необходимое оборудование и специалисты для выполнения капитальных ремонтов трамваев, как для Запорожья, так и для других городов. При этом сразу возникла идея организовать на базе предприятия сборку трамваев, закупая необходимые комплектующие. Городской голова поручил управлению по вопросам транспортного обеспечения и связи городского совета, коммунальному предприятию «Запорожэлектротранс» проработать этот вопрос. В результате программа «Запорожский трамвай» стала реальностью, хотя многие в этом сомневались.
Реализация программы Владимира Буряка «Запорожский трамвай» стартовала в 2017 году. За средства городского бюджета были закуплены четыре трамвайных кузова, другие необходимые комплектующие. Стоимость одного трамвайного кузова, который собирается в Калуше по чешской технологии – более четырёх миллионов гривен. Первый из них поступил в Запорожье в конце марта, второй – в мае.
На сегодня сборка первого запорожского трамвая завершена. Трамвайный кузов поставлен на капитально отремонтированную ходовую часть, подключена высоковольтная проводка, установлены стёкла, электронная система управления. Трамвай оборудован современной тормозной системой, он более экономичен – потребление электроэнергии снижено на 30-35%.
Начав сборку трамваев, «Запорожэлектротранс» уже создал первые дополнительные рабочие места. На предприятие пришли электронщики, слесаря. В перспективе сборка трамваев может стать дополнительным источником дохода для коммунального предприятия. После успешной сборки первого трамвая предприятие получит право на сборку пятидесяти трамваев подобного типа.
Теперь новый вагон пройдёт 200 часов испытаний. Они будут проходить под контролем специалистов специализированного института, а также представителей фирмы-изготовителя кузова.
Стоимость первого запорожского трамвая для городского бюджета составила порядка шести миллионов гривен. Эта сумма включает приобретение кузова, других комплектующих, капитальный ремонт ходовой части, сборка силами рабочих «Запорожэлектротранса». В результате трамвай обошёлся городу минимум в три раза дешевле, чем если бы его приобрели в других городах Украины.
Это не просто новый, но по-настоящему современный трамвай, отвечающий всем требованиям. Немаловажный факт, что он приспособлен для проезда людей с ограниченными возможностями. Это первый подобный трамвай за всю историю запорожского электротранспорта.
Однако сборка трамваев – это только одна из составляющих городской программы обновления подвижного состава КП «Запорожэлектротранс». Сегодня предприятие также представило два капитально отремонтированных собственными силами троллейбуса. При проведении капремонта в них полностью заменены кузов, пассажирские сидения, салон, электроника, система управления и так далее. Стоимость ремонта одного троллейбуса составила 600-700 тысяч гривен.
В планах на этот год сборка ещё трёх трамваев, приобретение за средства городского бюджета автобусов и троллейбусов, капитальный ремонт трамваев и троллейбусов, которые на данный момент исчерпали свой срок эксплуатации. При наличии стабильного финансирования «Запорожэлектротранс» в этом году планирует выполнить капитальный ремонт семи трамваев, тринадцати троллейбусов.