Как известно, одним из основных загрязнителей атмосферного воздуха в городах является автомобильный транспорт. И Украина тут не исключение. Удельный вес автомобильного выхлопа в общей массе загазованности крупных городов достигает 40%. Осознание исчерпаемости углеводородного сырья и прогрессирующая статистика заболеваний дыхательных путей толкает правительства ведущих стран мира развивать и всячески стимулировать развитие электротранспорта.
Пик моды на разработку электрокаров ведущими мировыми автопроизводителями пришелся на 2011 год, когда почти каждый уважающий себя автобренд продемонстрировал электромобиль собственной разработки. И хотя объемы продаж электромобилей по всему миру демонстрируют положительную динамику, общий уровень электроавтомобилизации остается крайне низким. Так, по данным Евростата, удельный вес абсолютно экологически чистых автомобилей в автопарке стран Евросоюза не превышает 0,1%. И это — несмотря на солидные государственные преференции в виде компенсации части стоимости при покупке, отсутствие ввозных пошлин, освобождение от транспортного налога.
Так, к примеру, в Испании при покупке электрокара государство компенсирует его обладателю 6,5 тысяч евро. Почти такую же сумму «отката» от государства получит британец, купивший электрокар. Дальше всех пошли японцы и объявили о том, что приобретя электрокар с водородным электрогенератором, выпуск которого запланирован Toyota в следующем году, возвратит владельцу 17 тысяч долларов. Наиболее «прозеленая» страна Европы — Германия выделяла для производства электроавтомобилей и создание «подзарядной» инфраструктуры в 2012–2013 годах по миллиарду евро в год. Французы до 2020 года установили планку — открыть 400 тысяч точек для подзарядки автомобилей по всей стране.
В Украине в этом направлении дела идут ни шатко ни валко. Приоритетность развития электроавтомобилезации остается пока на декларативном этапе. Так, в стратегии государственной экологической политики Украины на период до 2020 года, опубликованной на официальном сайте Министерства экологии и природных ресурсов menr.gov.ua, говорится о “создании до 2015 года экономических условий для развития инфраструктуры экологически чистых видов транспорта, в частности, общественного. И увеличении к 2020 году доли общественного транспорта в общей инфраструктуре на 25%”.
В другом украинском центре стратегического планирования развития транспортной отрасли — государственном автотранспортном научно-исследовательском и проектном институте (insat.org.ua), входящем в структуру Министерства инфраструктуры, вопрос развития электротранспорта вообще обозначен «контурно». В проекте стратегического плана развития автомобильного транспорта на период до 2020 года, разработанном институтом, лишь упоминается о “разработке программы уменьшения потребления моторных топлив автомобильным транспортом и расширении использования альтернативных источников энергии”. При этом авторы проекта ссылаются на Соглашение об ассоциации между Украиной и ЕС. Разработка вышеупомянутой программы запланирована на 2016–2020 годы.
Наиболее конкретными в деле автоэлектромобилизации страны оказались украинские парламентарии. Верховная Рада Украины приняла в первом чтении изменения в Закон «О Таможенном тарифе Украины» относительно отмены ввозной пошлины на электромобили. Законопроект №1674 поддержали 242 народных депутата. В нем предлагается внести изменения в Таможенный тариф Украины и установить нулевые ставки ввозной пошлины на транспортные средства, оснащенные электрическими двигателями. Как отмечается в пояснительной записке к законопроекту, отмена пошлин “будет способствовать охране окружающей среды, обеспечению энергетической независимости Украины, а также в значительной мере упростит доступ украинцев к новейшим разработкам и технологиям”. Также Рада приняла в первом чтении законопроект №1912, которым до 1 января 2020 года ввоз электромобилей в Украину освобождается от НДС.
На этом участие государства в развитии электротранспорта заканчивается. В то время как процесс электроавтомобилизации набирает обороты, что называется, с «низов».
В конце июля клуб Электро-автосам (electroavtosam.com.ua), объединяющий свыше 300 фанов электроавтотяги на шоссейных дорогах, стал одним из соорганизаторов самого масштабного в истории Украины пробега электромобилей по маршруту Киев–Винница. В нем приняли участие 26 машин. Из них четверть участников была представлена членами клуба, собравшими электроавто своими руками.
Одна из киевских компаний уже более 2-х лет продает в Украине электромобили, выпускаемые в Китае. На сайте украинского дилера говорится о том, что автопроизводитель BIO Automotive Co. (Гонконг) — крупнейший производитель электромобилей в мире.
Технические характеристики продаваемых в Украине китайских электрокаров выглядят следующим образом: максимальная скорость — 70–80 км/ч; пробег на 1 полной зарядке — 100–120 км; время полного цикла зарядки — 6–8 часов. И главное — средняя стоимость одного полного цикла зарядки составляет 3–5 грн, что эквивалентно заправке автомобиля топливом на 130–160 грн! Срок службы аккумуляторов — 5 лет (800–1 000 циклов полной зарядки). Одна проблема — стоят эти электромобили, в среднем, в 2 раза больше, чем их бензиново-дизельные собратья из Поднебесной. Продавцы автомобилей на электротяге уверяют, что владелец такого авто, преодолевающий за день 30–40 километров в городском цикле, будет экономить на топливе и прочих традиционных для обычного автомобиля расходниках порядка 3 200 грн. в месяц. А годовой экономический эффект составит 38 400 грн. Как говорится в таких случаях, выводы делайте сами. “Абсолютное отсутствие вредных выбросов в окружающую среду, возможность зарядки от бытовой розетки 110/220В, а также простота и низкая стоимость в эксплуатации позволят ежедневно передвигаться в городском трафике с минимальными затратами”, — говорится в обращении к потенциальным покупателям на сайте компании.
Официально завезенные в Украину и сертифицированные электрокары ставят на учет в ГАИ абсолютно свободно с одним отличием — в техпаспорте напротив позиции топливо будет стоять буква «е».
Учитывая нестабильный валютный курс и, соответственно, стоимость топлива, которое напрямую коррелирует с ним, покупка электроавтомобиля может стать экономически целесообразным решением транспортного вопроса тысяч простых украинцев.