Всего в нашем городе на сегодня действуют до ста автобусных маршрутов, в основном, это небольшие маршрутки.  Водителями маршруток работают около 2 тысяч человек. Этим водителям запорожцы каждое утро вверяют не что иное, как свои жизни. Каждый пассажир за долю секунды, пока он садится в маршрутку, должен оценить ситуацию и решить, стоит ли доверять человеку за рулем: то есть адекватен ли водитель, не задохнется ли пассажир в салоне. А там неприятный запах иногда не только от курева (некоторые микроавтобусы на конечных остановках водители используют как курилки – собираются в одной машине, не задумываясь, что пассажирам потом эту вонь вдыхать), но и разлитого по сиденьям и полу пива (это уже пассажиры “стараются”), и вообще пахнет неизвестно чем – сиденья и полы в некоторых маршрутках реально прогнившие.

 Да, пассажиры, наши читатели, в основном, предъявляют к маршрутчикам претензии: водители нарушают скоростной режим, обгоняют и подрезают друг друга, не возят льготников, набивают больше нормы людей в салон (но, если не брать стоячих, как последние доберутся на работу и с нее?), не ориентируются в городе (автор этих строк была свидетелем, когда водитель у пассажиров спрашивал названия остановок), говорят по мобилкам (переговоры с другими водителями идут постоянно), курят за рулем (в последнее время уже меньше), выходят на работу пьяные или “под кайфом” (такие случаи были зафиксированы правоохранителями). Да, в последнее время, благодаря требованию иметь видеорегистратор и визитку с данными водителя, дисциплина среди перевозчиков значительно улучшилась. Но… по выходным видеорегистраторы в маршрутках зачастую не работают или отсутствуют – водители знают, что в эти дни их не будут проверять.

Конечно, главное, что пассажирам не нравится в поведении водителей – это то, что они (водители) такие же, как и все мы, современные запорожцы: хотят сразу денег и побольше, не хотят заботиться о своем здоровье (а курение, алкоголизм и наркомания – проблемы не только водителей), не хотят быть воспитанными и повышать свой профессиональный уровень, потому что все люди, в основном, ленивы. Но это уже проблемы философские, а пока практика показывает, что меры контроля, предпринимаемые правоохранителями и городскими властями, приносят в плане дисциплины позитивные результаты.
К сожалению, пока в городе не проведено научное исследование пассажиропотока (такой план у городской власти был, но денег на него пока нет), говорить о глобальном совершенствовании перевозок рано.
Напомним также, что работает сайт http://bustrack.com.ua/, на котором можно проследить за движением запорожских маршруток, в которых уже установлены GPS-навигаторы. При наведении “мышки” на конкретный маршрут можно увидеть название перевозчика, номер авто. Если “капля” (а машина изображается на сайте так) красная – скорость движения превышена. До конца года навигаторы должны появиться во всех маршрутках города.
Накануне Дня автомобилиста мы решили поговорить с водителем маршрутки. Подлинное имя, как и название своей фирмы, водитель предпочел не называть.
– Каждый ли день водители проходят медицинский контроль?
– Обязательно, перед выходом на работу.
– Кто ваши коллеги – молодые люди, среднего возраста, пожилые?
– Это люди всех возрастов примерно поровну, есть молодежь, есть семейные, есть и солидные люди.
– Правда ли, что водителям приходится работать чуть ли не круглые сутки?
– Нет, конечно, все мы нормальные люди и нормально отдыхаем. А если бывают какие-то ситуации с недостаточным отдыхом – так на какой работе их не бывает…
– Сколько длится ваш рабочий день?
– По-разному.
– Есть ли у вас обеденный перерыв, возможность нормально поесть, отдохнуть в течение рабочего дня?
– Конечно, в “час пик” мы не прерываемся, а в середине дня и отдыхаем, и обедаем. В принципе, кроме “часа пик” напряженности на работе нет.
– Проводится ли уборка в салоне маршрутки, и кто ее делает?
– Сам водитель убирает, я это делаю регулярно.
– Ваша зарплата фиксированная или зависит от заработанного?
– Зависит от заработанного за день.
– За чей счет делается ремонт машины?
– За счет фирмы.
– А если ГАИ оштрафует?
– За счет водителя, он же нарушил.
– Будет ли вам удобнее работать по строгому графику, с диспетчером и централизованной связью (как в троллейбусах и трамваях)?
– Конечно, так было бы лучше. Особенно хотелось бы, чтобы работал диспетчер, была бы рация.
– А вы и ваши коллеги не возражают, чтобы пассажиров перевозили большегрузные автобусы?
– Нет, мы понимаем, что это удобнее, я бы и сам хотел работать на большом новом автобусе.
– Помогло или помешало вам введение регистраторов?
– Это была очень правильная инициатива, и теперь можно всегда доказать, кто виноват, например, в ДТП.
В общем, картина весьма оптимистичная, и вообще при личном знакомстве водитель маршрутки оказывается гораздо более приятным человеком, чем с точки зрения постоянного пассажира. Правда, за рамкой разговора остались многие “скользкие” темы – ведь, по неофициальным данным, только для того, чтобы поступить на работу водителем, надо дать взятку в несколько тысяч…

Елена ПОДДУБНАЯ,
фото Владимира ШЕРЕМЕТА