Фонд “Демократические инициативы” имени Илька Кучерива проводил исследование вместе с Социологической службой Центра им. Разумкова с 17 по 22 мая текущего года. Опрошено 2 тыс. 10 респондентов в возрасте 18 лет и старше во всех регионах Украины. Согласно опросу Верховной Раде ПОЛНОСТЬЮ доверяют 1,6 %, политическим партиям – 2 %, судам – 2,7 %, правительству и банкам – по 3,0 %, милиции – 3,2 %. (УНИАН, 11.06.2013).

Репутация шулера никого не смущает

Сразу несколько замечаний. Во-первых, речь идет о цифрах полного доверия, есть еще – и здесь положение несколько получше – о ПРЕИМУЩЕСТВЕННОМ доверии, но мы на него внимания обращать не будем, дабы, как говорится, не засорять рисунок. Во-вторых, не будем учитывать в указанном списке правительство. Ибо оно, как и во всем мире, “антинародное”: ведь народ хочет высоких зарплат и пенсий, а правительство, при том же желании, еще должно как-то сбалансировать бюджет. В последнем и заключается его главная задача, а не в том, чтобы, условно говоря, нравиться девочкам…
Поэтому только обо всех остальных из списка понемногу, а, кроме того, несколько слов о лидерах доверия. Согласно тому же опросу, 31,7 процента украинцев, принявших в нем участие, ПОЛНОСТЬЮ доверяют церкви. СМИ в рейтинге вторые – 10,3 %. Третья в рейтинге доверия – армия, но, скорей, по инерции, и из-за введенной новым руководством закрытости информации. Что там за заборами творится, способны ли служивые воинских частей не то что Родину защитить, но хотя бы убрать закрепленную территорию из-за своей малочисленности, – это теперь тайна. Правда, как позитив отметим, что армия сегодня и нечасто фигурирует в каких-то громких скандалах.
Церковь же, несмотря на распри и скандалы, стабильно пользуется доверием наших граждан. Эксперты склонны это связывать с тем, что нет чего-то лучшего. Автор, как и многие граждане, долгое время был не очень высокого мнения о прессе, все чаще являющейся заангажированной служанкой тех, кто платит деньги. Правда, в последнее время вынужден отметить, что пресса со свей функцией (благодаря, возможно, Интернету) справляется на все сто, и в общем-то, ничего существенного от нее теперь спрятать нельзя. Другой вопрос, что сонное наше общество никак не реагирует на информацию, которой бы вполне хватило для революции в Ливии или для 2-миллионной демонстрации в Париже.
А вот почему это общество сонное, становится понятно из антирейтинга доверия. Полностью дискредитировавшая себя система управляемой демократии вызывает у населения стойкое отвращение. Многие еще не понимают почему, но за вождями уже не ходят, и ни “позиции”, ни оппозиции не верят. О судах говорить уже приходилось– страшная они сила в условиях Украины. И если в Иране к президенту (избранному народом) приставлен какой-то аятолла – от бородатых высокопоставленных верующих, если в Турции десятилетиями к правительсву и парламенту был приставлен Генштаб от Англии, Франции и США, то у нас, похоже, сами догадываетесь от кого, ко всем-всем- всем приставлен суд, который при нынешних полномочиях кого хочешь изведет. Но это так, предположение…
Банки пожинают плоды своего бесчеловечного отношения к клиентам. Да плюс немыслимые проценты по кредитам отбивают всяческую охоту иметь с ними дело. Живут банки, похоже, сегодня за счет платежей и карточек, правда, доказать, в случае чего, что на последних есть деньги, наверное, будет весьма проблематично.
Милиция в последнее время как-то часто стала вляпываться в гнусные истории типа врадиевского изнасилования. От этого дела рейтинг, сами понимаете, не растет.
Впрочем, лидером этого самого антирейтинга ожидаемо стала Верховная Рада. Институт, придуманный в свое время специально для Украины еще ЦК и КГБ и призванный не дать этой стране нормально жить. По большому счету, наш парламент с этой задачей успешно справляется. Ибо осколок СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ тихо, но последовательно создал систему одновременно и тотальной безответственности, и тотального контроля. Впрочем, а как по-другому может быть, если мы доверили описать правила отношения к нам конторе с официально зафиксированной (1.6 % доверия) репутацией шулера?
Попробуем объяснить, в чем тут дело. В свое время умные люди внедрили идею распределения властей на законодательную, исполнительную и судебную ветви, имея в виду вот что: законодатели устанавливают правила игры в интересах действующего правительства (ибо оно всегда имеет большинство в парламенте), утверждает бюджет и контролирует его исполнение. Исполнительная власть придерживается закона и в его рамках вольна делать, что считает нужным, судебная же определяет, все ли делается в соответствии с тем самым законом. Все просто?

Самоуправление, которого нет и…
не надо

Но у нас сложно. Наш парламент всегда лез, лезет и еще, похоже, будет долго лезть в различные сферы деятельности других ветвей власти. Притом делается это такими формами и методами, что крайнего уже не установишь. Ибо Раду же не посадишь полным составом! Впрочем, на этом мы и притормозим, а обратим внимание на другой вопиющий пример: при всей болтовне о местном самоуправлении, таковое у нас, похоже, ликвидировано как класс. Если кто не согласен, то вот вам сказочка. С момента возникновения Магдебургского права в дела городов в той же Европе и Америке не особо-то и лезут. Есть местное самоуправление (т. е. своеобразная автономия), которое “откупается” от государства некой суммой или некими процентами денег в виде отчисления налогов. И затем, к примеру, мэрия сама думает, как бы жить по закону, но распределять при этом оставшиеся деньги. Если горожанам нравятся фонтаны – строим фонтаны, нравится сидеть в тепле – покупаем газ, а если нужны дороги, то содержим их в образцовом состоянии. Тут главное, чтобы выборы не были фикцией, и тот, кто не совсем верно понял жителей города, уходил.
Увы, у нас несколько иные подходы. Как в свое время, извиняемся, тупо брали с потолка суммы зарплат, пенсий и прожиточного минимума, так сейчас устанавливается цифра оставленных городам денег на решение ими своих законных функций. И оказалось, что коммунальное хозяйство – реформируй его или не реформируй – на пороге настоящего национального бедствия. Ведь почти все деньги городов, а поселков, так, считай, все, уходят на выплаты зарплат бюджетникам. Которых оптимизируют-оптимизируют, а потом все удивляются, почему население все вымирает и вымирает, и не компенсирует его потери даже иммиграция с Востока.
Но и это не все! Те оставшиеся городам деньги фактически распределяются в Киеве, и не только запорожские (ладно очень крупный областной центр), но и пологовские, и даже михайловские. Впрочем, если пройдя все круги ада, города, городки и поселки все же выбьют какие-то деньги (сейчас их научились, вроде, выбивать даже грамотные сельские головы), то есть такое казначейсво, которое просто блокирует счета органов местного самоуправления. Т.е. деньги у сельсовета есть, бюджет есть, счета за выполненные работы и услуги есть, но их просто не пропускают. И управы, как вы понимаете, ни на кого нет…
Среди анекдотов, которые распространяются телевизором, есть и такой: в стране идет жестокая борьба с коррупцией. На самом деле бороться не надо, надо просто элементарно закрепить ответственность. Т.е. за вот этот участок отвечает Иванов, а тут ставит подпись и отвечает за нее Сидоров. А дальше – случись что, фининспекция и прокуратура вмиг найдет крайнего. Но пытливые умы в той же Верховной Раде (и это, товарищи не вчера!) подумали-подумали и решили, как сделать так, чтобы никто и ни за что не отвечал. Нет, за несколько десятков тысяч законных трат на котельную вам все внутренности вытащат, а вот миллионы и миллиарды вы можете спустить, и никого это даже не поколышет.

“Маленькие хитрости”

Да что вы такое говорите – заметит удивеленный читатель. Но вот такой фактик появился на сайте ГУМВД Украины в Запорожской области (26.07.2013, языком оригинала): “2 липня 2013 року співробітники УДСБЕЗ ГУМВС України в Запорізькій області у Запоріжжі, в офісному приміщенні затримали підозрюваного, начальника відділу Державного земельного кадастру Приморського району Запорізької області, депутата Приморської міської ради, на “гарячому” – під час отримання частини “замовленої” суми в розмірі 100 000 гривень. Факт передачі грошей був задокументований. Під час особистого обшуку депутата зазначені грошові кошти були вилучені слідчим. В ході подальших слідчих дій до матеріалів провадження було долучено документи та матеріали, які підтверджують факти вимагання держслужбовцем неправомірної вигоди в розмірі 2 500 000 гривень за укладання договору суборенди земельної ділянки та розгляд цього питання на земельній комісії та сесії Приморської міської ради”.
“Пережуем” прочитанное. Ключевое слово в сообщении – депутат горсовета, который готовит вопрос на сессию. При этом состав Приморского горсовета – 30 человек. Население Приморска – 14 тысяч человек. А теперь другие цифры – Москва с населением свыше 15 миллионов человек имеет 35 депутатов Московской городской думы. У последней фактически две функции – утверждение бюджета и его контроль. Когда потребовалось снять Лужкова, ввели и третью – выборы мэра. Но теперь мэра Собянина опять будут избирать москвичи. Все депутаты – освобожденные, т. е. они профессионалы – работают депутатами и получают за это зарплату. Это европейская практика – другой вопрос, что в небольших городах муниципальных советников (депутатов) бывает и пять. Что тут самое важное? Что депутаты принимают бюджет (т. е. сморят, на что потратить деньги, чтобы понравиться горожанам), а затем контролируют, чтобы деньги были потрачены именно так, как их распределили. Все остальное делается по написанным уже Госдумой (европейскими парламентами) законам мэром и его командой. Которая несет всю полноту ответственности за каждую поставленную подпись. Персонально и лично.
Что у нас? Как в деле любом и АРХИВАЖНОМ, где крутятся миллионы и миллиарды, все решает неподготовленная самодеятельность. И если при Советской власти последняя была фикцией, ибо все решалось в обкоме-горкоме (и кто-то нес за это персональную ответственность), то сейчас полнейшая обезличка. Для успешной реализации которой требуются две вещи: недобросовестный товарищ, “готовящий вопрос”, плюс товарищ (товарищи), контролирующий большинство совета. Как правило, подобные вещи случаются “в комплексе”, и мы получаем блестящую, ПРЕДУСМОТРЕННУЮ ЗАКОНОМ, коррупционную схему. Ибо у нас – в отличие от Москвы – совет везде и всюду! Вернее, сессионное решение нужно везде – без него жизнь города и поселка просто умирает. Но если бы милиция не припутала приморского депутата-землемера на 2,5 миллионах, то дальше крайнего уже не найти. Сессию ведь не посадишь! Прокурор может наложить протест, сессия – отказать, прокурор может пойти в суд, который, извиняемся, нужно у совета еще выиграть. Правда, после него есть еще Апелляционный – к тому же, в зависимости от ситуации, у наших людей есть возможности апеллировать и в Запорожский суд, и в Днепропетровский (административный), и в Донецкий (хозяйственный). Словом, замучишься отбиваться. Кроме того, фактор времени для наших людей и порядков может иметь решающее значение. Часто бывает так, что нечего возвращать назад – оно пять раз уже ВПОЛНЕ ЗАКОННО перепродано…
Понятно, что описанная выше схема ни государству, ни городам, ни жителям последних – не помощник. Можно долго экономить копейки, когда в это время кто-то спокойно тащит гривны сотнями. Можно многое чего еще, но “удивительные и неповторимые решения” сведут все и вся на нет. А как быть по-другому, если все фактически еще 20 с лишним лет назад поставлено на самоликвидатор? Аналитики ЦРУ, оценив все, давали нам жизни до 1995 года, но мы и сегодня живы. Ибо такой богатой страны с таким долготерпящим и работящим народом, поди еще поищи…