Вывоз мусора – очень важная составляющая жилищно-коммунального хозяйства. Городской голова Владимир Буряк неоднократно подчеркивал: «Выходя из своего дома, запорожцы должны видеть чистые дворы и вывезенный мусор». Это задача соответствующих коммунальных служб.
Однако проблема своевременного вывоза мусора продолжает оставаться достаточно острой. В чем причина этой ситуации, какой выход из этого, когда улучшится работа по вывозу твердых бытовых отходов? Об этом журналистам рассказал генеральный директор компании «Вельтум-Запорожье» Игорь Бурчак.
– Ваше предприятие занимается вывозом твердых бытовых отходов. Это касается как многоэтажек, так и частного сектора. Как предприятие получило это право? Какими документами оно регулируется? На какой срок заключен договор вывоза мусора, когда и с кем?
– Уже девять лет ООО «ВЕЛЬТУМ-Запорожье» предоставляет услуги по вывозу отходов от придомовой территории жилого фонда, а с июля 2012 – и твердых бытовых отходов от частного сектора. Такие права были предоставлены нашей компании решениями исполнительного комитета Запорожского горсовета.
Между исполнительным комитетом ЗГС и нашим предприятием был заключен договор для оказания услуг высотного жилищного сектора города, также индивидуальные договора с нами заключают собственники ЖСК, ОСМД и жители частного сектора. Срок действия таких договоров составляет 10 лет.
– Расскажите о Вашем предприятии. Сколько людей на нем работает? Чем они занимаются? Какое количество техники в наличии? Достаточно ли этой техники? В каком она состоянии? Как предприятие планирует обновлять парк своей техники? Существуют ли вообще такие планы?
– Предприятие было создано в 2008 году путем объединения коммунального предприятия «Коммунсантрансэкология», которое имело на тот момент более чем 90-летний опыт работы по вывозу отходов с территории города, и немецкой компании «РЕМОНДИС», которая являлась лидером в Европе по обращению с отходами.
У нас работает более 200 человек и используется 32 единицы спецтранспорта различной грузоподъёмности. К сожалению, сейчас наша техника нуждается в капитальном ремонте, поскольку эксплуатируется в жёстких условиях. Срок службы спецавтотранспорта составляет 8-10 лет и в дальнейшем требует капитальных ремонтов или замены. И то, и другое – это значительные финансовые затраты. Поскольку вопрос ремонта и привлечения новой техники очень актуален для предприятия, на сегодня рассматриваются всевозможные пути его решения – при этом вопрос финансов остается главным. Наше предприятие ведет ряд переговоров: с предприятиями на предмет получения техники, с банками на предмет финансирования, с организациями на предмет использования капинвестиций.
– В чем причина сбоев с вывозом мусора? Как часто происходят такие случаи? Кто контролирует своевременность вывоза ТБО? Как и кем формируются графики вывоза? Как городская власть реагирует на несвоевременный вывоз мусора?
– Причин сбоев в графиках вывоза отходов несколько. Во-первых, согласно новым установленным нормам, в городе увеличилось количество отходов. Так, контейнеры около высотных домов и пакеты около частных домов перегружены строительным и коммунальным мусором. Это привело к поломкам оборудования и автотранспорта, а значит, к необходимости часто их ремонтировать. Из-за нехватки финансов и отсутствия запасных частей выполнять ремонты оперативно мы не можем. Еще один немаловажный вопрос – низкая зарплата, которая также зависит от финансового состояния на предприятии.
Что касается маршрутных графиков предоставления услуг, то их составление и контроль за их соблюдением является функцией отдела логистики предприятия. Специалисты разрабатывают графики отдельно для каждого автомобиля и учитывают количество образующихся отходов, подъездные пути к их вывозу.
Вопрос несвоевременного вывоза отходов на постоянном контроле городских властей – это оперативные совещания в мэрии, ежедневные отчеты перед горадминистрацией о количестве автомобилей на линии, о количестве невывезенных отходов и мероприятия по недопущению подобных ситуаций.
– Еще одна проблема – нехватка мусорных баков. Сколько их вообще в городе? Их действительно не хватает? Почему их значительная часть находится в неудовлетворительном состоянии? Приходилось слышать жалобы, что мусорные контейнеры постоянно страдают от действий вандалов. Это действительно так? Какие цифры Вы можете привести? Сколько нужно дополнительных баков по городу? Как Вы планируете решать эту проблему? Увеличится ли в ближайшее время количество баков?
– По решению исполнительного комитета ЗГС с февраля 2018 года нормы вывоза бытовых отходов в городе увеличены в среднем на 15% (с 2,1 м3/год на одного жителя до 2,42 м3/год). Но это проблема не только нашего города, а всего мира. В связи с этим возникает необходимость увеличить количество мусорных контейнеров и спецтехники. На сегодня в городе более 5 тысяч контейнеров, до соответствия нормам не хватает еще тысячи. Часть контейнерного парка подлежит замене в связи с непригодностью к эксплуатации из-за перегруза несоответствующим составом отходов и порчей контейнеров. Все эти задачи требуют финансового решения.
– Довольно часто можно увидеть картину: у мусорных баков или вообще вблизи домов неделями, месяцами лежат кучи строительного мусора. Откуда они появляются? Кто его вывозит? Как вообще владельцу квартиры законно решить вопрос вывоза строительного мусора?
– Вопрос вывоза строительных отходов юридические и физические лица должны решать самостоятельно, поскольку целенаправленно занялись строительством, реконструкцией, ремонтом. Для решения вопроса строительных отходов можно воспользоваться услугами нашего предприятия на захоронение этих отходов на полигоне ТБО, заплатив за фактически привезенные отходы сумму 58,81 грн/тонну.
– Еще одна проблема – крупногабаритный мусор. Чего только не увидишь на наших мусорных площадках возле домов: диваны, кресла и многое другое. Опять же вопрос, кто должен вывозить этот мусор? Занимается ли этим «Вельтум-Запорожье»?
– Наше предприятие предоставляет услуги и по вывозу крупногабаритных отходов. Услуга выполняется по заявкам управленческих компаний и райадминистраций. В заявке они должны указать места скопления таких отходов. После этого нашим отделом логистики составляется маршрут, и эти отходы вывозятся.
– Опять же из собственного опыта: к мусорным бакам возле дома подъезжает мусоровоз. Отходы из баков попадают в грузовик. В то же время мусор, который выпал во время загрузки, остается на земле. Также не загружают мусор, который горожане оставляют около баков, в случае, когда они были переполнены. В результате бумажки, пакеты, обертки разлетаются по всему кварталу. Кто должен убирать мусорные площадки, поддерживать их в надлежащем санитарном и техническом состоянии? Почему это своевременно не делается? Кто должен загружать мусор в баки? Изменится ли ситуация, пример которой я привела?
– Если при загрузке в автомобиль отходы из контейнеров были рассыпаны работниками предприятия, то они же должны убирать за собой. Контейнерные площадки убирают управляющие компании (для этого работают дворники). Если в результате сбоя графика по вине нашего предприятия произошло перенакопление твердых бытовых отходов – наше предприятие убирает это самостоятельно.
Еще раз подчеркну – мы вывозим твердые бытовые отходы. Листва, ветки, смет от уборки территорий, подвалов, чердаков должны убираться балансодержателем самостоятельно. Т.е. убирает тот, кому принадлежит данная территория.
Предприятие работает в направлении своевременного и качественного предоставления услуг.
– Запорожцы, коммунальщики часто жалуются, что большие мусоровозы разрушают внутриквартальные дороги. Это действительно так? Есть ли возможность изменить ситуацию? Как это планируется сделать?
– На предприятии имеется насколько видов спецтехники, как более легкие (на базе автомобиля ЗИЛ), так и более грузоподъёмные автомобили МАН. Маршруты по вывозу отходов разработаны с учетом количества отходов и подъездных дорог.
Использование такой большой техники, как МАН, диктует само время. Во-первых, больший объем вывоза отходов за один маршрут снижает стоимость услуги для жителей города. Во-вторых, один МАН заменяет несколько единиц техники меньшей грузоподъёмности, тем самым снижается количество выбросов выхлопных газов на дорогах. И наконец, такая техника используется на маршрутах дальних районов города. Снижается количество транспорта при вывозе отходов с правого на левый берег Днепра, что также немаловажно для жителей города, учитывая проблему с мостами, особенно в летний период.
Наши автомобили работают на транспортных дорогах, которые предназначены для движения автомобилей любой грузоподъёмности и любого назначения.
– Куда запорожцам звонить, если у них не вывезли мусор? К предприятию «Вельтум-Запорожье», в районную администрацию, возможно, сразу к мэру? Назовите телефоны, электронную почту, адрес, куда горожане могут обращаться. Возможно, это можно сделать через социальные сети?
– На предприятии работает диспетчерская служба. Телефоны горячей линии: 228-55-24, 228-55-25, 228-55-27. Адрес предприятия: г. Запорожье, ул. Иванова, 99. Электронный адрес: office@weltum.com.
– Как предприятие реагирует на жалобы относительно плохого вывоза мусора? Насколько оперативна реакция? Кто вам сообщает о соответствующих случаях? Можно ли улучшить ситуацию с реагированием на такие жалобы?
– Все пожелания и жалобы, которые приходят в наш адрес, обязательно регистрируются в журнале с последующим отчетом перед органами городской власти. Жалобы и предложения, поступившие в письменной виде, проходят ту же процедуру отчетности, однако после заявителю еще отправляют письменное уведомление о принятых мерах.
– С многоэтажными домами ситуация более-менее понятна. Жители квартир оплачивают вывоз мусора. Какова ситуация с частным сектором? Какими документами регулируется вывоз мусора здесь? Произошли ли какие-то изменения в последнее время? Какой процент жителей частного сектора заключил договоры?
– До февраля 2018 года предприятие вывозило отходы с территории частного сектора в специальных пакетах с нашим логотипом. Основанием служил заключенный договор на оказание этой услуги с обязательной ежемесячной оплатой. Мы разработали маршруты движения транспорта согласно договорным объёмам.
Около 60% жителей частного сектора тогда имели договора – остальные отказывались, мотивируя отсутствием отходов.
С февраля 2018 года предприятие приняло решение вывозить отходы в таре жителей города, вследствие чего отходы появились у всех жителей одновременно, и объем их вырос в 4-5 раз. К такой ситуации наше предприятие не было готово, поскольку маршруты, которые ранее были рассчитаны на уборку в день одной машиной нескольких кварталов частного сектора, превратились в уборку одного квартала в течение нескольких дней.
Вследствие этой ситуации произошли сбои в вывозе отходов во всех районах города. Перегруженные автомобили все чаще становились на ремонт, тем самым срывая графики вывоза отходов не только в частном секторе, но и с территорий хозрасчетных предприятий и организаций. Было принято решение привлечь дополнительную технику. Задача вывоза отходов от этого только усложнила финансовое состояние предприятия за счет оплаты привлеченной техники и дополнительных ремонтов собственной.
На сегодня принято решение с 1 июня 2018 года вернуться к схеме вывоза отходов с использованием пакетов зеленого цвета с логотипом предприятия. Выдачу пакетов будут осуществлять представители квартальных комитетов. Для этого проводится активная разъяснительная работа в этом направлении. Горожан информируют через СМИ и платежные документы, которые они получают за услугу вывоза. Проводятся собрания в райадминистрациях города с председателями квартальных комитетов. Подготовлены информационные листы для распространения среди жителей внутри квартала.
– Возникает вопрос. Куда девают мусор те, кто не заключил соответствующие договоры? Можно ли назвать их действия одной из причин возникновения «стихийных» свалок? Продолжается работа по заключению договоров? Вообще, жители обязаны их заключать? Если не заключили, то что дальше?
– В нашей стране законодательно предусмотрена обязательная ежемесячная оплата коммунальных услуг и обязательное ежемесячное их получение. Даже имея сбои в графиках вывоза отходов, наше предприятие старается ежемесячно вывозить весь их объем, при этом не получая 100% ежемесячной оплаты за это.
Наше предприятие предлагает свои услуги по вывозу и захоронению отходов, но при этом не имеет рычагов воздействия на недобросовестных жителей, отказавшихся от услуг.
– Еще один проблемный вопрос для Вас. Заключение договоров на вывоз мусора с частными фирмами, кафе, магазинами, ресторанами. Какова ситуация здесь? Какой процент заключенных договоров? Какая ведется работа по улучшению ситуации? Почему вообще такая ситуация сложилась?
– Ситуация, аналогичная частному сектору – у частных предпринимателей, по их словам, отходов не бывает, особенно если ведут свою деятельность вблизи жилой застройки.
Отходы их деятельности попадают в контейнеры жителей, что влечет за собой еще одну проблему переполнения баков.
Но работа в этом направлении проводится. Специалисты нашего предприятия вместе с сотрудниками инспекции благоустройства горисполкома обходили такие организации, проводили разъяснительную работу о нарушении законов Украины и уклонении от оплат коммунальных услуг в связи с отсутствием договора на их предоставление.
Наше предприятие предлагало услуги по вывозу отходов, однако рычагов воздействия на эту ситуацию у нашего предприятия нет.
– Какие проблемы возникают в результате того, что предприниматели не заключают договоры на вывоз мусора? Обязаны ли они это делать? Кто может заставить их заключить такие договоры? Кто в результате оплачивает вывоз мусора, за который не заплатили недобросовестные предприниматели?
– Наличие договоров на предоставление коммунальных услуг (вывоз и захоронение) для жителей, предприятий, организаций – обязательно.
Наше предприятие, к сожалению, не может заставить заключить договор, а может только предлагать свои услуги.
Для жителей жилищного фонда такие договора заключены. И недобросовестные предприниматели выбрасывают свои отходы в контейнеры жителей города, соответственно, и оплата за их вывоз ложится на тех же жителей.
– Предприятие «Вельтум-Запорожье», а до того «Умвельт-Запорожье» неоднократно заявляли, что тариф на вывоз мусора в Запорожье необходимо увеличивать. Однако городской голова Владимир Буряк несколько раз отказывался выносить этот вопрос на рассмотрение. Почему мэр занял такую позицию? Какие требования он выдвинул для изменения тарифов?
– Услуга по вывозу отходов является коммунальной услугой. Ее стоимость устанавливается решением местных органов власти на основании подтверждающих документов.
Действительно, наше предприятие подняло вопрос изменения тарифа, озвучены проблемные стороны, с которыми мы сталкиваемся, поданы подтверждающие документы в горисполком о выросших затратах предприятия.
Но, учитывая ту ситуацию, о которой говорилось ранее, мэр города лично пытается в ней разобраться, потому и отодвигается окончательное решение.
Мы озвучили задачи, с которыми сталкивается наше предприятие, пути их решения, но при этом сталкиваемся и с проблемами, от которых пытаемся уйти. Одной из проблем является сбой в маршрутных графиках вывоза отходов, который, конечно, накаляет обстановку, увеличивает количество негатива от жителей города в сторону работы предприятия. Эта реакция жителей не остается незамеченной мэром, поэтому Владимир Буряк поставил задачу навести порядок в вопросе вывоза отходов в городе. Наше предприятие занимает активную позицию в этом направлении: разработаны и внедряются мероприятия по улучшению ситуации обращения с отходами, результаты которых видны уже сегодня – это дополнительная техника на маршрутах и разъяснительная работа в СМИ.
– Давайте остановимся на следующем. Что собой все же представляет тариф на вывоз мусора? Что входит в его состав? Действительно ли его нужно повысить? Почему? Будет ли это повышение экономически обоснованным?
– Тариф – это сумма затрат предприятия на предоставление услуг. Основными статьями затрат являются затраты на содержание техники (топливо, запчасти, ремонты), заработная плата, оплата коммунальных услуг, оплата обязательных налогов (в том числе и за загрязнение окружающей среды), затраты на оформление и доставку платежных документов. Структура тарифа всегда обнародуется в газетах и на сайтах в интернете.
Для изменения тарифа готовится соответствующий пакет документов с обоснованием и подтверждением всех составляющих затрат на предоставление услуг. Как пример, стоимость топлива в тарифе, по которому сейчас оплачивается услуга, составляет 17,46 грн/литр. Сегодня предприятие его покупает по 23,97 грн/литр. Затраты на запчасти для ремонта транспорта выросли в три раза. Заработная плата согласно требованиям закона должна увеличиться на 50%.
– Давайте представим. Вы выполнили требования, выдвинутые городским головой. Качество вывоза мусора повысилось. Вы подали экономически обоснованные предложения по изменению тарифов. Исполком эти изменения утвердил. Что дальше? Что от этого получат запорожцы, город? Как улучшится качество работы предприятия? Будет ли увеличено количество техники, мусорных баков?
– Жители города получат, прежде всего, своевременно оказанную услугу, увидят чистые контейнерные площадки и заметят новую технику и контейнерные баки.
– Когда запорожцы, городские власти, наконец, увидят свет в конце тоннеля? То есть когда ситуация с вывозом мусора улучшится, а проблема исчезнет со страниц СМИ и социальных сетей, так как будет решена? Что для этого нужно сделать? Сколько на это нужно времени?
– Прилагаем все усилия для наведения порядка, но значительные изменения будут видны месяца через три.
– Что бы Вы хотели напоследок пожелать запорожцам? С какими словами обратиться? Возможно, призовете вовремя оплачивать вывоз мусора или не создавать «стихийные» свалки?
– Много обещаний давать не будем, но своевременно и качественно выполнять свои обязательства перед городом намерены.
Единственными доходами нашего предприятия является оплата за предоставление услуг обращения с отходами.
В связи с чем акцентируем внимание на то, что своевременная оплата за вывоз отходов напрямую зависит от своевременной закупки топлива и выхода автомобиля на линию для предоставления услуг вовремя.
Ежемесячная оплата в сумме 11,36 грн для жителя города намного дешевле и безопасней в части санитарного и экологического состояния в городе, чем разбрасывание отходов по территории посадок, железнодорожных путей.