Местные выборы состоятся 25 октября 2015 года – это очередные выборы депутатов областных, районных, городских, сельских и поселковых советов, городских, поселковых, сельских голов. Предыдущие выборы органов местного самоуправления происходили в октябре 2010 года. Выборы в различные органы местного самоуправления будут проходить по разным избирательным системам. Так, выборы сельских и поселковых голов пройдут по одной системе, сельских и поселковых советов – по другой, но подобной, выборы городских голов в городах с населением более 90 000 избирателей – по третьей, а городские, районные, поселковые советы – по четвертой. Знать и понимать избирательную систему, механику “преобразования голосов в мандаты” критически необходимо всем участникам избирательного процесса. О чем и пойдет речь ниже.
«Мэрский» бюллетень
Как известно, кандидатами на должность городского головы Запорожья зарегистрированы 26 человек (см. список в предыдущем «Перекуре»). Если никто из кандидатов в первом туре не заручится поддержкой более 50% голосовавших, что маловероятно, то через две недели будет проведен второй тур, куда выйдут два кандидата. Чтобы стать победителем, кандидат должен набрать простое большинство голосов.
Запорожский городской
и областной советы
Выборы в эти советы будут проходить по совершенно новой системе, которая в Украине раньше никогда не применялась.
Партийные “списки” с мажоритарными кандидатами
В городские, районные, областные советы кандидатов могут выдвигать только партии. “Самовыдвиженец” сможет баллотироваться в эти местные советы.
Как известно, 23 партии выдвинули своих кандидатов в Запорожский городской совет. Партийная строчка в бюллетене будет состоять из первого кандидата – лидера списка, который автоматически проходит в совет, если партия преодолеет 5-процентный барьер. И кандидата, выдвинутого партией конкретно по этому округу (в Запорожье всего 64 городских округа). То есть на каждом округе партия может быть представлена конкретным кандидатом, а может и не быть – тогда избиратели смогут голосовать “за партию в целом”. Избиратель может выбрать только один вариант в этом бюллетене. То есть:
– или проголосовать просто за партию и лидера списка, а если партия выдвинула кандидата на округ, то и за конкретного выдвиженца;
– или за партию и автоматически лидера, без кандидата-выдвиженца.
Поэтому голос каждого избирателя есть обязательно голосом за определенную партию и ее “лидера” и также может быть одновременно голосом за определенного кандидата от этой же партии.
Для того чтобы попасть в горсовет, партиям необходимо превысить 5-процентный барьер принявших участие в голосовании. Внутри партийного списка кресла достанутся тем кандидатам-выдвиженцам, которые в процентном соотношении наберут больше всего голосов.
Аналогичная схема будет действовать и при голосовании за областной «парламент», с той лишь разницей, что в облсовет будет выбрано 84 депутата, и границы округов отличаются от городских.
Казусы
действующего закона
Кандидат от партии может набрать подавляющее большинство голосов избирателей в округе, но не получить мандат и не попасть в совет, если его партия в целом по всему городу (области) наберет меньше проходного барьера.
Представители той или иной партии могут лидировать во всех округах, однако мандаты получат не все, если еще хоть одна партия преодолеет проходной барьер.
Некоторые округа могут быть вообще не представлены в совете, а некоторые могут иметь несколько депутатов. Депутатами от некоторых округов могут стать кандидаты, которые заняли даже третье или четвертое или еще более низкие места.
Если какая-то политическая сила недооценит своей популярности и выставит меньшее количество кандидатов, чем в результате получит мандатов в совете, эти места в совете останутся незаполненными до конца срока полномочий местного совета.