Упорядочение движения, особенно в черте города, пока чуть ли не единственный фактор, который может уменьшить негативное влияние автотранспорта.

Противоречия, из которых «соткан» автомобиль, пожалуй, ни в чём не выявляются так резко, как в деле защиты природы. С одной стороны, он облегчил человеку жизнь, с другой – отравляет её в самом прямом смысле слова. Специалисты установили, что один легковой автомобиль ежегодно поглощает из атмосферы в среднем более 4 тонн кислорода, выбрасывая с отработавшими газами прим окислов азота и почти 200 килограммов различных углеводородов. Если помножить эти цифры на 400 миллионов единиц мирового парка автомобилей, можно представить себе степень угрозы, таящейся в чрезмерной автомобилизации.

Во многих крупных городах мира очень остро стоит проблема городского транспорта. Транспортные потоки растут вместе с ростом городов из-за стихийного, не подчинённого рациональному планированию размещения жилых и промышленных зон. В некоторых городах концентрация СО в течение коротких периодов достигает 200 мг/м3 и более, при нормативных значениях максимально допустимых разовых концентраций 40 мг/м3.

Не будет лишним упомянуть и увеличение количества взвешенной в воздухе и осевшей на поверхности пыли, которое объясняется повышенным износом асфальтового покрытия автомобильных дорог.

ООН отмечает массу недочетов

Не так давно в Киеве состоялся Украинский форум транспортной инфраструктуры. Во время его работы специалисты ООН представили доклад “Анализ пробелов, политики, программ, планов и законодательных актов в области транспорта и подготовка рекомендаций по их совершенствованию в Украине”. К сожалению, большинство выводов доклада свидетельствует о том, что в отношении экологичности транспортной отрасли в нашей стране сделано относительно мало шагов. В большой мере многие негативные выводы относятся и к Запорожью.

“Доля транспорта в загрязнении атмосферного воздуха составляет более трети, а в больших городах – от 70 до 90 процентов, – говорится в докладе (к слову, запорожские санитарные врачи на данный момент оперируют цифрой 30-40 процентов). Проблемы экологизации отечественного транспорта требуют анализа пробелов нормативно-правовой базы, отраслевых политик и программ и разработки предложений по совершенствованию транспортного законодательства.Так, Закон «Об основных принципах государственной экологической политики Украины на период до 2020 года» гласит о создании к 2015 году экономических условий для развития инфраструктуры экологически чистых видов транспорта, в частности, общественного. Предусматривается увеличение к 2020 году доли общественного транспорта в общей инфраструктуре на 25 процентов. Однако на сегодня это задание не выполнено. Трамвайный и троллейбусный транспорт приходит в упадок из-за больших объемов безвозмездных перевозок (20 миллионов льготников), недостаточного объема компенсации льготных перевозок из Госбюджета низкого уровня тарифов, старения подвижного состава, ограниченности средств городских бюджетов. В рамках Государственной целевой программы развития электротранспорта приобретен 1 трамвай! В год на всю страну. А между тем, развитие общественного транспорта в городах обуславливаетеще инеобходимость поиска путей оптимального использования городских территорий, так как для перевозки одного пассажира в трамвае требуется 0,9 квадратного метра, автобусе – 1,1, легковом автомобиле – свыше 20 квадратных метров городской территории”.

В докладе ООН отмечается и тот факт, что в нашей стране очень медленно идет процесс стимулирования развития велосипедного, электрического и других видов экологически чистого транспорта, а также такого, что работает на биологических видах топлива. “На сегодня актуальным остается вопрос разработки государственных строительных стандартов велосипедных дорожек. Составители доклада отмечают, что на данный момент реализуются пилотные проекты создания велосипедных дорожек в Киеве и Львове. Однако это слишком мало. Сохраняется декларативность в действиях центральных и местных органов власти в вопросах охраны земель от негативного влияния автотранспорта”, – отмечают представители ООН. В общем, многие вопросы требуют незамедлительного решения. Если, конечно, мы не хотим “задохнуться” в автомобильных выбросах.

“Дорожная карта” уменьшения негативного влияния есть. Надо действовать

Рекомендации экологов по решению транспортной проблемы просты и реализуемы. Так, для снижения вредного влияния автомобильного транспорта, в частности, требуется вынос из городской черты грузовых транзитных потоков. Требование это зафиксировано в действующих строительных нормах и правилах, но практически соблюдается редко. «Город без автомобиля» мыслится как сочетание широких транспортных магистралей, где предоставляется простор для автомобильного движения, с микрорайонами, куда въезд транспорта запрещён или предельно ограничен и где люди ходят только пешком.

Эффективным мероприятием по снижению вредного влияния автомобильного транспорта на горожан является организация пешеходных зон с полным запретом въезда транспортных средств на жилые улицы. Менее эффективное, но более реальное мероприятие – это введение системы пропусков, дающих право на въезд в пешеходную зону только специальным автомобилям, владельцы которых живут в конкретной зоне жилой застройки. При этом должен быть полностью исключён сквозной проезд автотранспорта через жилой квартал.

Движение тяжеловесного транспорта в дневное время разрушает отремонтированные дороги

Кроме экологичного фактора, тот же большегрузный транспорт может негативно влиять и на некоторые экономические составляющие. По состоянию на 10 июня службой автомобильных дорог в Запорожской области ликвидировано 100 процентов аварийной ямочности на дорогах общего пользования государственного значения, которая была обнаружена во время весеннего комиссионного обследования. Полностью ликвидирована ямочность на наиболее важных по значимости участках дорог государственного значения: М-18 Харьков-Симферополь-Алушта-Ялта, М-14 Одесса-Мелитополь-Новоазовск, Н-23 Кировоград-Кривой Рог-Запорожье. На завершающем этапе продолжаются работы на дорогах Н-08 Борисполь–Днепропетровск–Запорожье и Н-15 Запорожье–Донецк. Об этом сообщил заместитель начальника Службы эксплуатационного содержания автодорог Михаил Прохоров.

 

Но, по словам специалиста, ямы на автомобильных дорогах появляются снова. Это в значительной степени связано с тем, что дальнобойщики игнорируют запрет двигаться на тяжеловесном транспорте в светлое время суток.

— На дорогах области идет только технический ремонт, конструктивно дороги мы не усиливаем, поскольку денег на капитальный ремонт в Госбюджете в этом году не предусмотрено. В летний период высокая температура приводит к нагреву асфальтобетонного покрытия, в результате чего ухудшаются его прочностные характеристики. Во время движения большегрузного транспорта при таких условиях происходят катастрофические разрушения дорожного полотна даже на отремонтированных участках, – пояснил Михаил Прохоров.

По данным службы, из-за движения большегрузного транспорта разрушен отремонтированный участок дороги в Васильевском районе. Также под колесами фур портится покрытие в Пологовском, Куйбышевском и Розовском районах. В этой местности в запрещенное время часто проезжает как военная техника, так и грузовики с сельскохозяйственной продукцией.

Служба автомобильных дорог в Запорожской области заблаговременно проинформирует жителей региона о введении режима ограничения движения тяжеловесных транспортных средств общим весом свыше 24 тонн и нагрузкой на ось более чем 7 тонн с 08.00 до 20.00. Также по всей территории области установлены комплекты запрещающих дорожных знаков и информационных панно.

Во время действия ограничений в движении водители тяжеловесных транспортных средств могут воспользоваться имеющимися площадками для отдыха и стоянками автотранспорта, которые обозначены соответствующими дорожными знаками, а также стоянками возле придорожных пунктов сервиса.

Дмитрий СЕМОЧКО