Большие объемы токсичных выхлопных газов оказывают негативное воздействие на окружающую среду и представляют реальную опасность для здоровья людей
В любом городе, большой он или не очень, вредные выбросы автотранспорта серьезно подрывают экологию. Автомобили – наиболее распространенное и одновременно наносящее вред экологии средство наземного безрельсового транспорта, являющееся важнейшим фактором формирования городской окружающей среды. На их долю в Запорожье приходится в среднем 30–40 процентов загрязнения атмосферы вредными выбросами. Автомобиль выжигает значительное количество кислорода, выбрасывая в атмосферу эквивалентное количество диоксида углерода, что способствует формированию парникового эффекта и ухудшению экологии. В составе выхлопных газов содержится порядка 300 вредных веществ. Основными загрязняющими атмосферу веществами являются оксиды углерода, углеводороды, оксиды азота, сажа, свинец, диоксид серы. Среди углеводородов наиболее опасны бензапирен, формальдегид, бензол.
При работе автомобиля в атмосферу поступает также резиновая пыль, образующаяся при стирании покрышек. К тому же, при использовании бензина с добавлением соединений свинца автомобиль загрязняет почвы этим тяжелым металлом.
Мониторинг охраны почвы на территории жилой застройки города от техногенного загрязнения осуществляется Запорожским городским управлением Госсанэпидслужбы в Запорожской области. Свои исследования санитарные врачи проводят в зонах влияния транспортных автомагистралей в 75 стационарных точках наблюдения. В первой половине 2013 года специалистами СЭС было отобрано 75 проб грунта для исследования на санитарно-химические показатели, в том числе соли тяжелых металлов. Результаты показали, что 13 проб почвы, отобранных в местах прохождения автомагистралей, не отвечали гигиеническим нормативам по содержанию свинца.
Опасные звуки большого города
Усугубляет эту ситуацию шум работающего двигателя (в первую очередь грузового автотранспорта), который является источником так называемых шумовых загрязнений. Уровень шума от автотранспорта в Запорожье, как свидетельствуют специалисты, намного превышает гигиенические нормы. Контроль за уровнем шума, постоянный мониторинг также осуществляет Запорожское городское управление Госсанэпидслужбы в Запорожской области. Так, за первую половину 2013 года уровень эквивалентного (автотранспортного) шума измерен в 60 точках наблюдения на крупнейших автомагистралях города, в 21 случае зарегистрированы превышения, что составляет 35 процентов от общего числа исследований. Среди самых шумных мест Запорожья – проспект Ленина, особенно его пересечения с основными магистралями, улицы Украинская, Чапаева, 40 лет Советской Украины и т. д.
По мнению специалиста, шумовые эффекты и вибрации становятся главным фактором быстрой утомляемости. Организм того или иного человека попросту не может отдохнуть ввиду того, что большую часть времени подвержен влиянию шума. В психологии существует название этого процесса – “синдром профессионального выгорания”. При таком положении дел человек практически не испытывает положительных эмоций, он не может нормально выполнять свои функции. Все это ведет к тому, что организм уже не в состоянии самостоятельно восстановиться, даже если ему дадут возможность нормально отдохнуть. При этом установить влияние шума на организм человека достаточно сложно, поскольку негативные изменения в состоянии здоровья человека, находящегося под влиянием акустического загрязнения, начинают проявляться только через несколько лет.
Тенденция увеличения количества автотранспортных средств не способствует снижению уровней шумового фактора на здоровье жителей Запорожья, говорят в городской СЭС. Кроме того, уплотнение городской застройки, насыщения жилых и общественных зданий оборудованием и другими техническими средствами также приводит к увеличению шума в помещениях жилых домов. Нарушает требования п. 4.10 “Государственных санитарных правил планирования и застройки населенных мест” № 173 от 19 июня 1996 г. распространенная практика использования дворов многоэтажной жилой застройки в качестве автостоянок.
Стабильно высокий процент отклонений от нормативного уровня шума при инструментальных исследованиях, негативное влияние этого фактора на здоровье населения требует учета данного вопроса при разработке проектов детального планирования и застройки города, развитии автотранспортных магистралей, а также при планировании реконструкций и ремонта улиц города, считают в городской СЭС.
Заправлять надо меньше
Анализ выхлопных газов показывает, что в них содержится около трехсот различных веществ, большинство из которых токсично. Одни химические соединения вызывают расстройство нервной и сердечно-сосудистой систем, способствуют развитию атеросклероза, другие раздражают легкие и дыхательные пути, приводят к возникновению воспалительных процессов. Под влиянием оксидов азота, например, понижается кровяное давление, возникает головокружение, сонливость, расстройство дыхания и кровообращения. Некоторые углеводороды – канцерогены. Каждый из нас, не вдаваясь в химические формулы и медицинские термины, ежедневно ощущает вредоносность выхлопных газов на себе.
К сожалению, полностью исключить присутствие вредных выбросов в нашей жизни нереально, но снизить их уровень люди в состоянии. Например, на Запорожском автомобильном заводе с ноября 2013 года все автомобили сертифицированы в соответствии со стандартом “Евро-4” и полностью соответствуют нормам и требованиям экологического стандарта по минимизации вреда, наносимого окружающей среде. “Евро-4” – экологический стандарт, который регулирует содержание вредных веществ в выхлопных газах (в соответствии с Правилами Европейской экономической комиссии ООН). Процедура доработки автотранспортных средств под экологический стандарт “Евро-4” предусматривает проведение в автомобиле ряда модернизационных действий, направленных на уменьшение выбросов вредных веществ в атмосферу.
Пока же наиболее реальным вариантом решения проблемы является уменьшение вреда от автомобилей за счет снижения затрат горючего. Так, если сегодня средний легковой автомобиль потребляет 6–10 литров бензина на 100 километров пути, то уже созданы двигатели легковых авто, которые расходуют всего 4 литра. В Японии готовят к выпуску модель автомобиля с расходом горючего 3 литра на 100 километров пути.
Загрязнение атмосферы автомобилем уменьшается также при замене бензина на сжиженный газ. Используются специальные добавки-катализаторы к жидкому топливу, увеличивающие полноту его сгорания, бензин без свинцовых добавок. Разрабатываются новые виды топлива автомобиля. Так, в Австралии (Канберра) апробировано экологически чистое топливо, в составе которого 85 процентов дизельного топлива, 14 этилового спирта и 1 процент специального эмульгатора, повышающего полноту сгорания горючего. Проводятся работы по созданию двигателей из керамики, которые позволят повысить температуру сжигания горючего и уменьшить количество выхлопных газов. В Японии и ФРГ уже появились авто, оборудованные специальными электронными устройствами, обеспечивающими более полное сжигание топлива.
Во многих городах (например, в Куритиба, Бразилия) удалось достичь уменьшения пробега личных автомобилей за счет совершенной организации работы общественного транспорта. По этому пути идут Япония и Венгрия, которые отвергли “американский” путь решения транспортной проблемы преимущественно за счет личных автомобильных поездок. Впрочем, в ряде штатов США поощряются совместные поездки соседей на работу в одном автомобиле.
Если есть возможность, то плохую погоду лучше переждать “в гараже”
Прогноз погоды на ближайшие дни неутешительный. Как рассказали запорожские синоптики на совещании по вопросам жизнедеятельности региона, ожидается резкое ухудшение погодных условий – будет много снега и усиление ветра. В связи с этим, Главное управление Государственной службы по чрезвычайным ситуациям Украины в Запорожской области обращается к гражданам с просьбой в эти дни воздержаться от поездок, особенно это касается передвижения в пределах области. При выборе маршрута приоритет желательно отдавать дорогам государственного значения. Не рискуйте своей жизнью, выезжая на зимнюю дорогу, предупреждают спасатели. От себя добавим, если есть такая возможность, то непогоду лучше переждать “в гараже”. Ведь при низкой температуре воздуха расход топлива на прогревание и преодоление снежных препятствий возрастает в разы, а значит, атмосфера получает дополнительные вредные выбросы.