Парковка транспорта во дворах жилых домов – больная проблема для любого города Украины. На сегодняшний день большинство запорожских внутридворовых детских площадок и зеленых зон “переоборудованы” под стоянки. А это приближает экологическую проблему вплотную к нашему жилью.

Неподготовленный двор
При строительстве зданий, учреждений, жилых домов одним из обязательных условий является наличие мест для парковки автотранспорта. Если такие условия соблюдены, автолюбителям нет необходимости ставить личный транспорт под подъездами, на обочинах или детских площадках.
– На сегодняшний день жилой фонд города насчитывает 4311 домов, значительная часть которого построена в 50–60-х годах, – говорит руководитель Департамента жилищного хозяйства и распределения жилой площади Павел Соловьев. – Площадки массовых стоянок для автотранспорта во дворах попросту не предусматривались в проектах застройки жилых кварталов того времени, что в современных условиях создает очень большую проблему. Однако надо отметить и тот факт, что владельцы личного автотранспорта часто не пользуются платными специально отведенными стоянками на территории города, размещая авто на зеленых зонах, детских и хозяйственных площадках дворовых территорий, что вызывает многочисленные жалобы и нарекания со стороны жителей домов. Со своей стороны работники жилищных коммунальных предприятий города пытаются решить данную проблему следующим образом. Определяют владельцев авто, а при необходимости по этому поводу обращаются в ГАИ и городское управления ГУ МВД Украины. После чего владельцы получают предупреждение и предписание относительно необходимости перемещения автотранспорта на специально отведенные места парковки.
Не трудно догадаться, что такие меры не очень-то пугают злостных парковщиков.
В новых домах нет закрытых паркингов
Освободить внутридворовые территории от личного транспорта можно было бы за счет обустройства парковочных мест, а также путем строительства автостоянок и многоуровневых гаражей, которые могут размещаться в общественных центрах, промышленных зонах, в микрорайонах (отдельно стоящие, подземные, полуподземные). Причем современные технологии позволяют обустроить эти паркинги так, чтобы ни выхлопные газы, ни шум не досаждали жильцам. Однако только не в Запорожье.
Так, по данным, имеющимся в Департаменте архитектуры и градостроительства городского совета, в эксплуатацию принято: в 2011 году – 2 жилых дома, в 2010 году – 5, а в 2009 году – 10 жилых домов. Информации относительно принятия в эксплуатацию подземных, многоэтажных или встроенных в жилые дома паркингов нет.
Вот как прокомментировал данный факт заместитель директора департамента, заместитель главного архитектора города Евгений Свиридов:
– В обязательном порядке департамент архитектуры и градостроительства городского совета включает требование относительно обустройства мест для парковки автотранспорта в количестве согласно нормативным показателям. По действующему законодательству субъекты градостроительства обязаны соблюдать исходные данные во время проектирования и строительства объектов. Однако следует отметить существование определенных сложностей относительно контроля со стороны органов местной власти Запорожья за соблюдением требований исходных данных на проектирование объектов градостроительства, поскольку, согласно Закону Украины “О регулировании градостроительной деятельности”, проектная документация на строительство объектов не требует согласования государственными органами, органами местного самоуправления.
Не внес особой ясности в решение вопроса расчистки запорожских дворов и улиц от автомобилей и проект Генерального плана развития города. По данным департамента, в соответствии с градостроительными нормами, в этом документе предусмотрены территории объектов транспорта, коммунально-складские и другие территории, в пределах которых будут размещаться современные здания и сооружения для хранения автотранспорта. Однако конкретного месторасположения с четким адресом пока нет ни у одного подземного или многоярусного паркинга.
“ГАИ устранилась от проблемы”
Разъезжать по газонам и тротуарам запрещено “Правилами благоустройства территорий г. Запорожья”, за это нарушение предусмотрено административное наказание. Так, за 2011 год в отношении нарушителей правил парковки было составлено 13 админпротоколов, а в этом году – 3 (сумма штрафа: 340–1230 гривен – для частного лица, 850–1700 – для представителей организаций). При этом жалоб на запорожских автовладельцев, оккупировавших зеленые зоны и детские площадки, намного больше.
По словам заместителя начальника инспекции по благоустройству Запорожского горсовета Сергея Карпия, установленных фактов нарушений много, но из 10 вызванных нарушителей приходит только 1.
– Жалоб очень много. Мы выезжаем на место, фиксируем нарушение, но есть ряд причин, по которым эти люди избегают наказания. К тому же только силами нашей инспекции не решить этот вопрос, ведь мы занимаемся и другими направлениями (в штате – 7 человек, имеющих право составлять протоколы, и это на все Запорожье, – авт.), а ГАИ попросту самоустранилась от решения этого вопроса, – констатировал Сергей Карпий.
Проблему неправильно припаркованных автомашин на территориях жилых массивов необходимо решать с помощью введения системы местных налогов и штрафов, внесенных в новые Правила благоустройства территорий, с четкой границей ответственности. По словам заместителя руководителя инспекции по благоустройству, сейчас этот вопрос прорабатывает юридический отдел горсовета.
Выхлопные газы “убивают” детский мозг
Автомобильные выхлопы вредны не только легким человека. Концентрация вредных веществ в этих газах резко снижает умственные способности людей. У детей наличие свинца в крови может ухудшать способность к обучению и вызывать приступы агрессии.
– То, что выбрасывают автомобили в атмосферу Запорожья, к сожалению, не улетает в космос, а оседает поблизости, – говорит заведующий отделом гигиены окружающей среды городской СЭС Евгений Тулушев. – “Удобренный” таким вот способом организм – один из факторов ухудшения здоровья населения. Довольно большую проблему для человека представляют присутствующие в бензине канцерогены (имеют огромное негативное воздействие на организм), а также свинец. Микрочастицы последнего вызывают у детей процессы, при которых нарушается работа головного мозга. Это приводит даже к тому, что дети становятся просто глупее. В атмосферу свинец предприятиями не выбрасывается, но из-за того, что еще пять лет тому назад он использовался как дополнение к бензину, практически весь грунт города им заражен. Сухая погода плюс небольшой ветерок – и вся эта смесь вдыхается нами и нашими детьми, – констатировал Евгений Тулушев.
Выхлопы от транспортных средств и автошум очень вредны людям с сердечно-сосудистыми заболеваниями. К группе повышенного риска ученые относят пожилых людей, женщин, а также людей, страдающих ангиной. Беременные женщины имеют выше вероятность родить ребенка, больного аутизмом. А теперь представьте, насколько увеличиваются риски, если вся гадость осела во дворах, где родители, как правило, “выгуливают” своих детей.
Где нельзя ставить автомобиль во дворе
На газонах и других участках с зелеными насаждениями.
На проездах во дворах со стороны, прилегающей к жилой застройке. В местах, где стоящее транспортное средство создаст препятствие для движения, работы спецтранспорта. В некоторых домах есть магазины, поэтому не стоит забывать о том, что даже во дворе действует правило – не стоять ближе 10 метров от служебных дверей, через которые производятся погрузочно-разгрузочные работы, закрытых ворот, в том числе ворот гаражей, на тротуарах, кроме специально отведенных мест, обозначенных дорожным знаком “Место стоянки” (“Место стоянки такси”). В перечисленных местах запрещена как короткая остановка (прекращение движения до 5 минут или на время посадки-высадки, загрузки-разгрузки), так и длительная стоянка транспортных средств.

Опрос

Как вы от­но­си­тесь к проб­ле­ме за­си­лья ав­то­мо­би­лей во дво­рах?
Ми­ха­ил Ана­то­лье­вич:
– Это очень боль­шая проб­ле­ма, осо­бен­но для пен­си­о­не­ров и мо­ло­дых ма­мо­чек. Ведь не­воз­мож­но вый­ти на ули­цу во двор, что­бы прос­то спо­кой­но по­си­деть на ла­воч­ке. Сплош­ной шум и вы­хлоп­ные га­зы, из-за ко­то­рых лю­ди не мо­гут нор­маль­но на­хо­дит­ься у се­бя до­ма. Я про­тив та­ких вот сти­хий­ных сто­я­нок. На­ша власть дол­ж­на как мож­но быс­т­рее ре­шить этот во­прос, ведь мно­гие каж­дый день ды­шат этой от­ра­вой, те­ряя свое здо­ро­вье.
Сер­гей:
– Я жи­ву на вто­ром эта­же, по­то­му ма­ло при­ят­но­го, ког­да на­чи­на­ют с са­мо­го ут­ра под ок­на­ми прог­ре­вать мо­то­ры. При­чем раз­ные ма­ши­ны бро­са­ют во дво­ре. Хо­ро­шо, ес­ли ино­мар­ка, вклю­чил и по­ехал, а ког­да на­чи­на­ют за­во­дить со­вет­скую тач­ку, то и гро­хот на весь двор, и ко­поть из вы­хлоп­ной тру­бы та­кая ле­тит, что ино­гда да­же че­рез за­кры­тое ок­но про­са­чи­ва­ет­ся в квар­ти­ру. С дру­гой сто­ро­ны, ку­да де­вать вла­дель­цам свои ав­то? Сто­ян­ки ря­дом нет, под­зем­но­го пар­кин­га тем бо­лее, а га­ра­жи сто­ят до­ро­го, да и не на всех хва­та­ет.
Ели­за­ве­та Пет­ров­на:
– Если чес­т­но, то как-то да­же не­лов­ко за та­кую си­ту­а­цию. Мы жи­вем в раз­ви­том об­щес­т­ве, а ав­то­мо­би­ли пар­ку­ем на зе­ле­ных зо­нах и дет­ских пло­щад­ках. Одна­ко ес­ли эс­те­ти­чес­кий пункт от­бро­сить, мол, не хо­чешь – не смот­ри, то ку­да де­вать шум и вред­ные вы­хло­пы, от ко­то­рых спря­тать­ся в та­кую се­бе ра­ко­вин­ку не по­лу­чит­ся? Лич­но я не хо­чу ды­шать всей этой от­ра­вой ра­ди то­го, что­бы ко­му-то бы­ло удоб­нее и де­шев­ле. Пус­кай влас­ти на­ве­дут по­ря­док. Не всем та­кое раз­ви­тие со­бы­тий по ду­ше. Ду­маю, не­до­воль­ных очень мно­го.
Артем:
– Го­во­рить, ко­неч­но, лег­ко, но ку­да при­ка­же­те лю­дям де­вать свои ав­то­мо­би­ли? У ко­го-то нет на это де­нег, у ко­го-то прос­то ря­дом с до­мом нет нор­маль­ной пар­ков­ки или сто­ян­ки. Да, боль­шин­ст­ву из тех, кто бро­са­ет ма­ши­ны на дет­ских пло­щад­ках, по­прос­ту на­пле­вать на окру­жа­ю­щих, но не всем. Так или ина­че, но без по­мо­щи влас­тей и ком­му­наль­ных служб этот во­прос не ре­шить, а за­ни­мать­ся им на­до.