Музей техники «Фаэтон» – единственный в своем роде в Украине, отметил свой первый юбилей – 5-летие! 8 декабря в честь праздника в торжественной атмосфере был открыт пятый зал. Представлено 30 автомобилей 1932-1968 гг. выпуска, в том числе легендарный «МАЗ-502» и единственная в мире боевая «Катюша», которые прошли серьезную реставрацию, выглядят и работают как новые!

С 8 по 10 декабря, в музее, который является достопримечательностью Запорожья, да и всей страны, и внесен в книгу рекордов Украины, посетители имели возможность не только насладиться прелестями более 150-и редчайших автомобилей солидного возраста, которые имеют ценность с точки зрения эволюции транспорта, но и подарить праздник своим детям. Прошли конкурсы, викторины от веселых аниматоров, было море призов и хорошего настроения.

8 декабря на торжественном открытии зала присутствовал заместитель мэра Анатолий Пустоваров, который передал директору музея Дмитрию Позняку благодарность от городского головы за существенное развитие города и в честь юбилея.

– Многие знают о Запорожье благодаря Хортице и нашей промышленной площадке и, конечно же, музею техники «Фаэтон», который сегодня входит в 20-ку лучших технических музеев Европы, и по количеству экспонатов составляет им достойную конкуренцию, – говорит Анатолий Пустоваров. – Благодаря подобным музеям – гордости города, запорожцы и гости со всей Украины и из-за рубежа имеют возможность всесторонне развиваться.

Я желаю музею дальнейшего развития, новых автомобилей и большего количества туристов. Лично мне здесь очень нравится и хочется посидеть буквально в каждой машине! Приглашаю всех запорожцев посмотреть на уникальные экземпляры техники, которые больше нигде не увидеть!
Отметим, что 10 декабря здесь также было много гостей, директор музея Дмитрий Позняк – известный коллекционер, собиратель и реставратор раритетных авто, встретил туристов с Харькова, которые по достоинству оценили размах всех пяти залов, общей площадью около 4000 кв. м. Любители техники восхитились советскими «Волгами» и «Чайками», автомобилем-амфибией, а также стрелковым оружием, детскими многотысячными коллекционными моделями машинок и танков, велосипедами, мотоциклами (все в рабочем состоянии), а также медалями, нагрудными знаками отличий советской и немецкой армий.

Как рассказал Дмитрий Позняк, в пятом зале особое место отведено большой грузовой военной технике. Представлено 26 авто, причем каждое – уникально; а самому старому образцу – 84 года. Одна из изюминок – «ЗИС-12» с зенитной прожекторной установкой 1937 года выпуска, а также автомобиль «Катюша» (приобретен по символическому бартеру у херсонского фермера) – гвардейский реактивный миномет времен Второй мировой войны. Эта гордость коллекции и самого Дмитрия, причем автомобиль дважды участвовал в параде в Киеве. Ведь это единственная в мире «Катюша», отмеченная множественными наградами, и до сих пор остающаяся в рабочем состоянии.

В остальных залах также множество уникальных экспонатов. Интересный раритет – «ЗИЛ-115» (4104), который собирался в свое время вручную, участвовал в полевых условиях, и только потом «ушел» на службу. Имеет бронированное днище, 315 лошадиных сил, способен развивать скорость 190 км/час. Изготовлено около 30 подобных экземпляров.

Однако именно этот лимузин, что представлен в «Фаэтоне» принадлежал секретарю ЦК Компартии Украины Владимиру Щербицкому. Его уникальность также в том, что в авто все системы дублированы, если что-то отключится, то включится «запасник». Правда, никому этим воспользоваться не удалось, ведь в бывшем Союзе все делали на совесть. Также есть спутниковая связь с Америкой, но, как шутит экскурсовод Семен Мушер, «нам еще никто оттуда не звонил». Машина и вправду находится в идеальном состоянии, у нее малый пробег, поэтому рука реставратора к ней до сих пор не прикасалась.

Привлекает внимание советская милицейская машина «Волга» ГАЗ-21, которой раньше пользовались ГАИшники. А вот авто «Волга» ГАЗ-22 не продавался населению, а находился в служебном пользовании. Сделали исключение только для народного любимца, Героя Социалистического Труда, великого клоуна Юрия Никулина и его помощника Михаила Шуйдина, которым нужно было перевозить реквизит.

Зрителям очень понравились черные «Чайки» – ГАЗ-13 и ГАЗ-14, которые в нынешнее время не только радуют посетителей музея, но и «катают» свадьбы по городу. Семен Мушер подчеркнул, что черных «Чаек» было достаточно, а вот белых выпущено только четыре. Например, ими пользовалась советский космонавт, первая в мире женщина-космонавт Валентина Терешкова, писатель и киносценарист Михаил Шолохов, а одна улетела на Кубу, к политическому деятелю Фиделю Кастро, ныне покойному.

Конечно, очень хорошо, что такие автомобили сохраняются для истории мирового машиностроения, особенно отдельные экспонаты, как «Катюша», которые можно увидеть только в книгах и кинофильмах. Запорожцы гордятся своим музеем техники «Фаэтон», это действительно чудо, что можно в нем увидеть!

Виктория КИРИЛЕНКО