Бурный прирост автомобильного парка Запорожья в совокупности с транзитным автотранспортом вызывает естественную озабоченность экологов города. По данным Европейской Экономической Комиссии ООН, уровень загрязнения атмосферы от выхлопных газов автотранспорта в городах-мегаполисах достигает 70 процентов общего уровня вредных выбросов (по данным СЭС, в Запорожье эта цифра составляет 30–40 процентов от всего объема выбросов).

 Именно поэтому значительно (в 2–4 раза) ужесточились стандарты Евро по выбросам оксида углерода, окислам азота и серы, углеводородам. При этом Западная Европа с 2015 года переходит уже на стандарт Евро-6. К сожалению, двигатели украинских автомобилей не дотягивают и до Евро-3.

Однако вредное воздействие автомобиля на окружающую среду не ограничивается только лишь выхлопами. Таких машин, чьи колеса вросли в землю, лобовое стекло лопнуло от камня, запущенного местной детворой, а кузов уже давно превратился в решето, по Запорожью – десятки, если не сотни. Однако эстетическая сторона этого вопроса – не единственная проблема. Существуют и куда более угрожающие составляющие.
Автомобиль, отслуживший свой срок – это отход, и отход сложнокомпонентный. Там содержатся и масло, и аккумулятор, и тяжелые металлы, и лакокрасочные покрытия. Американские и шведские специалисты провели исследование, в результате которого выяснилось, что те же автомобильные покрышки – очень опасная часть автомобиля. Выброшенные на свалки либо закопанные в землю шины разлагаются в естественных условиях не менее ста лет. И даже если резина не эксплуатируется, она все равно выделяет определённое количество вредных химических веществ. Всего в резине насчитывается около 15 вредных соединений полиароматических углеводородов и множество вредных канцерогенов. Все вещества входят в список опасных токсикантов, который составляется Международной организацией по исследованию рака и Агентством по охране окружающей среды США.
Экологи выражают озабоченность проблемами утилизации не только покрышек, но и других связанных с автомобилями вредных веществ и материалов. В частности, если по покрышкам есть хоть какой-то прогресс, то антифризы и прочие технологические жидкости не утилизирует никто. В итоге эти жидкости оказываются в бытовой канализации, в реках и в земле.

Утилизация автохлама: процесс идет,
но медленно

Закон “Об утилизации автомобилей в Украине” был принят 4 июля, а вступил в силу 8 августа 2013 года. Идейная суть документа – решение экологической проблемы, которую приносят с собой старые автомобили. В пояснительной записке к закону говорится о том, что в Украине на сегодняшний день 6 из 10 машин – старше десяти лет, а это означает, что большинство из них по техническим характеристикам являются крупными источниками загрязнения окружающей среды. Однако принять закон мало, необходимо, чтобы он заработал на полную мощность. А вот этого еще нет, ведь утилизация старых автомобилей в нашей стране – пока сугубо добровольное дело.
По словам директора департамента экологической безопасности и разрешительных систем Министерства экологии и природных ресурсов Юрия Гирмана, на сегодня в реестр предприятий, осуществляющих прием и разборку авто, уже внесено три предприятия и еще несколько проходят процедуры получения разрешений. “АвтоЗАЗ”, Черкасский и Кременчугский автосборочные заводы уже внесены в реестр.
По данным вице-президента корпорации “УкрАвто” Олега Папашева, Запорожский автомобильный завод уже открыл 101 площадку по приему автомобилей для утилизации, а также 25 площадок для разборки автомобилей, однако очередей пока нет.
– В ближайшие два года в Украине создадут полноценную систему приема и утилизации автомобилей. Планируется создать примерно 150 пунктов приема, разборки и сортировки автомобильного металлолома, а также планируется создать 10 крупных центров для переработки вредных веществ. Один такой центр обойдется Украине в 7000000 евро, что несколько затрудняет реализацию таких проектов только лишь автопроизводителями. К этому процессу должно подключиться и государство, – подчеркнул Олег Папашев.
По информации AUTO-Consulting, уже в следующем году под Киевом, в районе Жулян, начнет работу завод по утилизации автомобилей. Представители ассоциации “УкрАвтоПром” и компании поставщика шредерного оборудования уже подписали договор о намерениях. Мощность этого предприятия будет составлять 15–25 тонн в час. Старые автомобили здесь переработают на 95 процентов. Для их доставки под Киев из регионов будут использовать мобильные прессы, которые для удобства перевозки превратят старые авто в компактный металлический куб.
Технология процесса такова, что перед утилизацией (предполагающей измельчение, а затем сортировку кусочков бывшего авто) сам автомобиль разбирать не надо. Он идет под пресс и измельчение целиком – с мотором, стеклами и колесами. Что, несомненно, удобно, но ставит под вопрос целесообразность организации предусмотренных Законом об утилизации пунктов разборки. Ориентировочная цена такого предприятия – 3 миллиона евро.

Груз “200”
в каждом дворе

Однако же пока требующих утилизации старых авто довольно много, а это значит только одно – загрязнение воздуха автомобильным транспортом происходит в таких же угрожающих масштабах.
Современный автомобиль выбрасывает в воздух “коктейль” из более 200 загрязняющих веществ. Среди них есть канцерогены, способствующие заболеванию раком, ядовитые газы, угарный газ и т. п. За комфорт и быстроту перемещения мы платим своим здоровьем.
Например, углеводороды образуются при неполном сгорании топлива. Это проблема многих автомобилей, особенно старых и давно не проходивших капремонт. Бензиновые двигатели выбрасывают углеводородов больше, чем дизели той же мощности. Одним из наиболее опасных углеводородов является бензапирен. Высокие концентрации этого вещества зафиксированы на городских магистралях и возле них.
Автомобили – основной источник угарного газа в крупных городах. СО воздействует на организм человека, уменьшая насыщаемость крови кислородом. Тем самым он ослабляет организм, вызывает замедление рефлексов и сонливость. Это увеличивает частоту головных болей и негативно отражается на всей нервной системе, а также на сердце и кровообращении. В больших дозах угарный газ смертелен. Автомобилями также выбрасываются такие тяжелые металлы, как никель, ртуть, хром, кадмий, цинк, железо, мышьяк, марганец и бериллий.
На данный момент многие запорожские внутридворовые детские площадки и зеленые зоны “переоборудованы” под стоянки. А это приближает экологическую проблему вплотную к нашему жилью.
При строительстве зданий, учреждений, жилых домов одним из обязательных условий является наличие мест для парковки автотранспорта. Если такие условия соблюдены, автолюбителям нет необходимости ставить личный транспорт под подъездами, на обочинах или детских площадках.
На сегодняшний день, по данным департамента жилищного хозяйства и распределения жилой площади Запорожского горсовета, жилой фонд города насчитывает 4311 домов, значительная часть которых построена в 50–60-х годах. Площадки массовых стоянок для автотранспорта во дворах попросту не предусматривались в проектах застройки жилых кварталов того времени, что в современных условиях создает очень большую проблему.
Однако надо отметить и тот факт, что владельцы личного автотранспорта часто не пользуются платными специально отведенными стоянками на территории города, размещая авто на зеленых зонах, детских и хозяйственных площадках дворовых территорий, что вызывает многочисленные жалобы и нарекания со стороны жителей домов. Со своей стороны работники жилищных коммунальных предприятий города пытаются решить данную проблему следующим образом. Определяют владельцев авто, а при необходимости по этому поводу обращаются в ГАИ и городское управление ГУ МВД Украины. После чего владельцы получают предупреждение и предписание относительно необходимости перемещения автотранспорта на специально отведенные места парковки. Не трудно догадаться, что такие меры не очень-то пугают “злостных парковщиков”.

В новых домах тоже нет закрытых паркингов

Освободить внутридворовые территории от личного транспорта можно было бы за счет обустройства парковочных мест, а также путем строительства автостоянок и многоуровневых гаражей, которые могут размещаться в общественных центрах, промышленных зонах, в микрорайонах (отдельно стоящие, подземные, полуподземные). Причем современные технологии позволяют обустроить эти паркинги так, чтобы ни выхлопные газы, ни шум не досаждали жильцам. Однако только не в Запорожье.
Так, по данным, имеющимся в департаменте архитектуры и градостроительства городского совета, в эксплуатацию принято: в 2011 году – 2 жилых дома, в 2010 году – 5, а в 2009 году – 10 жилых домов. Информации относительно принятия в эксплуатацию подземных, многоэтажных или встроенных в жилые дома паркингов нет.
Выхлопные газы “убивают” детский мозг
Автомобильные выхлопы вредны не только легким человека. Концентрация вредных веществ в этих газах резко снижает умственные способности людей. У детей наличие свинца в крови может ухудшать способность к обучению и вызывать приступы агрессии.
– По оценке риска здоровью населения приоритетными загрязнителями атмосферного воздуха Запорожья являются: взвешенные вещества, диоксид азота, фенол, фтористый водород, сероводород, сероуглерод, серный ангидрид, медь и ее соединения, марганец и его соединения, оксид алюминия, хлор и его соединения, акролеин, ванадий, серная кислота, хром и бензапирен, – рассказал “ЗС” заведующий отделом гигиены окружающей среды Запорожской городской санэпидстанции Евгений Тулушев. – То, что выбрасывают автомобили в атмосферу Запорожья, к сожалению, не улетает в космос, а оседает поблизости. “Удобренный” таким вот способом организм – один из факторов ухудшения здоровья населения. Довольно большую проблему для человека представляют присутствующие в бензине канцерогены (имеют огромное негативное воздействие на организм), а также свинец. Микрочастицы последнего вызывают у детей процессы, при которых нарушается работа головного мозга. Это приводит даже к тому, что дети становятся просто глупее. В атмосферу свинец предприятиями не выбрасывается, но из-за того, что еще пять лет тому назад он использовался как дополнение к бензину, практически весь грунт города им заражен. Сухая погода плюс небольшой ветерок – и вся эта смесь вдыхается нами и нашими детьми, – констатировал Евгений Тулушев.
Выхлопы от транспортных средств и автошум очень вредны людям с сердечно-сосудистыми заболеваниями. К группе повышенного риска ученые относят пожилых людей, женщин, а также людей, страдающих ангиной. Беременные женщины имеют выше вероятность родить ребенка, больного аутизмом. А теперь представьте, насколько увеличиваются риски, если вся гадость осела во дворах, где родители, как правило, “выгуливают” своих детей.
Так или иначе, но на сегодня главное средство передвижения человека – автомобиль (а в особенности уже поживший свое) является одним из основных источников загрязнения окружающей среды любого крупного города. Мы надеемся, что предложенная парламентариями утилизационная политика наведет порядок в экологической сфере и очистит дворы и дороги от автохлама, который загрязняет природу и ухудшает здоровье человека.