Одним из основных загрязнителей воздуха в наше время является автотранспорт, на долю которого приходится до 40 процентов всех вредных выбросов Запорожья. Выхлопные газы значительно превышают допустимую концентрацию опасных веществ в воздухе. По данным специалистов санитарно-эпидемиологической станции, на данный момент транспортный поток формирует еще и до 80 процентов превышений по уровню шумов в областном центре. Большинство экологов сходятся во мнении, что кардинально решить проблему негативного влияния автотранспорта можно только путем сокращения его использования.

 

По сей день велосипед — с большим отрывом от других — остается наиболее эффективным транспортным средством из всех тех, что приводятся в движение собственными мускульными усилиями человека. Однако, несмотря на эффективность и экологическую безопасность, велосипеды хорошо прижились только в нескольких странах. Страх попасть в аварию, отсутствие велосипедной инфраструктуры и нежелание промокнуть или замерзнуть мешают многим людям оседлать двухколесного коня. Например, в США, Британии и Австралии лишь 1 процент всех поездок совершается на велосипедах. Конечно, в мире есть и исключения: в Нидерландах эта цифра составляет 27 процентов, а в датской столице Копенгагене регулярно ездят на велосипедах больше половины жителей.

К сожалению, на сегодняшний день в Запорожье существует огромная проблема для людей, которые пользуются этим видом транспорта. Проблема главным образом заключается в отсутствии удобства эксплуатации. Во многих крупнейших городах Украины до сих пор не существует велосипедных дорожек. Наш город – не исключение в этом отношении. По правилам велосипедная дорожка должна располагаться с правой стороны дороги на обочине, по размерам быть в районе 1/4 обычной полосы. К тому же, велосипедная дорожка должна быть ограничена сплошной линией, что препятствует выезду на нее автомобилей, а соответственно снижает риск аварийных ситуаций.

Второй проблемой является отсутствие достаточного количества специальных стоянок для велосипедов. Согласитесь, вряд ли можно с комфортом куда-то уезжать, зная, что ваш велосипед будет вам в тягость.

Этот вопрос в нашем городе уже пытаются решить. Не так давно первое в Запорожье место хранения велосипедов построили в парке «Дубовая роща». Велогараж был сооружен за средства программы развития ООН в Украине. общественная организация «Фотосинтез» совместно с ЦПКиО «Дубовая роща» написали грантовый проект и получили на него финансирование. Работать велогараж начнет со следующей недели. Велогараж предназначен для надежного хранения велосипедов запорожцев, которые живут неподалеку или не имеют возможности хранить велосипеды у себя дома. Велогараж в «Дубовой роще» готов вместить 80 велосипедов. Запорожские велосипедисты смогут хранить своих «двухколесных коней» в велогараже за 2 гривны в день или 40 гривен в месяц.

Велосипед – это выгодно

Популяризация велосипеда как повседневного транспортного средства несет за собой некоторые преимущества для общества. По статистике, около трети путешествий по городу осуществляются на расстояние до 3–5 километров, следовательно, их можно осуществить велосипедом и разгрузить дороги и общественный транспорт. Велосипедисты используют меньше пространства дороги по сравнению с частным автомобилем и в 15 раз меньше места для парковки.

Велосипеды – экологическая альтернатива автотранспорту. Они не загрязняют воздух, не производят парниковых газов и почти не создают шума. Чем больше велосипедных поездок совершают люди, тем выше безопасность дорожного движения. По данным Всемирной организации здоровья, ДТП – вторая основная причина смертности молодых людей в развивающихся странах, ведь чем выше скорость при ДТП, тем реальнее смертельные последствия в случае аварий. Поэтому велосипед является более безопасным и способствует повышению безопасности движения в целом.

Города с развитым велодвижением становятся более приятными для проживания и туризма. Удобная велосипедная инфраструктура способствует уменьшению использования частных автомобилей, а следовательно, меньше машин ездит по улицам, меньше паркуется на тротуарах и газонах. Зеленые зоны и площади возвращаются людям для отдыха и встреч, а это делает город более привлекательным. К тому же, велосипедные поездки помогают людям поддерживать хорошее здоровье.

Велосипедисты и рады передвигается по городу, да “препятствия” мешают

На пути этих планов существует преграда, которую устранить велолюбители пока не в состоянии. Это препятствие – несовершенство существующей нормативной базы в области велосипедного транспорта: Государственных строительных норм, Государственных стандартов, Правил дорожного движения и других. Эти документы в частях, касающихся велосипедного движения, были написаны десятилетия назад и с тех пор не пересматривались. Поэтому многочисленные мероприятия в области безопасности велотранспорта, которые хорошо зарекомендовали себя в мировой практике, не могут быть воплощены в Украине. Зато сохраняются и отстаиваются дискриминационные требования к использованию велосипеда, что сдерживает развитие этого вида транспорта. Одним из примеров, но далеко не единственным, является то, что Государственные строительные нормы предусматривают только один тип велосипедной инфраструктуры – велодорожку, потому-то на большинстве украинских улиц невозможно обустроить проезд велосипедистов. При этом надо помнить, что велосипед – еще одно экологически чистое средство передвижения, которому безразличны любые пробки и заторы, который к тому же не продуцирует десятки вредных химических веществ.

О том, какие преграды вынуждены “объезжать” велолюбители Запорожья, “ЗС” рассказал представитель общественной организации “Запорожье велосипедное” Алексей Бодряков.

–          Какие основные проблемы развития велодвижения в Запорожье вы бы выделили сегодня?

– Любители велосипеда в Запорожье сегодня – это около 1000 людей, ездящих на работу ежедневно, и около 30000 велосипедистов, которые могут, но не используют велосипед из-за отсутствия инфраструктуры. К сожалению, отсутствие развитой велоинфраструктуры в нашем городе приводит к тому, что многие попросту не используют велосипед на должном уровне.

 – Ваши предложения по развитию велодвижения в Запорожье?

– Власть и ГАИ при содействии общественных профильных организаций должны прийти к пониманию и созданию правильной и качественной инфраструктуры для велосипедистов. Это – дорожки, парковки, маршруты. Сейчас этого не происходит.

В Запорожье уже делают первые реальные шаги по развитию велодвижения. Так, на “Песках” (улица Новокузнецкая) коммунальщики уже начали укладывать новые велодорожки.

Здесь также появятся парковые светильники, украшенные цветами, установят лавочки. Эта зона отдыха будет продлена до входа в парк. А в центре города под них планируют выделить часть тротуара. 

Велосипедом на работу – удобно и экологично

Для более активного решения своего наболевшего вопроса велоактивисты привлекают и глобальными делами. Так, 18 июня в Запорожье состоялась акция в поддержку велодвижения – жители областного центра на велосипедах добирались на работу из всех районов города. Такой способ доехать на работу имеет большие преимущества — отсутствие пробок, никто не толкает в транспорте.

Флешмоб стартовал одновременно во многих городах Украины, в том числе в Запорожье. Мероприятие состоялось в рамках «Недели устойчивой энергетики», ведь, используя велосипед как транспортное средство, каждый из нас также делает шаг на пути к энергонезависимости Украины и вносит свой вклад в борьбу с последствиями изменения климата.

Сторонники здорового способа передвижения устроили такой себе мини-велопробег Запорожьем. Участники акции отмечают, что единственный минус такого передвижения — это водители автомобилей, которые забывают о дистанции и слишком близко приближаются к веловодителям.