“Мотор Сич” до конца года поставит для нужд Вооруженных сил  и Национальной гвардии Украины партию боевых вертолетов.

Долгожданный заказ

Многие годы в нашей стране армию и предприятия оборонной промышленности целенаправленно “убивали”. При этом основной тезис оправдания такому процессу был прост: вокруг нас – братья и друзья, а потому нападать никто на нас не будет. Какой смысл тратить деньги на вооружение, если их и так не хватает? Однако 2014 год привел в чувство даже самых отъявленных пацифистов. Теперь строить вооруженные силы приходится в авральном порядке – во время боевых действий.
Прописная истина любой современной войны – армия, у которой есть поддержка с воздуха, получает серьезное преимущество. К сожалению, пока такого преимущества у Украины перед российско-террористическими войсками нет. На балансе Минобороны, конечно, числятся вертолеты и самолеты, однако устрашающими они остались лишь на бумаге. В реальности большинство из них не испугает даже самого трусливого сепаратиста ввиду своей неисправности.
Похоже, это направление сдвинулось “с мертвой точки”. Так, по сообщению “Вестника государственных закупок”, Министерство обороны Украины 30 октября заключило соглашение с ПАО “Мотор Сич” на капитальный ремонт авиационных двигателей на общую сумму 25,90 миллиона гривен. Заказан ремонт двигателей типа ТВ3–117ВМ (МТ) и типа ТВ3–117, количество оборудования не уточняется. На предприятии должны завершить ремонт до конца текущего года. Все заказы “Мотор Сич” получила по переговорной процедуре, поскольку речь идет о насущной необходимости Нацгвардии. В целом с начала российского вторжения на Донбассе “Мотор Сич” получила от Минобороны и различных воинских частей подрядов на ремонт техники на общую сумму 35,94 миллиона гривен, сообщает издание.

“Из грязи – в князи”

“ЗС” решила воочию увидеть процесс подготовки воздушных судов для обороны Украины. Нашим гидом по летно-испытательному комплексу “Мотор Сич”, где ремонтируют и комплектуют вертолеты для армии и Нацгвардии, выступил заместитель генерального конструктора по авиационной технике ПАО “Мотор Сич” Леонид Пирогов.
Работы в цехах запорожского предприятия хватает. Если раньше расположенный рядом с летно-испытательным комплексом аэродром часто простаивал, то на данный момент даже возникает борьба за его площади, ведь испытать технику сюда теперь часто приезжают и представители еще одного оборонного предприятия “Миг-ремонт”.
– За многие годы государство попросту забыло о своей армии, – говорит Леонид Пирогов. – Не пополняли и не обновляли ту же авиационную технику, хотя мы неоднократно обращались с соответствующими запросами в Министерство обороны Украины. Это привело к упадку Вооруженных сил. Потому-то  и получились Крым и Донбасс, а ведь если бы у нас была сильная армия, никто бы на нас так не полез. Теперь вот пытаемся исправить ситуацию. На сегодня без ложной скромности могу сказать, что “Мотор Сич” – одно из мест, где снова начали создавать обороноспособность Украины. Мы получили заказ от Министерства обороны и Национальной гвардии и скоро отправим для них партию вертолетов.
– Это будут новые машины?
– Понимаете, у вертолетов нет как такового возрастного ценза. Специалисты смотрят только на его техническое состояние. На данный момент нет смысла производить новые, гораздо быстрее и дешевле отремонтировать и переоборудовать те судна, которые уже есть на балансе армии. Конечно, их визуальное состояние иногда далеко от идеального, но после того, как наши ребята с ними поработают, вертолеты будут на должном уровне.
На отремонтированные судна подцепят ракетные установки, которые выпускают до 20 снарядов в секунду и могут накрыть любой “Град” или танк.
По словам Леонида Пирогова, уже к концу года “Мотор Сич” отправит первую партию десантно-транспортных вертолётов Ми-8МСБ. Эти машины являются одной из последних модификаций вертолета Ми-8МТ. Отличительная особенность данного вертолета –  его полная ремоторизация. На новой модификации установлен двигатель ТВ3–117ВМА-СБМ4Е, который специально разрабатывался на Запорожском моторостроительном заводе под данный вертолет. Расход топлива у Ми-8МСБ на 20 процентов ниже, чем у других вертолетов данного семейства. Имеет устойчивую работу в условиях большой запыленности и задымленности, а также более низкую стоимость жизненного цикла. Динамический потолок составляет 6300 метров, а новый мировой рекорд по высоте полетов для данного типа вертолетов также уже успели установить именно на Ми-8МСБ.

Запорожские моторы лучше российских

– После российской агрессии в Крыму и на востоке Украины заговорили о том, что надо бы прекратить поставки военной техники в Российскую Федерацию. Много было вопросов именно к “Мотор Сичи”. Как обстоят дела сейчас?
– На сегодня мы прекратили все поставки моторов Российской Федерации, хотя и до этого не сотрудничали с министерством обороны этой страны. Ранее запорожцы поставляли 250 двигателей в год для российских коммерческих вертолетов (Ка-31, Ка-32, Ми-17, Ми-8 МТВ, Ми-24, Ми-28, – авт.) по пятилетнему контракту на 1,2 миллиарда долларов, подписанному еще в 2011 году. Тут надо понимать главный момент: вертолеты – платформа, на которую можно цеплять все, что хочешь. Сегодня он выполняет гражданские функции, а завтра повесили на него вооружение, и можно воевать. Однако все серьезные уважающие себя страны стремятся поставить у себя на службе авиацию отечественного образца. Ведь ее надо обслуживать и ремонтировать. Те же вертолеты россияне укомплектовывают моторами завода им. Климова. Они несколько уступают нашим образцам. На сегодня Россия пытается вырваться из нашей зависимости. Даже построили новый большой завод, но пока запорожские моторы лучше “климовских”.

“Побрить
по-запорожски”

Под конец экскурсии Леонид Пирогов рассказал нам небольшую, но занимательную историю об одном из увиденных нами вертолетов. Оказывается, машина до недавнего времени базировалась в Крыму. После оккупации россиянами полуострова была “накрыта” на аэродроме агрессором. Однако смельчаки смогли поднять ее в воздух на бреющем полете. К слову, при таком виде полета нормальной высотой является 5–10 метров от поверхности земли (воды) или над проходимыми препятствиями. И вот таким образом ушли 2 вертолета и 1 самолет, которые запорожское предприятие передало на нужды армии. Одна из машин сегодня задействована при перевозке раненых из зоны АТО в Запорожье.

Кому девальвация, а кому и прибыль

Относительно экономических показателей ПАО “Мотор Сич”, то чистая прибыль за январь-сентябрь 2014 года составила 1 миллиард 533 миллиона гривен. Об этом говорится в сообщении предприятия в системе раскрытия информации Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку (НКЦБФР). При этом за соответствующий период прошлого года этот показатель составил 991 миллион гривен. Таким образом, чистая прибыль предприятия за 9 месяцев 2014 года выросла в 1,55 раза.
Главная причина улучшения финансовых результатов “Мотор Сич” – девальвация гривны. Большинство контрактов предприятия зафиксировано в валюте. Из-за укрепления доллара по отношению к гривне доходы компании в национальной валюте существенно выросли. При этом затраты на материалы, связанные с производством авиадвигателей (большинство из них тоже покупаются за валюту), не успели подорожать, так как закупались еще при старом, низком курсе доллара (производственный цикл одного двигателя – около полугода).

Фото Владимира Шеремета