Еще 6 апреля 1993 года Кабинет Министров Украины принял постановление “О Национальном заповеднике “Хортица”. Одним из пунктов этого постановления поручалось провести инвентаризацию объектов, комплексов и хозяйств, которые находятся на территории заповедника, и вместе с соответствующими министерствами, ведомствами, организациями и Запорожской областной госадминистрацией решить в установленном порядке вопрос о передаче их заповеднику и отселении с его территории посторонних организаций.
Радовались защитники природы, которые хотели сохранить для потомков редкие виды фауны и флоры острова, радовались защитники истории и культуры, которые хотели сохранить для грядущих поколений памятники прошлого.
Не радовались только жители острова Хортицы. О них в постановлении ничего не сказали. А надо бы. Потому как не по своей воле попали земляки-запорожцы в “халепу”: хочешь приватизировать квартиру – нельзя, хочешь узаконить и приватизировать земельный участок или хочешь построить дом – запрещено, хочешь прописать к себе члена семьи – не положено, надо разбираться и т.д. и т.п. И так на протяжении 19 лет.
Короче, жизнь, как в сказке: прямо пойдешь – прав не найдешь, направо пойдешь – на закон напорешься, налево пойдешь… А вот тут уже – не как в сказке, тут как в реальной жизни во всем ее многообразии. Да еще и с вариантами. Даже в заповеднике. Ведь законы, указы и постановления пишут в стольном граде Киеве, а выводы, заключения, согласования, разрешения и распоряжения – в еще стальном, еще железном, еще моторном, но уже не алюминиевом и без молочных рек Запорожье.
Как там говаривал капитан Врунгель? Как ты яхту назовешь, так она и поплывет. Поэтому, к примеру, если по закону нельзя строить, договаривайся, пиши о восстановлении, о модернизации, о реконструкции, а еще лучше о перепланировке, и откроются тебе врата власти, и поплывут наперегонки по бюрократическим каналам устные указания и письменные резолюции, и будет день, когда появится на свет Божий желанный документ.
И тогда не важно, что там были воздвигнуты жилой дом, строение, сооружение, другое недвижимое имущество, не важно, что не было землеотвода под строительство или строительство осуществлялось без соответствующего документа, который дает право на строительные работы, не важно, что дом был построен без соответствующего проекта или с существенными нарушениями строительных норм и правил. Главное – бороться, искать подзаконные варианты, найти подходы к соответствующим кабинетам и их обитателям и не сдаваться даже тогда, когда инспекция Государственного архитектурно-строительного контроля начнет выполнять возложенные на нее обязанности и выпишет штраф или, еще хуже, обратится с исковым заявлением в суд.
Вот такое не очень лирическое вступление. Ну а проза жизни выглядит еще похлеще.
Один гражданин вместе со своей сестрой зарегистрированы в квартире коттеджного дома на улице Научный городок, 9 на острове Хортице. Коттедж этот – коммунальная собственность территориальной громады города Запорожья и находится на обслуживании у ПКП “ВРЭЖО № 1” МКП “Основание”. Квартира приватизации не подлежит, так как находится на территории Национального заповедника “Хортица”. Так вот, этот гражданин решил кардинально улучшить свои жилищные условия и в 2011 году взял и построил на территории Национального заповедника впритык к дому нашей коммунальной собственности фундамент.
И никто ничего не заметил. Не заметили даже те, кто обязан был заметить. В первую очередь не заметили руководители Национального заповедника “Хортица”, каждый Божий день проезжающие мимо этого дома по дороге на работу и обратно. Во вторую очередь не заметили мастера, слесари и прочие сотрудники ПКП “ВРЭЖО № 1” МПК “Основание”, что совсем не удивительно, так как не замечали они этот дом с его многолетними проблемами и раньше…
Не заметили, значит – строим дальше. И возвели в 2012 году пристройку, соорудили второй этаж-мансарду. И снова никто ничего не увидел.
Пока не увидели эту стройку защитники природы Хортицы и не обратились к городским властям.
И пошли новые резолюции и указания, регулярные проверки, запреты на строительство, информация о том, что стройка прекратилась, штрафы и комиссии. Все решают, запрещают и мешают. А дом потихоньку строится.
Пример оказался заразительным, и уже в этом году началась новая островная ударная стройка за местным детским садиком. Там тоже успели воздвигнуть два этажа. Спешат. Может, эти самовольные застройщики знают что-то такое, что не знает руководство Национального заповедника? А может, они кого-то знают?
Товарищи-господа, расскажите эту тайну и другим жителям острова. Пусть и они начнут стройку, начнут приватизировать, продавать, прописывать. Или нельзя? Видимо, все-таки можно, ведь все равно никто ничего не замечает…
Валентина БЕЛЯЕВА, г. Запорожье, фото Владимира ШЕРЕМЕТА