Оказывается, сдать железнодорожные билеты в кассу вокзала – сложно и накладно. Даже если вы приобрели их заранее и до отправления поезда осталось трое суток, то вам вернут только незначительную часть стоимости.
Печальный факт из личного опыта. Нужно было купить два билета в Донецк, чтобы выехать туда на два дня – субботу и воскресенье. Планировали отбыть в ночь с 19 на 20 октября. На вокзал за билетами приехали заранее, в понедельник. На удивление, кассир сообщила, что есть только два билета в разных вагонах и других вариантов не существует вообще, потом, усердно проштудировав данные компьютера, нашла два места в одном вагоне, но для этого необходимо было выехать на сутки раньше – в ночь с 18 на 19 октября. За два билета и одну постель заплатили 91 гривну, прибытие поезда предполагалось уже в пятницу (лишний день в незнакомом городе никак не входил в планы)! Буквально в течение полутора часов после покупки приняли решение ехать в Донецк маршруткой. На автовокзале проблем с билетами не возникло – можно и выехать, и прибыть в точку назначения в субботу утром, однако стоимость здесь значительно выше – 180 гривен (за два билета). Но время дороже, лишние сутки проводить в Донецке всё-таки не хотелось. Было решено сдать железнодорожные билеты. На вокзале “Запорожье-1” кассир потребовала паспорт и сообщила, что “после сдачи билета аппетит повторять подобное быстро пройдёт”, затем рассчитала возврат. Несмотря на то, что покупка была совершена только два часа назад, а до отправления поезда оставалось ещё трое суток, на руки выдали… аж 36 гривен с копейками!
Дежурная вокзала, работавшая в тот день, внимательно выслушала нас и подтвердила, что “всё верно, девочки и техника не ошибаются”. Как выяснилось, цена билета на поезд состоит из стоимости самого проездного билета, плацкарты (цена за услуги и обслуживание в вагоне), а также налогов. Согласно Правилам перевозки пассажиров, если пассажир отказывается от поездки в срок не менее чем за 24 часа до отправления поезда, ему выплачивают стоимость билета и плацкарты. Стоимость оформления билета не возвращают. Если до отправления осталось не менее 9 часов, то пассажиру, сдающему билет, возвращается стоимость билета и половина стоимости плацкарты. Если же до отправки поезда осталось 6 и менее часов или пассажир пытается вернуть билет в течение часа после отправки поезда, ему будет возмещена лишь стоимость билета без стоимости плацкарты. Подобные изменения к Правилам перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в Украине вступили в силу с 19 августа прошлого года. Система возврата денег за билет неоднократно претерпевала изменения – раньше пассажир мог сдать билет, и если до отправки поезда оставалось от 24 до 6 часов, он получал полную стоимость билета и половину стоимости плацкарты.
Позже в кассовом отделе вокзала нам объяснили, что сдавать билет в день его покупки не выгодно, возникает путаница в отчётах, происходит технический сбой, поэтому высчитывают большой процент…
Ещё один нелицеприятный факт – покупать железнодорожные билеты становится проблематичнее. И лично мне, и коллегам в этом году приходилось не раз пользоваться услугами Приднепровской железной дороги. Несмотря на то, что билеты покупались заблаговременно, всегда были проблемы с их дефицитом, а потом в вагоне удивляло наличие свободных мест. Мало того, в телефонном режиме работники железнодорожных вокзалов предлагали обратиться за помощью в приобретении билетов… в частные туристические фирмы, где за небольшую доплату можно без проблем подобрать подходящий билет (подобный случай произошёл с одним из наших корреспондентов).
Вспоминается случай, когда в сентябре этого года было сложно доехать из Симферополя в Запорожье. Опять-таки, необходимо было два билета. Предложили добраться до Мелитополя в разных вагонах в новом поезде с евроусловиями. Поезд проходил через Запорожье, и выходить раньше не хотелось. Опытные и бывалые пассажиры посоветовали доплатить 100 гривен проводнику, и тогда, якобы, найдутся свободные места до Запорожья. Действительно, после соответствующей доплаты были гостеприимно оказаны услуги – в течение пяти минут любезно предоставили два комфортабельных места в одном вагоне прямо до Запорожья.
После таких неудобств приходится делать соответствующие выводы – путешествовать удобнее автотранспортом. И настроение не испортится, и нервов меньше уйдёт!
Кстати, чтобы потенциальные пассажиры не стояли в очередях на вокзалах, “Укрзалізниця” предлагает оформлять железнодорожные билеты через Интернет (за полную стоимость). При этом детские, бесплатные, а также льготные проездные документы советуют покупать исключительно в кассах. Печать проездных документов при предъявлении бланка заказа выполняется в железнодорожной кассе. Пассажиры могут воспользоваться новой системой продажи билетов через электронные каналы обслуживания на официальном сайте “Укрзалізниці” в разделе меню “пассажирам” или по прямой ссылке http://booking.uz.gov.ua/. В режиме online можно выбрать маршрут, узнать о наличии мест на нужную дату, а также оплатить стоимость проезда. Мы решили заглянуть на сайт – действительно ли там нет билетов на нужное нам число. И к удивлению нашли свободные места в нужный день, причём в одном вагоне! Покупать через сеть уже не стали, оставили этот эксперимент на другой раз…