Запорожские педагоги частного комплекса непрерывного образования «Школа «ЭйдоС» во главе со своим генеральным директором, доцентом кафедры практической психологии ЗНУ, кандидатом психологических наук Еленой Грединаровой приняли участие в конгрессе Международной Ассоциации ТРИЗ (Теория решения изобретательских задач). Напомним, в Украине ТРИЗ школьникам преподается только в Запорожье и только в частной школе «ЭйдоС». О своем участии в международном форуме Елена Михайловна рассказала читателям «ЗС».
– В Международную Ассоциацию ТРИЗ входят региональные общественные организации из 41 страны, в этот раз на съезд и конгресс приехали участники из 24. Это был бесценный опыт общения и обмена опытом с людьми, которые мыслят нестандартно, хотят изменить мир к лучшему, создают новое во всех сферах жизни, – говорит Елена Михайловна.
Теория решения изобретательских задач разрабатывается с 1946 года. Основоположник ТРИЗ Г. С. Альтшуллер уделял значительное внимание не только методам решения творческих задач, но и воспитанию творческой личности. Его книга для детей «И тут появился изобретатель» четырежды переиздавалась.
Сегодня специалисты по ТРИЗ — в основном выходцы из бывшего Советского Союза — консультируют такие известные фирмы, как «Проктор энд Гэмбэл», IBM, «Форд», «Дженерал моторс», «Даймлер и Крайслер», «Самсунг». Они решают не только технические задачи, но и сложные социальные задачи, участвуют в разработках рекламных и PR-кампаний.
Украинская делегация состояла из трех педагогов из Школы «ЭйдоС», семи педагогов из Киева, представляющих дошкольное образование и четырех человек из Международного детского университета (ICU).
– Я выступала с докладом «TRIZ Pedagogy as the Basis of the Educational Process» («ТРИЗ педагогика как основа образовательного процесса»), – продолжает Елена Грединарова. – Нужно сказать, что в этом году впервые на конференции сделали секцию ТРИЗ в педагогике. И азиатские страны – Китай, Корея, Сингапур, Индия, Таиланд, Малайзия, Тайвань сегодня очень активно интересуются развитием не только технической (как ее называют «железной» ТРИЗ), а и внедрением этой системы в школьное образование. Там увидели в ТРИЗ-педагогике огромную перспективу, ведь она нацелена на формирование сильного мышления и воспитание творческой личности, подготовленной к решению сложных проблем в различных областях деятельности.
– Вы эту перспективу увидели еще в конце 90-ых годов…
– Да, в «ЭйдоС» мы преподаем ТРИЗ с 1997 года. Кроме того, обучаем ТРИЗ всех желающих и педагогов в первую очередь. Очень скоро, на осенних каникулах, с 31 октября по 2 ноября, у нас в школе состоится фестивале по ТРИЗ-педагогике, эйдетике и компетентностному подходу «Школа по-новому». В ее рамках пройдут не только традиционные обучающие семинары по ТРИЗ и эйдетике, но и Международная научно-практическая конференция «Инновационные педагогические техники»; формат презентаций PechaKucha по вопросам образования; круглый стол «Особенности реализации Концепции МОН Украины «Новая украинская школа».
– Вы обучаете ТРИЗ педагогов уже много лет, почему же до сих пор остаетесь единственной школой в городе, где все предметы с 1 по 11 класс преподаете в ее русле?
– Чтобы преподавать ТРИЗ, нужно много учиться. Учителю нужно хорошо изучить ТРИЗ, а потом перелопатить свой предмет, чтобы изменить подачу материала с учетом этих знаний. Мало кому хочется такое делать. Я думаю, причина в этом.
– Что вы можете сказать об учениках своей школы? Какими их делает ваши «предметы-фишки» – эйдетика и ТРИЗ?
– Это не единственные инновационные подходы, которые делают наших учеников свободными и предприимчивыми, развивают у них
воображение и сильное творческое мышление. По всем предметам мы стараемся давать им не абстрактные знания, а увязывать их с жизнью. Еще одна сильная сторона – каждый ученик находится на психологическом сопровождение, посещает психотренинги и личные психологические консультации. Поэтому все выпускники школы «ЭйдоС» – успешные реализованные люди, открывшие свой бизнес. А ребята, которые сейчас учатся у нас, открыты миру, динамичны, стремятся быть не такими, как все, готовы к высокому уровню неопределенности, имеют огромное желание развиваться, умеют эффективно работать в команде, быть ситуативными лидерами, умеют составлять и руководить проектами, нацелены действовать в соответствии с требованиями времени.