В Украине из речных пляжей Запорожский Центральный считается самым длинным. Его протяженность – 1200 метров. В выходной день здесь может собираться до 5-6 тысяч отдыхающих. В обычные дни – 2-3 тысячи. За безопасностью купания этого  огромного количества людей посменно следят 18 человек водолазов-спасателей, работников КП «Запорожская городская спасательно-водолазная служба»

Игра, где ставка – жизнь

Во многом благодаря этим людям,  за первый месяц лета никто из отдыхающих  на главном пляже Запорожья не утонул. Правда, 27 июня, трагедия чуть было не произошла.

15-летний Эрик, как обычно пришел отдыхать с семьей на пляж. Но с бабушкой и младшими купаться скучно, не солидно. А вот проверить себя на храбрость, спрыгнув с пирса, как это делают сотни подростков в самый раз. Пока старушка возилась с внучатами, она и не заметила, что с Эриков произошло несчастье.

Совершив отчаянный прыжок с гидротехнического сооружения, к которому даже приближаться ближе, чем на 50 метров нельзя, не то, что прыгать, парень не рассчитал силы. Сначала расстояние до берега казалось небольшим, но это оказалось не так. Каждый гребок давался все сложнее, а позвать на помощь уже не было сил, а, возможно, еще было стыдно. Ведь он один не справился. Да и кто услышит крик подростка среди веселых возгласов и смеха?

Слава Богу, что неуверенность его движений  заметил спасатель Василий Кругов. Ведь определить, что человек тонет, очень сложно. Тем более, когда в воде одновременно сотни отдыхающих.Василий Кругов2

– Все случилось очень быстро,  секунд 15  парень проплыл, а потом ушел под воду, – рассказал нам подробности происшествия  Василий Кругов. – Я надел маску с трубкой и ласты и нырнул в то место, где человек затонул. Нашел его лежащего на дне вниз лицом. Вытащил на берег и начал реанимационные мероприятия.

Парень не дышал, сердцебиение остановилось. Вокруг собралась толпа зевак, но к счастью спасателю никто не мешал.

– Я действовал по инструкции: освободил дыхательные пути, вдохнул ему воздух «рот в рот» и начал массаж сердца. Тем временем, вахтенный спасатель увидел, что произошло, и вызвал бригаду «скорой помощи». Но еще до ее приезда парень вернулся с того света и задышал.

Что случилось с 15-летним Эриком, когда он в самую жару, в 14:26 вместе с другими прыгал с причала?  Почему он не смог доплыть до берега и стал тонуть – никто не знает. Во всяком случае, «скорая» никаких травм на его теле не зафиксировала.

Опасное место слаще меда

DSC_0059

Начальник станции Виктор Попович и герой-спасатель наперебой возмущаются тем, что дети, подростки, а иногда и взрослые не совсем трезвые дяди, используют причал возле кафе «Роджер» для прыжков в воду.

– Запрещающая табличка есть, однако из года в год продолжается одно и то же – люди прыгают и тонут. В прошлом году в том месте утонуло два человека, – заявили они.

Действительно табличка есть, но особого трепета она не внушает из-за маленького размера и высокого расположения – не каждый заметит. Но как оказалось, прыгуны о табличке в курсе, но в погоне за адреналином готовы рисковать.DSC_0128

А теперь отметим жуткий факт. Василий Кругов работает спасателем с 1991 года, и это его ПЕРВАЯ спасенная жизнь. Зачастую утонувших просто не успевают откачать. И со дна водолазам-спасателям приходится поднимать уже охладевшие тела.

– Василий, что вы чувствовали, когда спасали человека? Может у вас свои дети такого возраста, и думали о них? – спрашиваем у героя.

–  Кроме облегчения, что все закончилось, ничего не чувствовал. Моему сыну уже 20 лет, честно сказать, в тот момент о нем не думал. Думал, как быстро и хорошо сделать то, что я должен сделать. Эмоции только мешали бы.

– Но какую опасность все-таки скрывает в себе наш всеми любимый пирс на Набережной?

– Там дно не ровное,  глубина разная – от 2 до 7 метров. Но дело не в этом. Просто перепад температур большой: воздуха до 38 градусов, а воды – 21. Чуть слабые сосуды, хватает судорога, останавливается сердце, – объясняет Виктор Попович.

Мы отправились на спасательной моторке ближе к пирсу, чтобы воочию убедиться, как много запорожцев необдуманно и бесстрашно совершают оттуда прыжки, более того, некоторые пытаются вообще обплыть вокруг пирса, оказываясь вне поля зрения.

В это время район у пирса на лодке патрулировал водолаз-спасатель Виктор Яресько. Он повернулся к нам и сообщил:

– Буквально только что парень с девушкой лет по 15-16 плыли до буйка, но выбились из сил и стали просить о помощи. До буйка 150 метров. А дети сейчас  плохо плавают,  и здоровьем не блещут, – сказал он.

Именно поэтому каждый день один из водолазов-спасателей обязательно  дежурит на лодке возле пирса, который не является пляжной зоной. Запретить опасные прыжки у спасателей не получается, да и полномочий таких нет. Поэтому приходится  следить за нарушителями, чтобы вовремя спасти, в случае чего…

Когда мы спросили, что чаще всего  служит причиной несчастья на воде, Виктор Попович рассказал случай, как отец стал учить плавать сына, мальчишку  лет 10-11. До этого мужчина с другом выпивали на пляже. Ребенка спасли, а его пьяного отца – не успели.

А еще опытный спасатель заметил, что в основном несчастные случаи и попытки суицида, когда люди  прыгают с моста или плотины, происходят в полнолуние.

Иногда спасателям доводится   приходить на помощь людям в различных жизненных ситуациях. Например, недавно компания из четырех парней, упаковали одежду в пакеты и  переплыли на строящийся мост, чтобы вечером пофотографироваться на пилоне. Утром совершить заплыв в обратном направлении у них не хватило сил. Ребята позвонили родителям, те в МЧС, а они – водолазам-спасателям. Ребят в лодке доставили в целости и сохранности на берег.

Спасатели бывают разные

Убедившись, насколько тяжелая работа у пляжных спасателей, нам захотелось узнать, что заставляет людей выбирать эту профессию. Работа это и правда не сахар, она наполнена переживаниями и страхом за людскую жизнь. Это сказывается и на характере рабочих. Они поначалу они угрюмые и несговорчивые, только со временем нам удалось с ними хорошо раззнакомиться.

– Я решил стать спасателем сразу после того, как пришел из армии, где  служил на  флоте, – вспоминает Василий Кругов. – Это был 1991 год. Потом у меня был перерыв в работе на 5 лет,  а с 2014 года снова работаю спасателем. За это время трупов доставал из воды очень много – десятки, а спасти кого-то посчастливилось впервые.

– Как вы думаете, ваш сын будет гордиться вами?

– Не знаю. У папы такая зарплата, что гордиться нечем…

– Тогда Вы, наверное, очень любите воду и работаете по призванию?

–  Да я  вообще воды боюсь и не люблю ее! Если бы не работа, по собственному желанию на пляж бы я не ходил.  Раньше на Черное море ездил только ради семьи,  Азовское море мне не нравится вообще.

А вот начальник спасательной станции  Виктор Попович действительно пришел в спасатели по велению сердца. Говорит, что очень любит свою работу и просто не представляет своей жизни без воды.

– Я с молодости увлекался подводной охотой. Наверное, нет такого места на Днепре, куда бы я не нырял. Подводный мир очень интересный: я находил обломки  казацких кораблей чаек,  много якорей…

Поработал матросом-спасателем, а потом  мне предложили стать  начальником станции. Поупирался,  конечно, но  куда деваться: надо, значит, надо! И так  уже 10-ый год.

Виктор Семенович провел нам экскурсию по спасательной станции, прокатил с ветерком на моторной лодке вдоль всего участка патрулирования. Интересно, что спасатели знают все о местных достопримечательностях и могут рассказать много интересных историй связанных с ними.

Рукотворная лагуна

лагуна

Наибольшее удивление вызвало то, что запорожские спасатели, оказались ценителями прекрасного. Они создали  рукотворный садик на воде из кувшинок и лилий, ведь в такой морально тяжелой профессии должна же быть какая-то отдушина.

– Нырял я как-то со своим товарищем в Плавнях, где много кувшинок, – рассказывает начальник спасательной станции. – Я ему говорю: «Давай на станции кувшинки посадим». Он отвечает: «Оно тебе надо?»

Но мы все-таки вырвали пару корней и посадили их здесь. Нужно было нырнуть, пригрузить корень камнями,  чтобы кувшинки прижились. А теперь смотрите, как они разрослись, такая живописная лагуна получилась.