22 мая Запорожским окружным административным судом удовлетворен иск Запорожского природоохранного межрайонного прокурора об обязательствах Запорожского областного совета расторгнуть соглашение, которым предприятию ОАО “Запорожсталь” продлены сроки выполнения природоохранных мероприятий, направленных на уменьшение объемов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Вследствие переноса этих природоохранных мероприятий, уменьшение выбросов в атмосферный воздух на 14431 тонну в год вредных для здоровья населения веществ не достигнуто. Как установлено проверкой, предприятием ОАО “Запорожсталь” в нарушение требований действующего законодательства и условий настоящего соглашения в срок до 31 декабря прошлого года не были осуществлены мероприятия по “Реконструкции газоочистки агломашины № 1” и “Строительству установки по очистке агломерационных газов агломашины № 1”.
Расторжение настоящего соглашения в дальнейшем даст возможность привлечь предприятие-загрязнителя к ответственности и применить финансовые санкции для побуждения к своевременному выполнению природоохранных мероприятий и модернизации предприятия с целью реального уменьшения объемов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сообщил запорожский природоохранный межрайонный прокурор Александр Забутной.
Это не первое воззвание прокуратуры к облсовету по поводу разрыва соглашения, позволяющего крупнейшему загрязнителю атмосферы Запорожья избегать наказания за невыполнение взятых на себя природоохранных мероприятий. В прошлом году депутаты облсовета отклонили протест природоохранного межрайонного прокурора на решение сессии, которым были согласованы трехсторонние соглашения с ОАО “Запорожсталь”. Надо отметить тот факт, что за 2011 год комбинат выбросил 77,87 тысячи тонн загрязняющих веществ в атмосферный воздух, что на 8,05 тысячи тонн больше 2010 года. При этом общий объем выбросов стационарными источниками предприятий города Запорожья за прошлый год составил 117 тысяч тонн, то есть на долю “Запорожстали” сегодня приходится порядка 70 процентов.


Программа есть – выхода нет
История, которую мы сейчас наблюдаем, началась в конце августа 2006 года. Тогда Запорожская природоохранная прокуратура подала иск в суд на ОАО “Запорожсталь” в размере 9,5 миллиона гривен за загрязнение воздуха. Поводом к тому стало невыполнение руководством меткомбината мероприятий, предусмотренных “Программой по выходу Запорожья из экологического кризиса на 2001–2010 гг.”. Этот документ предусматривал, в частности, сокращение выбросов в атмосферу на 70,5 тысячи тонн (50 процентов от общего объема) за счет реконструкции газоочисток на крупных запорожских предприятиях, включая абразивный, титано-магниевый и алюминиевый комбинаты, ферросплавный и коксохимический заводы, “Укрграфит”, “Днепроспецсталь” и “Запорожсталь”. Последнему в реализации программы отводилась особая роль – поскольку на долю комбината приходилось более половины всех вредных выбросов промплощадки.
Основное направление – закрытие мартеновского производства и строительство конвертерного цеха вместе с отстойником для очистки промышленно-дренажных стоков. Реализация данного пункта, позволяющего сократить атмосферные выбросы на 13,2 тысячи тонн и жидкие – на 6,2 тысячи тонн в год, оценивалась в 6,463 миллиарда гривен. Изначально переход на кислородно-конвертерную выплавку стали должен был завершиться еще в 2010 году. На это комбинату в соответствии с программой давался вполне реальный срок – 10 лет. Но время шло, а экомероприятие, стоимость которого оценивается самим комбинатом теперь уже в 1,3 миллиарда долларов, так и оставалось невыполненным. Хотя в докризисный период 2001–2008 годов необходимые финансовые возможности у комбината были.
На протяжении 2006–2009 годов сумма претензий прокуратуры к “Запорожстали” выросла в разы. Между тем, предприятие не спешило внести эти деньги в казну. Один суд признавал правоту прокуратуры, а другой становился на сторону металлургов. Однако такие качели были не по нутру владельцам комбината. Необходимо было найти выход из сложившейся ситуации, да еще и желательно в правовом поле.
Переносить нельзя, но если хорошо попросить, то можно
Претензии прокуратуры становились бы безосновательными только в одном случае, если бы “Запорожсталь” снова получила пролонгацию своих невыполненных природоохранных мероприятий. Однако “Программа по выходу Запорожья из экологического кризиса на 2001–2010 гг.” подходила к своему завершению, а новый документ необходимо было формировать уже другими мероприятиями. Выход был найден в виде трехстороннего соглашения.
Суть его проста. Предприятие, которое своевременно не выполнило природоохранные мероприятия, имеет полное право хлопотать относительно заключения такого себе договора, где свои подписи поставили представители комбината, облсовета и Министерства окружающей природной среды. В документе четко прописаны сроки выполнения того или иного мероприятия, а также поэтапный график их выполнения. Указаны реальные источники финансирования и экологический эффект от проделанной работы. Все это было прописано и в случае с “Запорожсталью”, однако, как показала практика, на деле все оказалось не так.
В первый раз, а именно на декабрьской сессии облсовета 2008 года, решить проблему относительно соглашения не удалось. Поговаривают, что запорожсталевцы поставили не на тех людей. Когда решался этот вопрос, вместо переноса сроков комбинат получил в свой адрес несколько колкостей с “высокой трибуны”. Звучали обвинения и в удушении запорожцев, и в потере совести, и о том, что завод – главный загрязнитель города. Однако прошло несколько месяцев, и на майской сессии облсовета 2009 года документ был принят. Хотя ничего существенного в экологическом плане как на комбинате, так и в Запорожье не произошло. Зато, по-видимому, были подвижки в переговорном процессе. Так или иначе, но по решению облсовета закрытие мартеновского производства и строительство конвертерного цеха отодвинуто с 2010 года на 2017 год (напомним, что якобы начало этого процесса должно было состояться аж в 2001 году). Реконструкция аглофабрики также растянута во времени до 100-летия Октябрьского переворота. Однако строительство газоочистки на агломашине № 1 комбинату разрешили отложить до 2011 года включительно, на агломашинах № 2–6 – до 2015 года. Реконструкция известково-дробильного, коксодробильного и шихтового отделений отложена до 2017 года включительно.
Кредит есть, кредита нет
И тогда, и сейчас напрашивался один вопрос: а можно ли было избежать переноса сроков?
Доводы представителей комбината стары, как мир – на модернизацию необходимо много денег. Мол, своих у нас нет ввиду экономического кризиса, а кредит получить – проблема.
Что касается пункта о нехватке собственных средств, то, по данным сайта http://new.finforum.com.ua, чистый доход “Запорожстали” за период действия региональной программы по выходу Запорожья из экологического кризиса составил, млрд грн.: 2001 – 3,554, 2002 – 1,923, 2003 – 4,726 2004 – 7,062, 2005 – 8,05, 2006 – 7,889, 2007 – 9,747, 2008 – 12,555, 2009 – 8,963. При этом в наиболее благоприятные 2001–2007 годы на модернизацию производства, техническое перевооружение, внедрение энергосберегающих технологий и строительство природоохранных объектов комбинат израсходовал около 4 миллиардов гривен собственных средств. Такая сумма представляется явно недостаточной для предприятия, использующего устаревшие технологии и производственные мощности, а также имеющего серьезные инвестиционные обязательства. Тем более, что в нее комбинат включил и средства, потраченные на капстроительство в сфере вспомогательного производства, а также на капитальные и текущие ремонты.
Еще один довод, который возымел действие на депутатов – без переноса сроков предприятию не дадут кредит на реализацию программы. Приводим вам слова из выступления на майской сессии 2009 года тогдашнего финансового директора ОАО “Запорожсталь”, депутата облсовета Александра Рабцуна:
– 3 июня 2009 года состоится заседание совета Европейского банка реконструкции и развития, на котором будет рассмотрен вопрос о выделении комбинату кредита для реконструкции, однако без согласия местных советов на пролонгацию экопрограммы никто даже разговаривать не станет. Финансирование мы можем и не получить. Средства довольно большие – 1,3 миллиарда долларов. ЕБРР нужно исключить риски остановки производства, ведь это может повлиять на погашение кредита. Потому банк запросил новые сроки строительства конвертерного цеха и реконструкции аглофабрики.
Депутаты посчитали такой аргумент более чем достаточным и проголосовали.
– Именно этот шаг (подписание трехстороннего соглашения) позволит, наконец-то, сдвинуть с мертвой точки проблему выполнения природоохранных мероприятий на наших заводах, – говорил тогда депутат облсовета, глава комиссии по вопросам экологии и рационального природопользования Олег Сквирский.
Однако если “Днепроспецсталь”, с которой также был заключен подобный договор, на сегодня свои обязательства выполняет, то “Запорожсталь” и дальше продолжила заниматься тем, чем занималась до этого – не выполнять в срок прописанные мероприятия.
Наказания не будет
В прошедшую пятницу при участии губернатора области Александра Пеклушенко состоялось рабочее совещание по этому вопросу. Его суть можно охарактеризовать так – травить запорожцев, конечно, нехорошо, но наказывать “Запорожсталь” тоже никто не будет. А что же будет? Всем предложено ожидать, пока комбинат соизволит завершить свои проекты.
По словам первого заместителя председателя правления – технического директора ОАО “Запорожсталь” Александр Путноки, прошлый год предприятие отработало с убытками в несколько сотен миллионов гривен. За первые четыре месяца текущего года ситуация не улучшилась: предприятие работает в минус.
– Общая стоимость реконструкции газоочистки агломашины № 1 и строительства установки по очистке агломерационных газов агломашины № 1 составляет 299 миллионов гривен. Мы должны были завершить все работы до 31 декабря прошлого года, но нам нужно больше времени на это, поэтому мы вообще остановили источник выбросов – агломашину № 1 и введем ее в эксплуатацию только после выполнения всех обязательств, – сообщил Александр Путноки.
По его словам, на сегодня освоена треть от необходимой суммы, уже закуплено необходимое оборудование, готовые металлоконструкции, ведется строительство. Планируется завершить все строительно-монтажные работы до конца текущего года, а запустить сооружение – в первом квартале 2013 года. Вот такая проблема всего лишь с реконструкцией одной агломашиной, а их на “Запорожстали” целых шесть.
А вот как прокомментировал “ЗС” этот вопрос начальник Государственного управления охраны окружающей природной среды в Запорожской области Игорь Бройде:
– Реконструкция первой агломашины завершена процентов на 60. Основная причина отставания по аглофабрике – отсутствие необходимых финансов.
– А как же кредит в размере 1,3 миллиарда долларов от ЕБРР, на основании которого предприятию и перенесли сроки?
– На данном этапе о ЕБРР и кредите никто ничего не говорил. Я не уверен, что такая возможность вообще сейчас рассматривается.
Вот так. Своих денег якобы нет, и кредит уже никто не берет. При этом сроки перенесены, и наказания никакого нет. Можно сделать один вывод – в 2010 году, когда комбинат был фактически продан Ахметову, перенос сроков был необходим для нормального завершения сделки. Ведь проблемный актив никому не нужен. Выполнять природоохранные мероприятия тогдашние владельцы “Запорожстали”, похоже, и не собирались.