Совсем недавно запорожский педагог – директор центра развития ребенка “Лазурный” (ул. Днепропетровское шоссе, 50) Светлана Палец стала лауреатом ежегодной премии Верховной Рады Украины. Председатель парламента Владимир Литвин лично вручил ей нагрудный знак и почетный диплом лауреата за заслуги в сфере дошкольного образования.
– Светлана Викторовна, как давно вы работаете с детьми?
– С 19 лет. Мой первый опыт работы с детьми – вожатая в детском лагере отдыха.
– Почему вы решили заниматься именно с детьми младшего дошкольного возраста?
– Моя мама, педагог-”дошкольник”, “заразила” меня любовью к маленьким детям. И несмотря на свое первое образование – учитель истории, так сложилось, что оказалась рядом с детьми именно дошкольного возраста. Сначала как педагог и психолог, а затем как заведующая детским садом. Убеждена, человек должен быть увлечен делом, которым занимается. Я рада, что моя работа совпадает с моим увлечением – быть рядом с детьми, растить и воспитывать их счастливыми. Кроме того, у меня замечательный пример профессионализма, доброты и энтузиазма – моя мама Очеретяная Людмила Ивановна, которая вот уже больше 30 лет работает в детском саду.
– Это первая ваша награда такого уровня?
– Да. Сказать честно, я никак не ожидала оказаться среди 27 лучших педагогов Украины. Ведь среди моих коллег много достойных. И хотя очень приятно получить такое высокое признание своей деятельности, для меня по-прежнему главными наградами остаются улыбки детей и слова благодарности их родителей.
– К вам, в “Лазурный”, наверное, приезжают перенимать опыт из других дошкольных заведений?
– Да, мы постоянно делимся опытом и много учимся сами. ЦРР “Лазурный” является ресурсным центром КЗ “Запорожского областного института последипломного образования”, поэтому у нас проводятся семинары, тренинги, открытые занятия. На протяжении последнего десятилетия центр дважды работал в экспериментальном режиме. У нас проходят практику студенты педагогического колледжа.
Несколько раз к нам приезжали иностранные делегации, например, этой осенью в “Лазурном” была делегация из Швеции. Открытое занятие по математике удивило зарубежных коллег. Для них было непонятно, как наши дети в 5 лет научились считать, их дети эти навыки приобретают только в школьном возрасте.
– Чем отличается западная и наша дошкольная подготовка?
– Если говорить о западной тенденции, то она ориентирована скорее на присмотр за ребенком, чем на его развитие. Процесс обучения как таковой отсутствует. Практически нет или очень мало специально организованных занятий, ребенок занимается только тем, что ему нравится. Перед педагогами не ставят определенных задач, направленных на всестороннее развитие детей. Их начинают решать только в школе, потеряв драгоценное время для разностороннего развития. Отечественная система, наоборот, количеством поставленных целей и задач перегружает ребенка. Переполненные группы, недостаточное количество игрушек и игровых пособий усложняют процесс обучения детей. Для многих детей трудно находиться в саду целый день, выполнять режим. И сейчас актуальная задача дошкольного образования – взять лучшее из западной системы, не потеряв замечательных наработок советской системы, найти оптимальный баланс игры и обучения для современных детей.
– Как это выглядит на практике?
– Например, в нашем центре введена практика постепенного привыкания ребенка к детскому саду. Сначала дети ходят на двухчасовые занятия вместе с мамой или другими свободными от работы родственниками. Таким образом, ребенок чувствует себя в безопасности и постепенно привыкает к другим детям. Через время начинает посещать детский сад на полдня и только потом идет в группу, рассчитанную на полный день.
– Сколько детей сейчас в “Лазурном”?
– Наш центр посещают более 400 детей, хотя рассчитан на 250 мест. Все дело в том, что благодаря существованию кратковременных групп, мы имеем возможность принять большее количество детей. Ведь отпадает необходимость в спальных комнатах и в одном помещении могут находиться сразу три группы. Таким образом, организовано 25 групп с разными режимами работы: двухчасовые, шестичасовые, двенадцатичасовые.
Мы стараемся, чтобы детям у нас, прежде всего, было интересно. Поэтому занятия проходят преимущественно в игровой форме и чередуются со свободным временем. Кроме того, в “Лазурном” существуют различные секции, кружки, у нас есть бассейн, где дети закаливаются и учатся плавать.
Конечно, у нас много различных проблем, впрочем, как и у любого другого детского сада. Но коллектив и я стараемся работать, не обращая внимания на трудности. Мы сегодня растим и воспитываем счастливых детей, а не ждем “лучшего завтра”. А для этого сами должны быть счастливыми людьми, радоваться жизни, быть увлеченными своим делом.