Именно так называют работников архивов, которые сегодня, 24 декабря, отмечают свой профессиональный праздник. Их вклад в развитие науки, культуры, истории и другие сферы жизни общества тяжело переоценить, ведь работа этих людей непростая и очень ответственная. И хотя современные архивы – далеко не те, что были раньше, в основном без «романтики» архивной пыли, потрепанных книг, газет, журналов в темных, неуютных комнатах (сегодня это чаще всего просторные помещения, где люди работают с использованием компьютерной техники), суть дела архивных работников не меняется – на этих людях лежит грандиозная ответственность за то, чтобы сохранить, приумножить и передать информацию будущим поколениям. В преддверии праздника мы посетили архивный отдел Запорожского городского совета.


– Наша работа заключается в сборе, хранении, в случае необходимости – реставрации архивных документов, и организации использования информации, – говорит начальник архивного отдела Людмила Щербаха.
Работа в архивном отделе крайне ответственная, ведь за последний год специалистами архивного отдела предоставлены ответы на 4306 обращений граждан. Постоянно нуждаются в предоставлении заверенных архивных документов правоохранительные органы.
– К нам обращаються как граждане Украины, так и ближнего и дальнего зарубежья, мы внимательно относимся к каждому обращению, – продолжает Людмила Щербаха. – Все наши архивые копии, справки, виписки заверяются гербовой печатью и помогают людям иногда в трудных жизненных ситуациях. Это вопросы, связанные с социальной защитой, земельными отношениями, комунальным, жилищным хозяйством и др.
В большинстве случаев к нам обращаются люди, отработавшие долгие годы на разных предприятиях, которые нуждаются в информации о своей трудовой деятельности. Наша задача – найти нужную информацию в документах, грамотно её изложить и вовремя предоставить. Правда, бывают случаи, когда руководители предприятий не сохраняют документы в полном объёме, не передают их на хранение, и тогда архивный отдел не в силах помочь людям. По документам ликвидированных предприятий люди запрашивают у нас информацию о заработной плате, подтверждении стажа, переименованиях предприятий, вредных условиях труда, отработанных часах, личных карточках, лицензировании, трудових книжках, даже о национальности. Стоит отметить, что в архивном отделе хранятся документы более 2500 ликвидированных предприятий. Срок их хранения – 75 лет. Кроме того, архивный отдел городского совета работает с 77 предприятиями и организациями города, которые формируют документы Национального архивного фонда. Эти документы передаються в архивный отдел и имеют постоянный срок хранения. Они будут отражать историю города через десятилетия. Представьте себе, нас не будет, а документы, к истории формирования и хранения которых мы имели отношение, будут храниться и использоваться. До последнего времени архивный отдел передавал документы Национального архивного фонда на хранение в Государственный архив Запорожской области.
– По предварительной информации, с января 2016 года в органы Пенсионного фонда Украины не будут подаваться справки о заработной плате. Скорее всего, эта норма заработает, – отмечает начальник архивного отдела, – но это не исключает необходимости хранения и использования документов ликвидированных предприятий для удовлетворения других потребностей, перечисленных ранее. Кроме того, не забываем о работниках ликвидированных предприятий, которые живут в государствах, где изменения в законодательную базу не вносились. Люди, которые когда-то работали на этих предприятиях, могут из любой точки страны, из любого государства обратиться в архивный отдел за интересующей их информацией. Мы всегда находим информацию, которую нам передали на хранение. И еще, обращаю ваше внимание на то, что архивный отдел Запорожского горсовета – единственное архивное учреждение города, которое принимает на хранение документы ликвидированных предприятий.
Как известно, для полноценного функционирования архивов необходимы соответствующие материально-технические условия.
– Сейчас архив нуждается в увеличении площадей архивных хранилищ более чем на 1000 квадратных метров, – говорит Людмила Щербаха. Ведь количество наших фондов постоянно увеличивается, а архивные документы требуют соответствующего размещения, учета, обслуживания. Не просто найти подходящее помещение. В этом направлении ведется активная работа. Но мы, в ожидании улучшения материально-технической базы, уже сейчас готовим новые кадры, которые сразу приступят к обработке запросов по вновь поступившим документам. К нам готовы передать свои документы ОАО «Шелковая нить», ЗАТ «Комфорт», ЗАО «Запорожстрой», ЗАО «Запорожстальстрой-1», ООО «Запорожстальстрой», ОАО «Мебельторг», ОАО «Спортек», ОАО «Экспотранс», ОАО «Углекомпозит», ОАО «Гамма». ГП «ЗСУ 1» ОАО «Днепродомнаремонт», ПАО «Запоророжский сталепрокатний завод» и др.
Объем работы в архивном отделе городского совета – огромный. Однако с этой работой успешно справляются двенадцать профессионалов в архивном деле, деловодстве и истории. Опыт молодежи передаёт самый старший и многоуважаемый сотрудник – Лидия Новикова, которая работает здесь с 1977 года и знает всю историю архива, большинство фондов.
Елена МУХА,
фото Владимира ШЕРЕМЕТА