Сразу две занятные новости сошлись на прошлой неделе. Радио «Свобода» удивилось, что в Розовском районе Запорожской области принимают 12 российских телеканалов и ни одного украинского. Затем уже народный депутат Томенко удивился, что 23 тысячи выпускников школ потеряли право поступления в вузы, ибо провалили тест по украинскому языку.
Что касается первой новости, то радио «Свобода» удивиться бы, почему не только в Розовке (которая отродясь не принимала запорожского телевещания, а замыкалась на Донецк), но и на освобожденных территориях Донбасса транслируют ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО российские телеканалы. А это и 459-тысячный Мариуполь, и вся группировка наших войск, которые сидят в окопах под обстрелами путинских «трактористов и шахтеров». В годы Первой мировой большевистскую пропаганду на фронте называли «окопной вошью». Которая таки доконала Российскую империю… Нынче вот уже больше года наших бойцов-окопников терзают не листовками, а полноценными ФСБ-news и Путин-TV, и никому до этого дела нет. Мало того (спасибо утечкам от экс-губернатора Луганщины Г. Москаля), все это за наш счет!
Что касается неважной сдачи тестов по государственному языку, то г-н Томенко исследовал, где хуже всего знают украинский язык. Шестерка лидеров выглядит так: Закарпатье, Черновцы, Ровно, Одесса, Тернополь, Ивано-Франковск. И если результат первых двух территорий объясняется венгерским и румынским фактором, а в одесской Бессарабии – целого «Интернационала», то результат самого сердца украиноговорящего региона необъясним. Если только нищетой не выдавили уборщицами в Италию «училок» или если не отработан сталинский принцип: «бандеровцев» из Западной Украины к Герою не представлять»!
Да, еще об украинском языке. Столько контор о нем после «революции» «заботятся», а его в маршрутке практически уже и не слышно. Радиоведущие, которые, было, уже освоили «мову», снова мило лопочут на «языке». О том, что «Deutschland, Deutschland ?ber alles» звучит из каждого нашего «репродуктора» (а на музыкальных типа украинских телеканалах только он, «родимый», и слышен), и говорить излишне. Впрочем, вот статистика: «З журналами та іншими періодичними виданнями ситуація катастрофічна – лише 9,9% від загального тиражу випущено в 2014-му українською мовою (в 2010 році цей показник становив 19,6%)… В прайм-тайм 8 найрейтинговіших телеканалів частка російської мови в ефірі становила 44%, а української – 30%. При цьому зріс до 26% час «двомовних» ефірів… Крім того, частка пісень українською мовою в ефірі 5 найрейтинговіших радіостанцій становить 5% від загального числа пісень… Експерти також зазначили, що лише 55% книг надруковано в Україні в 2014 році державною мовою, причому більшість з них – навчальна література, а масований імпорт книг з Росії в рази перевищує випуск книг в Україні». (Expres.ua, 8.07.2015 г.).
Тем временем Комитет по вопросам свободы слова и информационной политики Верховной Рады втихаря поддержал законопроект № 1123, где идет речь о «реформировании государственных и коммунальных печатных СМИ». Теперь его только в повестку ВР, и депутаты по привычке, не приходя в сознание, закон проголосуют. На всей коммунальной и государственной местной прессе (а она обычно украиноязычная, она и составляет львиную долю тех самых 9,9%) можно поставить крест!
Кто же лоббирует законопроект? «Українська асоціація видавців періодичної преси”! Чтобы вас не ввело в заблуждение название организации – в сие объединение вошли либо российские, либо русскоязычное издания. Такие, например, как “Вести”, “Сегодня”, “Донецкие новости” (да-да, привет нам всем с оккупированных территорий), а также “Агроснаб Черноземья”. А еще “веселые картинки” для теть (великое множество всяческих “Лиз” и “Elle”) и для очень взрослых дядь (Maxim и Playboy).
Мы понимаем, что районка из Михайловки своей конкуренцией лишает куска хлеба Playboy, а такая же из Черниговки – “Вести” (раздаваемые в Киеве бесплатно фантастическими тиражами). Или нет? Значит, дело в другом — в полном закрытии Путиным украинского вопроса уже при нынешнем поколении пока украинцев? Ибо другого объяснения убийству государственной УКРАИНСКОЙ местной прессы нет. Экономия? Не смешите! Сегодня “бюджетная” пресса сама зарабатывает деньги на зарплату, налоги и тепло. Если ее грохнут, все равно будет издаваться бюллетень в 20-100 экземпляров, ибо одним Интернетом, когда дело запахнет налогами, не обойтись. Ведь что написано пером, не вырубишь и топором. Так вам и закон, и любой судья скажет. Стало быть, вскоре украинское медиапространство местного уровня будет напоминать армейскую казарму, только уже без стенгазеты, а лишь с “Доской документации”. Где только инструкции и обязанности.
Кстати: в этом случае “тю-тю” и с госзаказом на журналистских факультетах! Ведь для кого заказывать – для Playboy? И еще: в последних анекдотах о “децентрализации” рассказывают о каком-то усилении “самостійності” на местах. С газетами уже получается, что “отсамостійничались”: запрещено учреждать, и точка. Так что с Playboy-ем вас, что ли…