Как павило, участники боевых действий в зоне АТО напрочь отказываются от общения с журналистами. Оно и понятно: зачем ворошить боль и душевную, и физическую, когда чудом остался жив после огнестрельного ранения? Да и озвученная, вынесенная на обсуждение общественности подлинная, без каких-либо домыслов и вымыслов, реальная картина жестокой войны на Донбассе вряд ли будет по справедливости оценена чиновниками нашего военного ведомства, накопившего за годы независимости, увы, печальный опыт коррупции, откровенного вранья, умноженного на бесталанность генералитета, полное отсутствие навыков ведения войны. Не поэтому ли она стала истинно народной?
Свободу и независимость отстаивает украинский народ, как говорится, от мала до велика. Поэтому в который раз утверждаем: идет война народная! И отстаивают нашу свободу патриоты, для которых понятия “честь”, “Родина”, “патриотизм” – смысл жизни, вернее – жизненная сущность.
С одним из них, нашим земляком из Приазовского района Запорожской области Владимиром Дыривым (позывной “Дядя”) мне посчастливилось побеседовать в торакальном отделении больницы экстренной и скорой медицинской помощи № 5. Ему только что сделали перевязку. После сложного огнестрельного ранения (пуля прошла в нескольких миллиметрах от аорты) рискованная, однако удачно выполненная операция, забота и внимание медперсонала, находящейся рядом жены дают шанс бойцу на выздоровление, хотя процесс этот, судя по всему, длительный: чувствуется, что буквально каждое слово, произнесенное Владимиром, отдается в его сердце болью и одновременно надеждой на лучшее. Его выдержке, терпению, ей-богу, можно по-хорошему позавидовать.
– Я считаюсь бойцом батальона “Донбасс”. Точнее считался, – уточняет боец.
– А сейчас?
– Мне 52 года. А принимали меня через батальон “Миротворец”. Может, и не числюсь нигде в списках? Хотя являюсь бойцом первой роты, знаю командиров взвода, роты, принимал участие во всех боевых операциях. Командир взвода – Яцык, отделения – “Хохол”, командир штаба – “Филин”, батальона – Семен Семенченко.
– Как долго находились в зоне АТО?
– По-честному, точно не могу сказать. Где-то около месяца. С батальоном “Донбасс” еще со Старенького (есть такая воинская часть под Киевом). С мая проходил курсы переподготовки, далее – Новые Петровцы. А действительную воинскую службу проходил в разведполку в Венгрии. Сейчас проживаю в Приазовском районе Запорожской области. А Запорожье – мой родной город, после увольнения в запас работал на “Днепроспецстали”. Это – моя земля, мой край. А пошел на войну, чтобы защищать Украину, чтобы эта, извините, погань не топтала нашу землю, чтобы народ Украины, объединивший более ста наций и народностей, жил счастливо в благополучной, процветающей стране.
– Правда ли, что от смерти Вас спас друг?
– У меня есть друг, который, считаю, ближе родного брата. Андрей Васильевич Топалов, узнав о моем ранении, рискуя собственной жизнью, не зная практически той местности, примчался на своем автомобиле, забрал меня из того кромешного ада и привез сюда. Из-за травмированной руки машину вел практически одной рукой. А забрал меня уже тогда, когда шел обстрел больницы, в которой я оказался.
Владимира спас друг, не думая, что сам может в любую секунду погибнуть, приехал, пренебрегая собственным недугом. Это ли не героический поступок, подчеркивающий, что нам, украинцам, Богом велено быть добрыми, отзывчивыми. Слушая бойца, припомнил телеэпизод, когда корреспондент имитировал сердечный приступ и в Украине, и в России. У нас к нему сразу же подбежали случайные прохожие, предлагая конкретную помощь, а в России лишь один человек поинтересовался, что с “больным”. При этом заметим, что “нашествие” на Донбасс пробудило в жителях Украины добрые чувства, патриотизм и решимость защищать Родину, рискуя собственными жизнями. Однако почему-то к этим благородным людским порывам с откровенным презрением по сей день часто относятся те, кто, как так и надо, носит генеральские погоны. Разве это нормально, когда под танки противника наши ребята идут с автоматом?! И это в то время, когда Украина обладает и серьезным вооружением – есть, например, “грады”, более серьезная техника. Где они, почему не применяются? Почему сотни (!) вражеских авто, танков прут в Украину? При этом их никто не беспокоит. А враг, почувствовав безнаказанность, наглеет день ото дня, язвительно машет “ручками”, приветствуя, видимо, предательство. Разве простительно, когда на просьбу находящихся под “градом” ребят о помощи им какой-то, извините, “увалень” отвечает вопросом: “А разве вы еще не погибли?”. Все это, увы, не досужие журналистские домыслы, а трагическая правда. Как и то, что практически вся “проржавевшая насквозь” чиновничья рать и нынче при “делах”, а их “честь и справедливость”, как и прежде, поддерживают все те же судьи, прокуроры. Объясните, наконец, людям, что же изменилось после Майдана, после гибели сотен молодых ребят? И ответьте заодно, кто уполномочивал власть вести переговоры с сепаратистским отребьем, которое грабило, убивало людей?
Такие вот тяжелые мысли “сверлят” голову, когда слушаешь горькую исповедь бойца.
– Мне пришлось пройти более восьмидесяти километров, чтобы выйти из окружения, – от волнения Владимира давит удушье. – Слава Богу, из окружения вышел целым и невредимым. Мне тогда повезло – не многие прорвались сквозь окружение. А перед этим с утра до вечера мы находились под обстрелом. Те, кто шли впереди колонны, прошли через село. Мы находились все время под плотным огнем российских военных. Именно российских частей. Здесь также немало, мягко говоря, сомнительных моментов: и на переговоры с врагом ходили, и пленных “брали”, а раненых просто некуда было девать. Да и убитые – буквально на каждом шагу. А в окружении мы оказались под Иловайском, попав, скорее всего, в западню. Я – не политик, но у меня есть немало вопросов к нашему руководству, начиная от командира штаба батальона. По-моему, были серьезные просчеты.
В.Т. Дырив – фермер, до того, как ушел на фронт (именно фронт, где идут нешуточные военные действия, – Ю.И.), был активным участником Майдана.
– Побывал фактически во всех переделках, – говорит Владимир. – Хочется, чтобы война навсегда осталась в прошлом… Родился я в Российской Федерации, мне исполнился годик, когда переехали в Западную Украину. Мой сын – гражданин России. При встрече с ним всегда говорю ему о том, что горд тем, что живу в Украине, с патриотическим народом.
– Вы воевали за порядок, за стабильность в Украине?
– В этом плане у меня немало вопросов и к военным, и к политикам. Во всем, что сейчас происходит, есть и их прямая вина. А народ спросит! Нельзя мыслить и действовать по сталинским меркам, наш многонациональный народ – свободолюбивый, любит справедливость. Мы и наши дети хотим жить в процветающей Украине и ни клочка земли не отдадим никому! И народ наведет порядок, избрав в руководство людей грамотных, честных, достойных. И не надо менять флаги – есть один-единственный, наш – украинский. При этом, в частности, я живу в болгарском селе, искренне уважаю болгарский народ (Владимир для наглядности произнес несколько слов по-болгарски), чту его обычаи, традиции.
– Как называется село?
– Федоровка. Да и бояться мне нечего, потому что живу с открытой душой, добрым сердцем. Да, есть и недостатки. Может быть, иногда бываю слишком вспыльчивым. Но понятие “Родина” для меня святое, она и мать – единственные! И очень хочется, чтобы жители Украины глубоко осознали, что у нас есть единая Украина, земля, есть дом родной, друзья, близкие, свой символ, государственный флаг. И этим надо гордиться и работать во благо страны. Свободу, к сожалению, приходится “омывать” кровью. Так что научитесь ценить свободу, заботиться о благополучии нации, крепя обороноспособность Украины. Я – не политик, но, поверьте, за страну и народ обидно, когда безнаказанными остаются коррупционеры, бездарные политики, чиновники. Я смотрю открыто в глаза людей, воевал, беспрекословно выполняя приказы командиров. Однако чем можно оправдать приказы “возвращаться под “град”, “идти на танки с пистолетом или автоматом”? Сегодня военные действия в основном ведут артиллерия, танки, самолеты…
– А выигрывают мудрые, честные командиры?
– Знающие о войне не понаслышке.
– Здоровья Вам, здоровья и еще раз здоровья! А всем нам – мира и спокойствия!
– Спасибо! Пользуясь возможностью, выражаю искреннюю благодарность администрации, медперсоналу больницы экстренной и скорой медицинской помощи, друзьям, родным и близким за заботу и внимание, медикам – за высокий профессионализм, за постоянную готовность прийти на помощь в самой сложной ситуации!
Расспрашивал
Юрий ИВАНЕЦ