Паника (др.-греч.) – безотчётный ужас, букв. внушаемый богом лесов Паном, отрицательно окрашенный аффект, вызываемый действительной или мнимой опасностью. Может охватывать как одного, так и многих людей и трудно поддаётся сознательному контролю.
Слух – неподтверждённая информация, источник которой неизвестен, но при этом достаточно интересная, чтобы быть активно распространяемой… Намеренное распространение и поддержание слухов широко используется в политике и маркетинге как очень мощный инструмент влияния на мнение людей… За распространение панических слухов в военное время могут следовать санкции вплоть до расстрела. (“Википедия”)
В стране появились те, “кого пора расстреливать”?
К выходным стало понятно, что плохи наши дела на Донбассе. Те наметки большой беды, которые появились еще в прошлый понедельник, к воскресенью выкристаллизовались во вхождение российских войск в Донецк, угрозу Мариуполю и в сотни украинских пленных в районе Иловайска.
Но дело даже не в этом. Часть украинского общества охватили панические настроения. Понятно, что сразу были найдены генераторы подобных негативных явлений и им была дана принципиальная и решительная оценка. Вот Дмитрий Тымчук, уважаемый всей Украиной человек, который в период откровенного слива Крыма некими доселе неизвестными официальными лицами подавал информацию, вселявшую в народ хоть какую-то уверенность. Без преувеличения, в том, что украинцы поднялись против агрессора, немалая заслуга именно Тымчука. Ибо телевизор, да и Интернет “радовали” разве что потерей очередной воинской части и города (“лишь бы не было жертв”) и болтовней товарищей Турчинова, Яценюка, Парубия, Тенюха, а затем Коваля (два последних – министры обороны), пограничника Литвина и прочих. И только Тымчук сообщал, что кто-то упирается и не все еще сдано. Ибо то без оружия со знаменем маршируют, то песни поют. А кто-то не сразу свой пароход врагу сдает, а еще немного и брыкается…
К лету “по многочисленным просьбам трудящихся”, в том числе и Тымчука, “расчехлились” и власти, начав сообщать новости из зоны АТО. Обычно это делает спикер СНБО полковник Андрей Лысенко. Скажем прямо, вот уже битый месяц само явление или заявление г-на Лысенко автор лично расценивает как признак паники. Есть такой армейский каламбур, что “бегущий майор – признак паники”. Т.е. человек в звании майора передвигается постепенно, ему спешить некуда, а раз побежал, значит, случилось что-то из ряда вон выходящее. Так вот, г-н Лысенко и подачей, и содержанием информационного материала, далекого от реальности, не внушает никакого доверия. Стало быть, если начинает говорить о каких-то там мелких недочетах, – к беде.
А в это время телевизор нагнетает обстановку неверия в себя и тотальных похорон. И это на ведущих украинских каналах! Хотя пропаганда государства, к тому же дающего отпор агрессору, во время войны должна вести себя совсем по-другому.
Впрочем, г-н Тымчук имеет совсем других в виду. “Практически с самого начала этой недели на информационном фронте наблюдаются два полюса: соцсети, некоторые журналисты и “эксперты” сеют откровенно панические настроения, тогда как госструктуры демонстрируют не особо оправданный “сдержанный оптимизм”… Наша позиция проста, и мы уже ее излагали – необходимо пресекать рассказы о “продажных генералах” и “глобальном предательстве” как дискредитирующие даже не военное руководство в целом, а само понятие “командование”. Если есть факты – необходимо работать по персоналиям. В данных же условиях истерика по поводу “продажных генералов” деморализует как личный состав, так и украинское общество в целом, являясь к тому же идеальным оправданием для банальных дезертиров (мол, а как воевать, когда нас предали?).
Мы особо отмечаем этот факт, поскольку, по нашим наблюдениям и опыту личного общения в подразделениях, данное явление получает все большее распространение, причем вне зависимости от региона, из которого прибывают мобилизованные военнообязанные граждане”. (“Новости Украины”, 29.08.2014 г.).
Стало быть, Д.Тымчук очертил проблему и подсказал пути ее решения. Решение простое: пока не поздно – остановиться, ибо дело идет к беде. Кому остановиться? Журналистам и экспертам…
Тут вспомнилась история. Накануне 18 августа 1941 года в запорожских дворах расстреливали пойманных “паникеров”. Т.е. людей, которые говорили знакомым и незнакомым, что немец уже в Кривом Роге (15 августа), Никополе (17-го) и что он на подходе к Великому Лугу. Самое занятное, что главные борцы с паникерами – НКВД – взорвали свое управление к обеду 18 августа (было оно на улице Грязнова). Всю милицию – как корова языком слизала, и трое суток город был отдан мародерам на разграбление. Только после прибытия в Запорожье (21 августа) главы правительства УССР Леонида Корнийца и двух первых замов союзных наркомов в городе началась плановая эвакуация населения и оборудования заводов на восток. До самого 4 октября…
К этому стоит добавить, что городских “паникеров”, конечно же, постреляли, но это никак не отразилось на полководческих талантах Сталина и его генералов в 1941 году. Вождь всех народов, казалось, из кожи вон лез, чтобы загнать во все новые “котлы” миллионы своих солдат и офицеров. Говорят о минимум 4–5 млн. советских военнопленных до зимы 41-го. Только в трех “котлах” на Украине нашими войсками потеряны пленными: Умань – 103 тыс., Лубны-Лохвица – 700 тыс. человек, Черниговка-Поповка (ныне Смирново) – 65 тыс. солдат и офицеров. И некому тогда было сказать товарищу Сталину: “Что же ты творишь!”. Ибо особенно гибель Юго-Западного фронта (целых пяти армий!) плюс штаба фронта были следствием его упрямства и того страха, который давил на армейских генералов после террора 1937 года.
Сейчас в Украине есть кому сказать: “Что же вы творите!”. Чай, не сталинщина. Пока… Но если Сталин, доведенный до последней черты у Сталинграда, начал слушать умных людей и их всячески поощрять, то КТО СЕЙЧАС КОГО СЛУШАЕТ?
Чем похвастался “работающий” Кабмин
Вообще-то первопричина всех панических настроений – это мы г-ну Тымчуку телеграфируем большими буквами – наше РОДНОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО. Понятно, что никто сейчас не пойдет в атаку за Порошенко, Турчинова и товарища Яценюка лично, но должен быть определенный уровень доверия. К примеру, автор даже был готов доверять г-ну Яценюку, если бы тот удачно похвастался чем-то полезным, совершенным уже за более чем полгода пребывания у власти. Но не вышло…
“Премьер Арсений Яценюк на пресс-конференции рассказал, каких достижений удалось добиться его правительству со времени назначения. 1. По его словам, было сокращено 25 тысяч неэффективных чиновников, значительно снижены расходы на содержание аппарата. В частности, были распроданы государственные автопарки и запрещены чартерные перелеты. 2. Также он отметил, что Кабмину удалось впервые за 23 года начать важную реформу в сфере энергетики, в частности – реформу ГТС. 3. Яценюк сообщил, что за последнее время потребление газа в Украине сократилось на 30 %. Значительная часть этого сокращения пришлась на население. “Люди осознали, что надо экономить. Наши мероприятия стали эффективными”, – уверен он. 4. Глава правительства напомнил также о правительственной инициативе сократить количество налогов с 22 до 9. Яценюк выразил надежду, что еще этот состав утвердит этот закон. “Решение популярное, так что они на выборы будут идти – будут поддерживать”, – спрогнозировал премьер. 5. Кроме того, Яценюк напомнил о начале бюджетной децентрализации и передачи власти в регионы. “Но вместе с налогами мы передаем и часть ответственности. Ну это же справедливо!” – добавил он. 6. По словам Яценюка, сейчас Украина находится в финальной стадии безвизового режима с ЕС. 7. Кроме того, сейчас готовится создание Национального антикоррупционного бюро. В частности, этот орган будет проверять доходы и расходы чиновников, а также контролировать их соответствие друг другу. В том числе к антикоррупционному бюро смогут обращаться и обычные граждане, если они будут видеть слишком роскошную жизнь чиновников. 8. Также Яценюк сообщил, что в правительстве вместе с учеными будет представлен лаконичный план развития страны. 9. Он выразил надежду, что все эти меры будут способствовать выделению Украине денег от МВФ и Всемирного банка. Ожидается, что в целом эти структуры дадут Украине около двух миллиардов долларов. (УП. 22.08.2014 г. Нумерация наша).
А теперь по пунктам: п.п. 4–8 – это обычный, извините, предвыборный треп, к делу не относящийся. К тому же п.7 – это прямая ложь, глава Антикоррупционного бюро Татьяна Черновол, потерявшая, напомним, под Иловайском мужа, со скандалом ушла с должности. Ибо не в силах ей было и дальше терпеть обман и саботаж в Кабмине.
П.1. Стало быть, сейчас все чиновники пешком ходят, а в Запорожье, к примеру (т. е. в среднем на одну область), потеряли непыльную чиновничью работу около тысячи человек? Не смешите! Да и несколько пиар-полетов бизнес-классом премьера и спикера парламента за границу не впечатляют, ибо 90 процентов населения уже и не вспомнит, когда самолет живьем видели…
П.2. ГТС… Об этом – в другой раз.
П.3. “Эффективная мера” (любого экономиста спросите) – это удар ломом по хребту экономики. Ибо задранные вверх тарифы на свет, газ и цены на бензин только Ахметову, Фирташу и Курченко на пользу, а всем остальным – во вред. А ведь есть и другие способы ограничения потребления, а не только такие губительные для экономики.
П.9. МВФ вроде денег дал. Здесь правительство сработало. Но цена вопроса?
А теперь еще об одном “успехе”, о котором Арсений Петрович скромно умолчал. Он касается каждой украинской семьи. Да-да, курс гривны к доллару. Известный банкир Александр Савченко (зам. председателя НБУ времен президентства В. Ющенко – стало быть, не “папередник” и не будет потешаться над ошибками врага) назвал шесть грубых ошибок, приведших к долларовой катастрофе. Чтобы не грузить читателя очень существенными, но неочевидными для неспециалистов вещами, остановимся на пункте № 6: “Непрозрачное рефинансирование, то есть эмиссия, коммерческих банков. Откуда взялись 33 млрд на корсчетах коммерческих банков? Деньги получает не система, а конкретный банк. Почему так случается – отдельный вопрос. Банки, которые получают больше всего гривны, больше всего выходят на валютный рынок и покупают валюты. Например, есть банки, которые обращаются к НБУ и обосновывают, что им нужен 1 млрд грн. Это было три недели назад, когда курс был около 11,5. Получил такой банк средства, пошел на валютный рынок, купил валюту по тому курсу. Сегодня он может продавать валюту по 14. За это время он получил бы приблизительно 250 млн чистого заработка от операций. Это еще одна причина резких колебаний курса”. (“Новости N”, 30.08.2014 г.).
Да, злые языки упрямо говорят, что рефинансирование от НБУ (льготное – за счет бюджета кредитование) получают банки откровенных спонсоров сепаратизма, а то и вовсе россияне… Слава Богу, НБУ как следует поработал с банками, и курс таки стал стабилизироваться.
И еще. В прошлый четверг мы пообещали, что спустя неделю точно вскроется ложь, озвученная Яценюком и Ко, что “мы оружия в Россию не продаем”. Как мы ошибались насчет недели! Уже в вечернем эфире ТСН 28 августа прошел сюжет под названием: “30 украинских предприятий продолжают поставлять в Россию продукцию двойного назначения: “Лет через 5 я смогу переориентироваться”. Агрессия России против Украины не стала аргументом для руководства трех десятков частных предприятий, которые продолжают исполнять заказы российской “оборонки”.
Фраза про “пять лет” принадлежит, кстати, известному запорожскому промышленнику. Но он хоть интервью дает. “Южмаш” же (спасибо украинским властям!) до упора будет помогать Путину “превращать Америку в радиоактивный пепел”, да еще и комментировать что-либо отказывается…
Да, о том, как обстоят дела со снабжением собственной армии. Если нет доверия к “паникерам” (“если бы не волонтеры, армия бы голодала”), послушаем, как об этом говорит лично Арсений Петрович Яценюк: “Отмечается, что 26 августа было созвано срочное заседание Кабмина Украины, на котором принят ряд решений. 1. О передаче оружия и военной техники со складов МО для потребностей армии, Нацгвардии и вооруженных формирований, участвующих в АТО, немедленно – в течение 48 часов с момента заявки. 2. О немедленном ремонте и модернизации без дополнительных согласований и разрешений всей военной техники 3–4 категорий, которая принадлежит МО и находится на производственных мощностях Госконцерна “Укроборонпром”. 3 О безотлагательном выкупе МО и Нацгвардией всей военной техники, производимой ГК “Укроборонпром” и находящейся на его складах, и немедленной поставке ее в зону боевых действий”. (УП).
Неплохо, согласитесь. Через шесть-то месяцев после начала войны…