За последние годы в области практически вдвое выросло число заболеваний, связанных с профессиональной деятельностью.
Если в 2008 году было зафиксировано 47 случаев, то в 2012 – уже 88. В прошлом году профпатология регистрировалась на 23 предприятиях региона: “ЗАлК” – 34 человека, “ДСС” – 8, “ЗТР” – 7, “ЗЖРК” – 7, “Запорожсталь” – 6, “ЗФЗ” – 6, “Запорожогнеупор” – 3, СЦ “Металлург-2”, ГП “Кремнийполимер”, ПАО “Завод полупроводников”, судмедэкспертиза, Гуляйпольский противотуберкулезный диспансер, “Укрграфит”, “ЗТМК”, “ЗАК”, “Искра”, КО “ЗВВА”, Конный завод, ПСП “Юлена”, ПСП “Молодежное-1”, Тимошовская средняя школа, ЧАО “Запорожское карьероуправление”, МОТОР СИЧ – по 1 случаю.
Среди негативных факторов, больше всего влияющих на здоровье запорожского работника, чаще всего звучат пыль и шум. При этом “раскрываемость” профессиональных заболеваний снижается. Причина вовсе не в том, что болеть люди стали меньше. По мнению специалистов, люди остаются работать на производстве больными из страха, что их сократят. Владельцы предприятий готовы выплатить своим заболевшим работникам компенсацию, лишь бы факт не был зарегистрирован официально – чтобы не портить статистику. Но это в лучшем, если в данном случае уместно так сказать, случае. Чаще всего бывает по-другому: когда у рабочего, занятого на участках с вредными условиями труда, появляются первые признаки болезни, работодатель ждет окончания срока контракта, благо последний для него заключается каждый год. А затем расторгает договор (особо нетерпеливые делают это и досрочно), даже если у человека еще нет профзаболевания, а только появляются его первые признаки, которые вполне поддаются лечению. А некоторые даже открыто заявляют: “Пойдешь в профцентр – уволю!”. И рабочие боятся куда-либо обращаться. И, как следствие, – мнимое благополучие по профессиональной заболеваемости.
– Если раньше предприятия часто скрывали случаи производственного травматизма, то сегодня можно констатировать тот факт, что мы получили такие же проблемы и в направлении сокрытия профессиональных заболеваний, – говорит главный технический инспектор профсоюзов Запорожской области Николай Чос. – В 2012 году впервые в области при обращении выявлено больше профессиональных патологий (72 процента), чем при проведении плановых медкомиссий. Одна из основных причин такого положения дел – ликвидация цеховых медицинских служб предприятий, которые раньше занимались медицинским обслуживанием работающих и ранним выявлением заболеваний. Еще одна причина – люди попросту боялись разглашать свой диагноз, даже если он был правильно поставлен. Приведу один пример. В прошлом году больше половины зафиксированных случаев производственного травматизма касалось неработающего Запорожского алюминиевого комбината. Работники ЗАлКа перестали бояться официально обращаться в медицинские заведения только тогда, когда шансы на трудоустройство были равны нулю. Есть предположение, что подобная картина присутствует на многих крупных промышленных предприятиях области и города. Если завтра что-то случится с “Запорожсталью” с ее шестнадцатитысячным коллективом, то страшно подумать, сколько случаев производственного травматизма мы можем получить.
По словам Николая Чоса, анализ травматизма на производстве также не дает оснований для оптимизма. Наряду с ежегодным снижением общего травматизма растет его тяжесть (количество дней нетрудоспособности на одного пострадавшего) с 24,5 дней в 1992 году до 36,6 дней в 2012 году. А по отдельным предприятиям металлургии и машиностроения тяжесть составляет 50 и более дней. Данные лечебных учреждений тоже существенно отличаются от официальной статистики. Реальный травматизм остается “в тени”, скрывается и в большинстве случаев оформляется как непроизводственный. Характерно, что ежегодно непроизводственный травматизм только увеличивается, а вместе с ним растут и экономические потери, которые уже достигают 2,5 процента внутреннего валового продукта Запорожской области. К слову, в этом году уже зарегистрирован 141 несчастный случай, а у 54 работников диагностировано профессиональное заболевание, что значительно превышает прошлогодние показатели по Запорожской области.
– На промышленных предприятиях работающие часто сталкиваются с вредными условиями труда, которые оказывают непосредственное влияние на ухудшение состояния здоровья, – говорит начальник областного управления исполнительной дирекции фонда социального страхования от несчастных случаев и профессиональных заболеваний в Запорожской области Николай Олейник. – Нельзя признать удовлетворительным и общее состояние охраны труда в области. Необходимо отметить, что местные органы власти повсеместно устранились от управления охраной труда на территориях, от расследования и профилактики непроизводственного травматизма, хотя закон обязывает их принимать участие в этом процессе. Анализ состояния охраны труда по результатам всесторонних проверок указывает на значительное старение производственных фондов, увеличение производственных рисков нанесения вреда здоровью работающих. Одна из причин такого положения дел – отсутствие заинтересованности и ответственности работодателей за использование средств на эти цели, – констатировал Николай Олейник.
В общем же ситуация с охраной здоровья простого запорожского работяги остается плачевной. Раньше на предприятиях существовала какая-никакая система упреждения заболеваний, то есть в каждом цехе был врач, присутствовали реальные, а не формальные медицинские осмотры, работали профилактории. На данный момент из всего этого богатства осталось от силы процентов 15. На сегодня считается нормой то, что наш человек отрабатывает на вредном производстве в полтора-два раза больше лет, чем положено по нормативам, и даже то, что он трудится без элементарных средств защиты. А между тем много запорожских рабочих практически каждый день находятся под воздействием пылевого, вибрационного и химического воздействия. Отсюда увеличение не только скрытого или открытого травматизма и профзаболеваний, но и природных смертей на производстве. Все чаще работа становится в прямом смысле опасной. Измениться вся эта ситуация может только в том случае, если владельцы промышленных объектов возьмутся за реальное перевооружение основных производственных мощностей. Однако в Запорожье об этом принято только громко говорить. Реально же ситуация остается прежней. Дешевле пригласить нового работника, ведь безработица…
Роман Прядун